Цель: развитие познавательного интереса учащихся.
Задачи:
- Познакомить с содержанием сказки А.С. Пушкина.
- Развитие навыка сознательного, выразительного чтения, посредством первоначального выразительного чтения текста учителем и при просмотре одноимённого мультфильма при обобщении прочитанного.
- Развитие связной речи учащихся при анализе произведения.
- Воспитание любви к чтению, к родному языку, интереса к истории родного края.
Наглядность: Портрет А.С. Пушкина; книги с произведениями А.С. Пушкина; иллюстрации сказок; мультфильм "Сказка о царе Салтане"; таблички с ответами для игры.
Использованная литература:
1. Учебник "Чтение" для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: А. К. Аксёнова. Москва "Просвещение" 2007 год
2. А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане". Санкт-Петербург "Издательский дом "Нева"", Москва "ОЛМА-ПРЕСС" 2000 год.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Дыхательная гимнастика:
Сосчитать до 20 на одном дыхании.
Сказать три раза скороговорку "От топота копыт пыль по полю летит" на одном дыхании: первый раз - тихо, второй раз - громче, третий раз - громко.
2. Проверка домашнего задания.
- Вам было дано задание прочитать биографию Александра Сергеевича Пушкина, вспомнить его произведения. Сейчас мы с вами поиграем в "Выбери правильный ответ". Я задаю вопрос, а вы из четырёх вариантов ответа выбираете правильный.
1. В каком году родился А.С.Пушкин?
1737 | 1799 |
1812 | 1837 |
2. Как звали няню поэта?
Надежда Осиповна | Наталья Николаевна |
Мария Алексеевна | Арина Родионовна |
3. Как назывался лицей, в котором учился поэт?
Царскосельский | Университетский |
Московский | Петербургский |
4. Кто участвовал в восстании 1825 года?
Революционеры | Рабочие |
Крестьяне | Декабристы |
5. Дополнительный вопрос: объясни, почему они так назывались.
6. Где находился в ссылке Пушкин?
Кавказ | Михайловское |
Сибирь | Москва |
7. Какой царь допрашивал Пушкина после восстания декабристов?
Николай II | Николай I |
Александр I | Пётр I |
8. Дополнительный вопрос: О чём беседовали царь и Пушкин?
9. Сколько сказок написал А.С. Пушкин?
10 | 20 |
8 | 5 |
10. Дополнительное задание: перечислите сказки Пушкина.
11. В каком году была написана "Сказка о царе Салтане:"
1825 | 1831 |
1826 | 1836 |
3. Подготовка к восприятию текста.
- Мы с вами уже вспомнили о сказках Пушкина. Его сказки любят все, они очень интересные. Слова сказок легко запоминаются и с раннего детства русские дети знают строчки:
- Ветер по морю гуляет
Да кораблик подгоняет: (Можно попросить ребят продолжить)- Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт:
- Посмотрите, какие замечательные книги сказок А.С.Пушкина изданы. А сегодня мы с вами познакомимся с самой волшебной "Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". Ребята, какая сказка называется волшебной?
4. Словарная работа.
- Перед тем, как познакомиться со сказкой, мы разберём некоторые устаревшие слова, смысл которых вы можете не понять. Прочитайте хором:
- Вымолвить
- Светлица
- Град
- Грамота
- Нарёкся
- Тужить
- Теперь из другого столбика найдите современные слова, которые объясняют устаревшие:
- Город
- Сказать
- Назвался
- Горевать
- Сообщение, письмо
- Светлая комната
5. Первичное восприятие текста. Я читаю первую часть сказки, вы внимательно слушаете, прочитываете про себя и после чтения отвечаете на вопрос: кто главные герои этой сказки?
- Каких ещё героев "Сказки о царе Салтане:" вы можете назвать?
- Вы можете сказать, кто вам понравился и почему?
- Кто вам не понравился, почему?
6. ФИЗМИНУТКА произвольная.
7. Чтение текста учащимися.
- Сейчас вы ещё раз прочитаете первую часть сказки и подумаете, есть ли в поведении царя и сестёр что-то сказочное?
- Когда начинаются настоящие чудеса, которые можно встретить только в сказке? Расскажите о них.
8. Анализ прочитанного.
- Какие слова и выражения в этой сказке вам непонятны? Попробуйте их объяснить.
- Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма "Сказка о царе Салтане". Посмотрите внимательно и скажите, какие моменты не вошли в отрывок, напечатанный в учебнике.
- Кого из героев сказки вы изобразили бы иным, чем этот герой изображён в мультфильме?
9. Составление характеристики героя.
- Какие качества характера есть у царя? Выберите и докажите своё мнение:
- Добрый
- Злой
- Любопытный
- Мудрый
- Глупый
- Вспыльчивый
- Рассудительный
- Доверчивый
- Хитрый
- Безответственный
10. Итог урока.
- Какой момент прочитанного отрывка вам больше всего понравился?
- Если бы вы рисовали иллюстрацию к этой сказке, чтобы вы нарисовали?
Домашнее задание: прочитать первую часть сказки и подумать над вопросом: что стало причиной несчастья молодой царицы и её сына.
Оценка работы детей.