Целью биологического образования является подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни, как наивысшей ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде. В области биологического образования происходит смена целевой ориентации и более четкое обозначение приоритетности его развивающей функции. В этих условиях необходимо использовать современные педагогические технологии не только во время урочной, но и во внеклассной деятельности по биологии.
Мной используется проектная деятельность по созданию “Электронного учебника”.
Исследовательский метод или метод проектов, ведет свое начало от идей Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика, которые считали, что учебная деятельность детей должна быть осознана ими, практически целесообразна, полезна и интересна. Эти идеи были подхвачены рядом педагогов, в том числе С.Т.Шацким. К середине 20-х годов ХХ века метод проектов получил широкое распространение в советской школе, но затем остаточно быстро был отвергнут.
Главными целями обучения учащихся проектной деятельности являются следующие:
- формирование и развитие творческих способностей;
- развитие умения ставить проблемы и самостоятельно решать их;
- создание мотивов к обучению и самообразованию;
- формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- развитие методологических умений и навыков.
Участие в проектной деятельности формирует у учащихся качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора будущей профессии.
Потребность в электронном учебнике, вызвана рядом факторов, ведущим из которых является его универсальность. Мультимедийное средство не только позволяет дополнить существующие наглядные средства обучения, но и помогает учащимся, имеющим проблемы со зрительно-слуховым восприятием, а также создает возможность фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке и может использоваться при дистанционном обучении для учащихся по состоянию здоровья не посещающих школу.
Учащиеся при работе над проектами выбирают различные формы: лабораторные работы, проверочные работы, углубленное или базовое изучение отдельных разделов биологии.
Данная работа не только стимулирует учащихся к более глубокому изучению не только биологии, но и к знакомству с основами педагогики, психологии, а также методики преподавания биологии, но и стимулирует к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникативных технологий.
Работы выполняются в режиме презентаций Power Point, используемая анимация и режим просмотра слайдов позволяют учителю работать с необходимой для конкретного класса скоростью (см. Приложение 1).
Слайд 1. | Лабораторная работа разработана для учащихся 5-ых классов, работающих по учебнику “Природа. Введение в биологию и экологию” авторы Т.С.Сухова, В.И.Строганов (концентрическая программа). | |
Слайд 2. | В ходе лабораторной работы может быть использовано и другое оборудование. | |
Слайд 3. | Инструкция по технике безопасности не записывается в тетрадь. Учащиеся читают, а затем обсуждают отдельные пункты вместе с учителем. Например, по пункту 2 ученики должны перечислить основные правила работы с микроскопом. | |
Слайд 4. | В ходе работы учащиеся рассматривают имеющиеся микропрепараты и делают два рисунка по выбору в своей тетради. | |
Слайд 5. | Используя анимацию можно сначала обсудить с учащимися, какие же признаки живого они знают, а затем проверить по слайду. | |
Слайд 6. | Во время работы учащиеся также рассматривают микропрепараты групп клеток многоклеточного организма и делают один рисунок по выбору. | |
Слайд 7. | Вывод сначала учащиеся делают устно, а затем проверяют по слайду, но варианты вывода могут быть и различными. |
Использование презентации во время лабораторных работ освобождает учителя от записей и рисунков на доске и дает ему больше времени для отработки с учащимися техники работы с микроскопом.
Аналогичная форма работа используется и при выполнении лабораторной работы “Внешнее строение и способы передвижения рыб” (см.Приложение 2).
Выполняя такие проектные работы, учащиеся не только развивают свои умения и навыки и углубляют свои знания, но и видят практическое использование своих работ, что естественно повышает эффективность образовательного процесса и способствует воспитанию всесторонне-развитой и творчески свободной личности.
Литература:
1. Г.И.Лернер Педагогическая теория современному учителю биологии. Москва Педагогический университет “Первое сентября” 2005.
2. Компьютер в работе педагога: Учебное пособие под редакцией Р.Ю.Пахомовой.Москва: ИКЦ “МарТ”, 2005.