Педагогическая мастерская
«Жизнь до рождения»
« Что есть благо? Знание.
Что есть зло? Незнание.
Кто умён, тот, смотря по обстоятельствам,
одно отвергнет - другое выберет »
Сенека.
Комментарий.
Данная тема актуальна вовсе времена. Медико-просветительская работа по проблеме полового воспитания имеет большое значение для подростков 13-15 лет. Для учителя важно в какой форме такая работа проводится: беседа, дискуссия, лекция с привлечением специалиста и т.д. Я предлагаю свой опыт работы в форме педагогической мастерской, где использую разные методические приёмы расширения знаний о внутриутробном развитии человека и о том, как важно сберечь зарождающуюся жизнь во благо всех.
Подготовка к уроку: информационный материал, иллюстрации эмбрионов на разных стадиях развития, видеофрагмент аборта (видеокассета с беседой о .Д митрия Смирнова со старшеклассниками).
Участники произвольно делятся на рабочие группы по 4-5 человек.
Задачи: создать условия для
а) осознанного информационного запроса об эмбриональном развитии человека;
б) понимания учащимися значимости знаний об индивидуальном развитии человека;
в) формирования нравственного отношения к зачатию и беременности, бережного отношения к новой жизни ..
Алгоритм мастерской
Индуктор: Нарисуйте в тетради два рисунка: ушная раковина и плод малины. Какие биологические объекты они вам напоминают? (можно обсуждать в группе 1-2 мин). Обсуждаем вслух с записью на доске . ( м нения могут быть всевозможными, всё принимается без комментариев, в ходе урока желательно вернуться к значению этих рисунков.).
Задание: прочитать текст и обсудить в группе.
«Самое великое время, когда рождается человек! Кого не спросиш ь- все помнят себя с 5-6 лет. А раньше? Переживал ли я чувства, эмоции, желания в этой жизни или совсем другой…»
(последнюю строчку обсудите в группе с комментариями)
Социализация:С какие чувства, эмоции, желания вы припомнили из своей жизни. (Обсуждаем с записью на доске.).
Задание: рассмотрите фото (1). Предположите кто изображён и какие 2 вопроса вы бы задали этому объекту?
Социализация: слушаем версии и записываем вопросы по 2 от группы на доску (во просы могут быть даже невероятными).
Задание каждая группа выбирает по 2 вопроса и пытается на них ответить.
Социализация: слушаем версии участников .( Всегда находятся участники неудовлетворённые или сомневающиеся и требующие подтверждающей литературы.). Обыгрываем этот момент например :
Предлагаю посетить научную библиотеку, где ребятам предлагается информационный материал, в котором можно найти ответы на вопросы.
Задание: выберите по одной фотографии (фото 2,3,4,5,6) и расскажите всем о том, кто на ней изображён, используя информационный материал .( необходимо так распределить фото, чтобы все стадии развития эмбриона были рассмотрены участниками мастерской в той последовательности как идёт развитие эмбриона. Обратить внимание , чтобы обсуждались не только анатомические подробности, но и психологические.)
Социализация: слушаем выступление групп, производим запись в тетрадь характеристики развития эмбриона. Обращаем внимание ребят на эмоции и чувства, переживаемые эмбрионом и то, что вспомнили сами ребята о свой жизни (запись на доске).
Задание: Как вы думаете, какие опасности могут подстерегать это внутриутробное существо, по сути человечка? (ребята высказывают свои мнения: инфекции, недостаток питания и кислорода, алкогольное, наркотическое и никотиновое отравление) (фото 7).
Задание: составьте памятку для мужчин и женщин, ответственных за жизнь до рождения .(запись в тетрадь).
Социализация: слушаем выступление ребят без комментариев.
Рефлексия: Как можно назвать данную мастерскую? (версия учителя записывается как тема урока). На каком этапе мастерской я понял, что жизнь до рождения это чудо и его нужно беречь?
В приложении находится дополнительный информационный материал.