Перспективное тематическое планирование было разработано в соответствии с тематическим планированием занятий С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР» кн. 1,2. и адаптировано к условиям работы ГОУ Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.
Подготовка к обучению грамоте, формирование фонематического восприятия и развитие речи, формирование правильного произношения не вошли в тематическое планирование учителя-дефектолога. Данными направлениями работы в ГОУ ЦЛПДО занимается учитель-логопед.
Подготовка к обучению грамоте осуществляется учителем-дефектологом в случаях отсутствия занятий с учителем-логопедом или по согласованию между специалистами с привлечением утвержденных для работы программ.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками проводится индивидуально в соответствии с перспективным планом, который составляется в начале каждого учебного года по результатам диагностики и корректируется в течение учебного года с учетом динамики и особенностей протекания коррекционного процесса.
Работая с планированием и учитывая индивидуальный и дифференцированный подход, дефектолог имеет право:
- Изменять порядок изучения тем;
- Изменять количество занятий на выбранную тему;
- Объединять близкие темы;
- Исключать сложные темы, учитывая диагноз ребенка, его эмоциональное и физическое состояние, характерологические особенности, пожелания родителей
Перспективное планирование комплексных коррекционно-развивающих занятий для детей (возраст 3-4 года)
Сенсорное развитие и формирование
элементарных математических представлений.
Ознакомление с окружающим и развитие речи.
Cентябрь
Диагностика – 4 занятия. Складывание матрёшки.
Знакомство с окружающей обстановкой.
Складывание пирамидки. Наше тело.
Октябрь
Шар. Формирование понятий большой – маленький. Части тела и лица. Куб. Формирование понятий один – много. Игрушки (кукла, мяч). Дифференциация: куб, шар. Один – много. Игрушки (мишка, машина). Знакомство с формой «крыша». Деление предметов по величине на две группы. Время года – осень.
Ноябрь
Знакомство с формой «кирпичик». Проталкивание
предметов разной формы в соответствующие
отверстия. Один – много. Овощи. Складывание
матрешки. Один – много – ни одного. Фрукты.
Нанизывание колец, убывающих по величине
(складывание пирамидки). Овощи – фрукты.
Обобщение и дифференциация. Цвет предметов. Один
– много в окружающей обстановке. Семья – 2
занятия.
Декабрь
Цвет предмета. Пространственные направления: вверху – внизу. Соотнесение плоскостной и объемной формы в практической деятельности. Сравнение двух групп предметов приемом наложения. Понятие «поровну» – 2 занятия. Группировка предметов по цвету. Пространственные направления вверху – внизу, впереди – сзади. Время года – зима.
Январь
Диагностика – 2 занятия. Понятия «больше», «меньше». Установление равенства. Одежда – 2 занятия. Приём приложения. Различение правой и левой руки.
Февраль
Геометрическая фигура – квадрат. Цвет, как признак. Геометрическая фигура – круг. Величина, как признак. Сравнение путём приложения. Развитие пространственных представлений. Посуда – 2 занятия. Сравнение групп предметов путем: наложения и приложения. Части суток.
Март
Различение форм: круг – квадрат. Мебель – 2 занятия. Понятие: длинный – короткий. Сравнение предметов по длине приемами наложения и приложения. Транспорт – 2 занятия. Формирования навыка ориентировки на ограниченной плоскости (лист бумаги).
Апрель
Различение формы предметов на ощупь. Соотнесение плоскостной и объемной формы.
Домашние животные – 2 занятия. Формирование умения распознавать геометрическую фигуру в окружающей обстановке, на картинках. Выделение двух и трёх предметов из множества по образцу, по слову. Дикие животные – 2 занятия. Соотнесение 1, 2, 3 предметов с количеством пальцев. Счет 1, 2 предметов с называнием итога.
Май
Счёт до трёх. Дикие и домашние животные
(обобщение и дифференциация). Ориентировка в
помещении. Ориентировка в пространстве.
Разрезные картинки. Составление целого из
частей.
Различение правой и левой руки (повторение).
Время года – лето. Диагностика – 2 занятия.
Перспективное планирование комплексных коррекционно-развивающих занятий для детей (возраст 4-5 лет)
Развитие элементарных математических представлений
Ознакомление с окружающим и развитие речи
Сентябрь
Диагностика – 4 занятия. Предметы и их свойства. Знакомство с ближайшим окружением. Сравнение предметов по величине. Игрушки.
Октябрь
Сравнение по величине. Наше тело. Длинный – короткий. Осень – 2 занятия. Сравнение двух предметов разной длины. Свойства предметов (цвет) Овощи.
Ноябрь
Свойства предметов (форма) Овощи Сравнение
предметов по высоте. Фрукты – 2 занятия.
Сравнение предметов по длине и высоте. Сравнение
предметов по длине и высоте (по памяти).
Дифференциация овощи-фрукты.
Декабрь
Геометрические фигуры – круг. Ягоды. Круг.
Соотнесение с предметами окружающего мира.
Грибы. Геометрические фигуры – квадрат. Деревья.
Геометрические фигуры – треугольник. Зима. Новый
год.
Январь
Диагностика – 2 занятия. Сравнение круга, квадрата, треугольника. Зима. Ориентировка в пространстве. Части тела. Зима – осень.
Февраль
Направление от себя. Одежда. Ориентировка на плоскости листа. Обувь. Ориентировка во времени. Посуда. Один – много. Мебель.
Март
Один – много, по одному, ни одного. Домашние животные – 2 занятия. Приём наложения. Приём приложения. Дикие животные – 2 занятия. Сравнение групп предметов.
Апрель
Развитие пространственного восприятия. Весна – 2 занятия. Счёт до трёх. Счёт до трёх. Итоговое число. Птицы – 2 занятия. Счёт до четырёх.
Май
Счёт по названному числу. Транспорт. Счёт на ощупь, на слух, счёт движений. Продукты питания. Развитие пространственного восприятия. Цветы. Лето. Диагностика – 2 занятия.
Перспективное планирование комплексных коррекционно-развивающих занятий для детей (возраст 5-6 лет)
Развитие элементарных математических
представлений
Ознакомление с окружающим и развитие речи
Сентябрь
Диагностика – 4 занятия. Сравнение предметов: понятия одинаковый – разный. Моя семья. Сравнение предметов по размеры: большой – маленький. Игрушки.
Октябрь
Сравнение предметов по высоте. Понятие высокий
– низкий, выше – ниже. Осень. Сравнение предметов
по размеру. Цвета осени. Геометрические фигуры.
Деревья и кустарники. Понятия: много – мало,
несколько, один. Форма предметов. Плоды и семена.
Ноябрь
Понятия столько же, одинаково, поровну. Овощи.
Уравнивание групп предметов (разница равна
одному). Фрукты. Понятие пара.
Дифференциация овощи-фрукты. Понятие пара. Грибы.
Декабрь
Число 2. Мебель. Образование числа 3. Практическое знакомство с составом числа 3. Зима. Счёт в прямом и обратном порядке в пределах трёх. Зимние месяцы. Части суток. Новый год. Ёлочные украшения.
Январь
Диагностика – 2 занятия.
Число 4. Составление числа 4 разными способами.
Зимующие птицы. Образование числа 5. Зимние
забавы детей.
Февраль
Прямой и обратный счёт в пределах 5.
Одежда – 2 занятия. Порядковый счёт до 5. Число
6.Числовой ряд до 6. Профессии – 2 занятия. Цифры 1-6.
Март
Порядковый счёт до 6. Посуда – 2 занятия. Число 7. Образование числа 7. Дни недели. Название, последовательность Весна – 2 занятия. Число 8.Образование числа 8, числовой ряд до 8.
Апрель
Количественный и порядковый счёт. Домашние животные. Число 9. Образование числа 9. Дикие животные. Счёт предметов с использованием различный анализаторов. Дифференциация: домашние и дикие животные. Выделение количества меньше или больше названного числа на 1. Головные уборы.
Май
Число 10. Образование числа 10. Обувь. Числовой ряд в пределах 10. Транспорт. Счёт в пределах 10. Лето. Цветы. Насекомые. Диагностика – 2 занятия.
Перспективное планирование комплексных коррекционно-развивающих занятий для детей (возраст 6-7 лет)
Развитие элементарных математических
представлений
Ознакомление с окружающим и развитие речи
Сентябрь
Диагностика – 4 занятия. Пространственные представления. Овощи. Вчера. Сегодня. Завтра. Фрукты.
Октябрь
Дни недели. Ягоды. Порядковый счёт. Грибы. Числа от 1 до 10. Деревья и кустарники. Знаки равно, неравно. Число 0. Осень.
Ноябрь
Состав числа 2,3. Бытовые приборы. Состав числа 4. Изменения в природе осенью. Состав числа 5. Одежда. Состав числа 6. Обувь.
Декабрь
Состав числа 7. Головные уборы. Состав числа 8. Дифференциация: одежда, обувь, головные уборы. Состав числа 9. Зима. Состав числа 10. Забавы детей зимой.
Январь
Диагностика – 2 занятия. Точка. Линия. Отрезок. Ломаная линия. Зимующие птицы. Числовой отрезок. Домашние птицы.
Февраль
Сложение. Знак «+». Домашние животные. Сложение. Дикие животные. Вычитание. Дифференциация дикие домашние животные. Результат действий. Транспорт.
Март
Примеры. Транспорт. Примеры. Посуда. Арифметическая задача. Мебель Структура задач. Москва – столица России.
Апрель
Решение задач по демонстрации действия. Птицы. Решение задач по демонстрации действия. Насекомые. Составление задач по картинкам. Рыбы. Составление задач по картинкам. Обобщающие понятия: птица, рыба, насекомые.
Май
Придумывание задач по указанным числовым данным. 9 мая – День Победы. Вычитание. Профессии. Нахождение суммы и остатка. Учебные принадлежности. Лето. Диагностика – 2 занятия.