Коррекционная педагогика
-
Урок социально-бытовой ориентировки в 5-м классе
2012
Урок социально-бытовой ориентировки в 5-м классе направлен на формирование культуры общения, культуры поведения учащихся. Занятие дает возможность влиять на становление важнейших качеств личности учащихся: доброты, вежливости, дисциплинированности, ответственности, честности.
-
Проект индивидуального занятия по формированию произношения по теме "Дифференциация звуков [с]-[с']. Работа над речевым дыханием, голосом и логическим ударением. 2-й класс 2012
Индивидуальное занятие по формированию произношения проведено с учеником 2-го класса школы II вида и имеет коррекционную направленность. В конспекте представлены разнообразные виды работ над произношением звуков и формированием выразительной стороны речи у слабослышащего ребенка с учетом его речевого развития и психологических особенностей. Показаны упражнения по развитию фонематического слуха, коммуникативной функции речи и повышению речевой активности ученика, коррекции психических функций.
-
Информационные технологии на уроках географии
2012
Данный урок разработан и апробирован для 9-го класса школы VIII вида. Поставленные задачи направлены на создание яркого образа Греции. УМК урока носит коррекционную направленность с опорой на тактильные, вкусовые, зрительные, цветовые ощущения, пространственную ориентировку. В процессе использования ИКТ активизируется познавательная деятельность и повышается мотивация к обучению.
-
Дифференцированный подход к учащимся 8–11-х классов с нарушением слуха и речи на уроках физической культуры
2012
Слабослышащие и глухие учащиеся очень любят спорт. Здесь всегда присутствуют элементы игры, состязательности и театрализации, что позволяет сделать праздник эмоционально насыщенным, ярким, интересным. В таких праздниках учащиеся не только развиваются физически, тренируют мышцы, овладевают элементарной спортивной техникой, они становятся более ловкими, находчивыми, способными быстро ориентироваться и принимать нужные решения, ведущие к достижению поставленной цели.
-
Знаменитый полководец Александр Суворов 2012
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова.
-
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6–8-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида "Математика повсюду" 2012
Суть урока заключается в использовании коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие интеллектуальной деятельности учащихся: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, внимания, воображения. Занимательные задания подобраны таким образом, что позволяют повысить интерес к предмету, способствуют закреплению знаний, умений, навыков, приобретенных на уроках математики, чтения, письма, географии.
-
Специфика использования звукового анализа при разных методах обучения чтению детей дошкольного возраста 2012
Научить ребенка расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове – одна из ведущих задач развития речи детей. Обучение детей звуковому анализу по классической методике, предложенной Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, а также специфика обучения фонемному анализу «читающих» детей являются предметом изложения данной статьи.
-
Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дисклексии у младших школьников 2012
Одним из основных направлений в работе учителя-логопеда в речевых классах специальной (коррекционной) школы является профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма. Ребенок должен владеть развитой системой родного языка, а именно: иметь сформированную фонетико-фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами, тогда он будет успешен по всем направлениям школьной программы.
-
Занятие по развитию мышления младших школьников "Винни-Пух идет в гости"
2012
Занятие направлено на развитие мышления младших школьников коррекционных классов. В ходе сказочного путешествия ребята выполняют интересные задания и оказывают помощь сказочным героям.
-
Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи учителя-логопеда и музыкального руководителя детского сада 2012
Для успешной организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, необходим комплексный подход. Включение дошкольников с нарушениями речи в разные виды деятельности на занятии позволяет повысить эффективность в коррекционной работе и стабильность полученных результатов. Предлагаем конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, позволяющего сочетать традиционные и нетрадиционные методы обучения.
-
Индивидуально подгрупповое занятие "Дифференциация звуков [c]–[ш] в слогах и словах" 2012
В предлагаемом материале отражена индивидуально-подгрупповая работа логопеда в группах старшего возраста с диагнозом ОНР 3-й уровень или ФФН. Значительная часть занятия включает в себя работу с презентацией, что значительно увеличивает результативность учебного процесса, повышает мотивационную заинтересованность детей.
-
Формирование коммуникативной культуры у старших дошкольников с недостатками речевого развития 2012
Цель урока – формирование коммуникативной культуры у старших дошкольников с недостатками речевого развития. Учащиеся знакомятся с нормами русского литературного языка; получают знания об искусстве человеческих взаимоотношений, развивают навыки вербального и невербального общения: знакомятся с набором устойчивых стереотипов в ситуациях (приветствие, прощание, просьба, извинение и т.д.).
-
Правдивые сказки про наши глазки 2012
В статье представлен цикл занятий с учащимися начальных классов IV вида по охране и гигиене зрения. Учащиеся 3–4-х классов, после изучения ими каждой из 14 тем цикла, разучивают стихи о зрении новосибирского врача-офтальмолога Н.С. Орловой и рассказывают их ученикам 1–2-х классов, при этом демонстрируется презентация из рисунков художника Т.Домниной.
-
Единая система тифлокоррекционного обучения "Глаз – рука" 2012
Единая система тифлокоррекционного обучения предназначена для социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения; направлена на формирование автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в предметно-практической деятельности. Окажет помощь в работе дефектологам, воспитателям, работающим с детьми с дефектами зрения, будет полезна родителям.
-
Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР подготовительной к школе группы
2012
Занятие обогащает и уточняет словарь учащихся по теме, учит составлять рассказ-описание по простым сюжетным картинкам с использованием опорных слов, совершенствует речевые навыки детей, развивает познавательные процессы, мелкую моторику рук, воспитывает бережное отношение к природе.
-
Конспект индивидуально-подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков [с] – [ш]"
2012
В предлагаемом материале отражена индивидуально-подгрупповая работа логопеда в группах старшего возраста с диагнозом ОНР 3-й уровень или ФФН. Значительная часть занятия включает в себя работу с презентацией, что значительно увеличивает результативность учебного процесса, повышает мотивационную заинтересованность детей.
-
Сенсорное развитие незрячего ребенка в условиях школы-интерната III, IV видов 2012
Сенсорное развитие незрячего ребенка в условиях школы-интерната III, IV видов направлено на формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Для усвоения сенсорных эталонов цвета, формы и величины мы на своих занятиях используем полифункциональные наборы. Возможность комбинирования деталей позволяет использовать наборы для формирования и развития конструктивных, математических представлений.
-
Перспективное тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья 2012
Цель данной статьи – помочь учителям-дефектологам в планировании занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях центров лечебной педагогики, медико-психолого-педагогического сопровождения, диагностики, консультирования и развития. Планирование занятий базируется на положениях программы С.Г. Шевченко. Составлено по лексической тематике на весь учебный год. Предложенное планирование является одним из возможных вариантов.
-
Урок чтения по теме "А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" 2012
С самых ранних лет дети знакомятся со сказками А.С. Пушкина, знают строчки: "Белка песенки поёт...", "Ветер по морю гуляет...", "Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...". А строчки стихотворения "Я помню чудное мгновенье..." отражают самое лучшее состояние души и поэтому никогда не устареют. Ребята любят читать произведения Пушкина и поэтому достаточно легко запоминают их содержание. Урок чтения сказки А.С. Пушкина – это праздник общения с поэтом.
-
Рабочая программа по математике для специальной (коррекционной) школы VIII вида 2011
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, тематический план, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, список литературы.
-
Особенности формирования навыка чтения у детей 2011
Статья разработана специально для родительского собрания по особенностям формирования навыка чтения у детей первоклассников и посещающих подготовительную группу детского сада. Приведены примеры различных тренировочных упражнений, которые выполняются с большим интересом и формируют правильные навыки чтения.
-
Значение ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии в условиях группы кратковременного пребывания 2011
В статье описан наработанный и результативный опыт работы в группе кратковременного пребывания детей с тяжелой патологией в развитии.
-
Воспитательный час (экологическое воспитание) 2011
Задачами экологического воспитания являются: формирование основ экологического мировоззрения и культуры; расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях; развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней; бережного отношения к своему здоровью.
-
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Зимние забавы детей" 2011
Автор рассказывает учащимся о зимних забавах детей. В начале занятия идет закрепление знаний о зиме, названиях зимних месяцев. Благодаря проведению занятия с использованием понятия "картинная галерея", работа по составлению рассказов становится интересной для детей, активизирует их познавательные возможности. Использование игр, загадок позволяет расширить практический опыт ребенка и его знания об окружающем мире.
-
Урок-путешествие по природоведению "Вселенная глазами пятиклассника" 2011
Урок-путешествие по теме «Вселенная» систематизирует полученные знания, умения и навыки учащихся, возникает возможность применить изученные понятия во внеклассной деятельности. Коррекция и развитие мыслительных процессов осуществляется на каждом этапе урока, структурная организация урока является ключевым моментом успешной активизации внутреннего потенциала каждого ребенка.
-
Урок-аукцион "Юный химик". 8-й класс 2011
Элементы, вещества, ученые – первоначальные химические представления о предмете. Нестандартная форма урока химии развивает учебные компетенции в процессе выполнения коррекционно-групповых заданий, актуализирует нравственные и моральные качества учащихся.
-
Система отслеживания оценки результатов обучения первоклассников в начальной школе МС(к)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 2011
В статье представлен безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений первоклассников. Безотметочный контроль и оценка предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником и не подразумевают сравнения его с другими детьми. Функцией самооценки и самоконтроля является определение учеником границы своего знания-незнания.
-
Проект урока развития речи во 2-м классе по теме "Признаки текста. Восстановление деформированного текста". Анализ урока 2011
Специальные уроки развития речи имеют своей целью формирование и совершенствование у школьников с общим недоразвитием речи полноценных форм общения и языковых средств с учетом их взаимодействия. Дети учатся отличать текст от группы предложений; устанавливать последовательность предложений в тексте; корректировать составленный текст; письменно оформлять текст.
-
Коррекционно-развивающее занятие: "В театре" 2011
Воспитанники, имеющие отклонения в развитии, трудности поведения, должны быть социально адаптированы к условиям современной жизни, т.е. могли вести себя правильно в различных ситуациях. Занятие „В театре“ способствует расширению кругозора учащихся, направлено на коррекцию поведения ребенка в различных ситуациях, формирование положительных качеств, воспитание культуры поведения.
-
Рабочая программа по русскому языку. 7-й класс 2011
Программа в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и коррекции мыслительной деятельности.