Значение ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии в условиях группы кратковременного пребывания

Разделы: Коррекционная педагогика


Долгое время я веду группу кратковременного пребывания. В эту группу ходят дети с тяжелой патологией в развитии. У всех детей сочетанные дефекты. Строить работу с ними крайне сложно. На каждого ребенка приходится писать индивидуальный план, потому что дети очень полиморфны по своему составу. Однако, за эти годы мной наработан определенный опыт по работе с этими детьми.

В прошлом году в эту группу пришли дети 3-х летки. Опыта работы с этими детьми не было, но мы понимали, что для детей это хорошо, потому что всем известно, чем раньше начинается коррекция, тем лучше произойдет компенсация психического развития.

Мы стали искать пути развития этих детей. В этой статье я хочу описать, какой опыт наработали и о том, что он дал хороший результат. Может эта статья станет полезной кому-то из коллег, кто окажется в данной ситуации.

Всем известно, что у детей с отклонениями в развитии идет отставание по всем «фронтам» и ничего просто так не разовьется без глубокой последовательной коррекционной работы. Просто надо хорошо представлять этапы этой работы и тогда, оказывается, можно добиться определенных результатов.

Начинаем работу с использования зоны ближайшего развития (формирование навыков элементарного самообслуживания). Эта работа планируется в виде занятий – это очень важно! (см. занятие 1) После того, как дети овладевают этими навыками, уже создается готовность к усвоению других более сложных навыков, т.е. зона ближайшего развития расширяется, т. е. идет развитие ребенка путем присвоения им общественного опыта. Занятия проводим в присутствии родителей. Зачастую у этих детей нарушен эмоциональный контакт со взрослыми, – это сказывается на характере первых действий с предметами и развитии восприятия. Таким образом, дальше строим занятия с опорой на формирование и развитие сенсорного восприятия. На этих занятиях восприятие предмета, свойства, отношения всегда включает в себя обследование и сравнение.

Развитие восприятия с этими детьми идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов. Эти дети, как правило, «неговорящие», поэтому взрослый должен побуждать ребенка к начаткам речи через указательные и изобразительные жесты, ситуации и совместную деятельность. Подражание действиям взрослого является одним из существенных видов общения в раннем возрасте (см. занятие 2)

Постепенно, в результате игровой, предметно-практической деятельности, самообслуживания у детей развивается речь, компенсируются недостатки мышления, формируются положительные эмоциональные качества. Так как у таких детей отмечается поражение ЦНС, то детям крайне трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения. Поэтому не увлекайтесь многословными советами и поучениями, не тратьте время и силы впустую, т.к. ребенок их не понимает. Главное в воспитании этих детей – это формирование привычек.

Как показала наша практика, эти дети могут овладеть элементарной изодеятельностью. Однако надо помнить, что у них чрезвычайно слабо развита моторика, в частности малоподвижна кисть и несовершенны движения пальцев рук, поэтому занятия надо начинать с подготовительных упражнений (см. перечень упражнений). Например, в песочнице надо показать, что можно оставлять пальчиком следы на гладкой поверхности песка: проскакал зайчик – небольшие углубления; проскользнула змея – волнистая линия.

Если с более сохранными детьми не рекомендуется работать фломастерами для того чтобы лучше развить мышцы руки, то этим детям наоборот, надо работать с фломастерами, потому что они удобны тем, что их не надо точить, у них яркие цвета, которые привлекают взгляд ребенка и, что самое главное, при минимальном нажиме получается яркая линия. Лучше работать не в альбоме, а на отдельном листе.

Занятия рисованием помогут вам совершенствовать у малыша пространственные представления (дождик идет сверху, трава растет на земле внизу и т.д.). Затем можно сформировать понятия величины (большой – маленький); протяженности (высокий – низкий, длинный – короткий) и т.д. В это время мы рассказываем о цветах.

Постепенно, овладевая графическими навыками, дети учатся обводить трафареты геометрических форм (внутри).

Итак, помним, что для воспитания ребенка с отклонениями в развитии мы должны быть, прежде всего, выдержанными, настойчивыми и, несомненно, обладать педагогической изобретательностью. Только в этом случае нас ждет успех!

Список использованной литературы:

  1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Венгера А.И. – М.: Просвещение, 1973.
  2. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. Учебник для Вузов.М., «Владос», 2001.
  3. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М.,1992.
  4. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М., «Педагогика – Пресс», 1996.