Урок чтения по теме "А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"

Разделы: Литература, Коррекционная педагогика


Цель: развитие познавательного интереса учащихся.

Задачи:

  • Познакомить с содержанием сказки А.С. Пушкина.
  • Развитие навыка сознательного, выразительного чтения, посредством первоначального выразительного чтения текста учителем и при просмотре одноимённого мультфильма при обобщении прочитанного.
  • Развитие связной речи учащихся при анализе произведения.
  • Воспитание любви к чтению, к родному языку, интереса к истории родного края.

Наглядность: Портрет А.С. Пушкина; книги с произведениями А.С. Пушкина; иллюстрации сказок; мультфильм "Сказка о царе Салтане"; таблички с ответами для игры.

Использованная литература:

1. Учебник "Чтение" для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: А. К. Аксёнова. Москва "Просвещение" 2007 год

2. А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане". Санкт-Петербург "Издательский дом "Нева"", Москва "ОЛМА-ПРЕСС" 2000 год.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Дыхательная гимнастика:

Сосчитать до 20 на одном дыхании.

Сказать три раза скороговорку "От топота копыт пыль по полю летит" на одном дыхании: первый раз - тихо, второй раз - громче, третий раз - громко.

2. Проверка домашнего задания.

- Вам было дано задание прочитать биографию Александра Сергеевича Пушкина, вспомнить его произведения. Сейчас мы с вами поиграем в "Выбери правильный ответ". Я задаю вопрос, а вы из четырёх вариантов ответа выбираете правильный.

1. В каком году родился А.С.Пушкин?

1737 1799
1812 1837

2. Как звали няню поэта?

Надежда Осиповна Наталья Николаевна
Мария Алексеевна Арина Родионовна

3. Как назывался лицей, в котором учился поэт?

Царскосельский Университетский
Московский Петербургский

4. Кто участвовал в восстании 1825 года?

Революционеры Рабочие
Крестьяне Декабристы

5. Дополнительный вопрос: объясни, почему они так назывались.

6. Где находился в ссылке Пушкин?

Кавказ Михайловское
Сибирь Москва

7. Какой царь допрашивал Пушкина после восстания декабристов?

Николай II Николай I
Александр I Пётр I

8. Дополнительный вопрос: О чём беседовали царь и Пушкин?

9. Сколько сказок написал А.С. Пушкин?

10 20
8 5

10. Дополнительное задание: перечислите сказки Пушкина.

11. В каком году была написана "Сказка о царе Салтане:"

1825 1831
1826 1836

3. Подготовка к восприятию текста.

- Мы с вами уже вспомнили о сказках Пушкина. Его сказки любят все, они очень интересные. Слова сказок легко запоминаются и с раннего детства русские дети знают строчки:

- Ветер по морю гуляет
Да кораблик подгоняет: (Можно попросить ребят продолжить)

- Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт:

- Посмотрите, какие замечательные книги сказок А.С.Пушкина изданы. А сегодня мы с вами познакомимся с самой волшебной "Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". Ребята, какая сказка называется волшебной?

4. Словарная работа.

- Перед тем, как познакомиться со сказкой, мы разберём некоторые устаревшие слова, смысл которых вы можете не понять. Прочитайте хором:

  • Вымолвить
  • Светлица
  • Град
  • Грамота
  • Нарёкся
  • Тужить

- Теперь из другого столбика найдите современные слова, которые объясняют устаревшие:

  • Город
  • Сказать
  • Назвался
  • Горевать
  • Сообщение, письмо
  • Светлая комната

5. Первичное восприятие текста. Я читаю первую часть сказки, вы внимательно слушаете, прочитываете про себя и после чтения отвечаете на вопрос: кто главные герои этой сказки?

- Каких ещё героев "Сказки о царе Салтане:" вы можете назвать?

- Вы можете сказать, кто вам понравился и почему?

- Кто вам не понравился, почему?

6. ФИЗМИНУТКА произвольная.

7. Чтение текста учащимися.

- Сейчас вы ещё раз прочитаете первую часть сказки и подумаете, есть ли в поведении царя и сестёр что-то сказочное?

- Когда начинаются настоящие чудеса, которые можно встретить только в сказке? Расскажите о них.

8. Анализ прочитанного.

- Какие слова и выражения в этой сказке вам непонятны? Попробуйте их объяснить.

- Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма "Сказка о царе Салтане". Посмотрите внимательно и скажите, какие моменты не вошли в отрывок, напечатанный в учебнике.

- Кого из героев сказки вы изобразили бы иным, чем этот герой изображён в мультфильме?

9. Составление характеристики героя.

- Какие качества характера есть у царя? Выберите и докажите своё мнение:

  • Добрый
  • Злой
  • Любопытный
  • Мудрый
  • Глупый
  • Вспыльчивый
  • Рассудительный
  • Доверчивый
  • Хитрый
  • Безответственный

10. Итог урока.

- Какой момент прочитанного отрывка вам больше всего понравился?

- Если бы вы рисовали иллюстрацию к этой сказке, чтобы вы нарисовали?

Домашнее задание: прочитать первую часть сказки и подумать над вопросом: что стало причиной несчастья молодой царицы и её сына.

Оценка работы детей.