Правдивые сказки про наши глазки

Разделы: Коррекционная педагогика


В классах “Охраны зрения” обучаются дети с различными заболеваниями органа зрения и различной степенью снижения остроты зрения. Но всем детям в одинаковой степени необходимо овладеть знаниями о том, как устроены глаза и как сохранить и улучшить имеющееся зрение. С этой целью во внеурочное время мы проводим с учащимися 3-4 классов занятия по следующим темам:

  1. Зрение – бесценный дар
  2. Как устроен глаз
  3. Как мы видим
  4. Почему опасно смотреть на яркий свет
  5. Инородное тело попало в глаз
  6. Зрение и компьютер
  7. Зрение и телевизор
  8. Правильное освещение при работе
  9. Питание и зрение
  10. Осанка и зрение
  11. Чтение лёжа – полезный ли это отдых?
  12. Травмы глаза
  13. Очки – наши помощники
  14. Береги свои глаза! [1, 2, 3 ,4, 6 ]

Занятия проходят примерно два раза в месяц. По каждой теме проходит беседа, а затем дети учат наизусть замечательные стихи новосибирского врача-офтальмолога Натальи Сергеевны Орловой, которые были опубликованы в книге “Ребятишкам про глаза”, выпущенной Клиникой детской офтальмологии “Эксимер KIDS” [5]. После того, как все беседы проведены и дети выучили стихи, проводится мероприятие для учащихся 1-2 классов “Охраны зрения”: дети читают стихи, при этом демонстрируется презентация с иллюстрациями художника Т. Домниной. Когда ребята, для которых читали стихи и показывали красочные картинки, дорастут до 3 класса, они тоже будут подробно изучать правила и рекомендации по охране и гигиене зрения, учить стихи и рассказывать их ученикам 1-2 классов, как пару лет назад это делали для них другие дети. Контингент классов “Охраны зрения” меняется – одни дети приходят в 1 класс и обучаются в течение 9 лет, кто-то уходит в общеобразовательные классы или даже другие школы после 2-3 лет обучения в классе “Охраны зрения” в связи со стабилизацией остроты зрения и другими улучшениями зрительных функций, кто-то поступает из других школ в 3-4 классы “Охраны зрения”. Поэтому получается, что ребята выступают с чтением стихов дважды – будучи в 3 и 4 классе, но это не всегда одни и те же дети, да и слушатели тоже разные – кто-то болел, кто-то поступит позже и т.д.

1. Зрение – бесценный дар

<Слайд 2>. Презентация

Девочки и мальчики,
Послушайте внимательно -
Надеемся, что наш рассказ
Многому научит вас –
Например, как видит глаз,
Как устроен, что внутри,
Слушай и на экран смотри.
Здесь о том ведётся речь,
Как глаза свои сберечь.
Чтобы были вы, ребята,
Зоркими как соколята. <Слайд 3>

Для чего нужны глаза
Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
Почему у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Глаза у Вари – карие
У Васи с Верой – серые,
У маленькой Алёнки
Зелёные глазёнки.
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза? 

Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно? <Слайд 4>

Странно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом –
Править быстрым самолётом;
Все моря на белом свете
Переплыть желает Петя,
Будет Николай танкистом,
А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья…
Но для этого, друзья,
Кроме знанья и уменья –
Всем необходимо зренье!
Чтоб рука была крепка
За работой у станка,
Чтоб не дрогнула рука
У таёжного стрелка,
Чтоб отправился в полёт
Реактивный самолёт,
Чтобы смело корабли
По морям студёным шли –
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Ты узнаешь всё на свете:
Как летают на ракете,
Сколько всех на небе звёзд,
Как устроен длинный мост,
Кто живёт на дне морском,
Как построен школьный дом,
Как железо добывают,
Как микробов изучают,
Как Америку открыли,
Как на льдине люди жили,
О животных и о птицах,
И о пчёлах – мастерицах.
Но, чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать. <Слайд 5>

Если хочешь ты в кино –
Тоже зрение нужно,
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения,
Значит каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!

2. Как устроен глаз

Глаз – волшебный теремок,
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен –
Без гвоздей построен. <Слайд 6>

Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружён,
Стенку эту белую
Называют склерою.
Обойдём же дом скорей –
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий –
Роговица словно плёнка,
Вся прозрачна, как стекло –
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз-домок.
В центре радужки – зрачок.
Чёрный маленький кружок.
Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой –
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри? –
В домике невидное
Тело стекловидное,
Оно прозрачно как алмаз…
Ну, а как же видит глаз?

3. Как видит глаз

<Слайд 7>

Отразится лучик света

От какого-то предмета,
Упадёт на роговицу,
Миг – и дальше устремится,
И сквозь дырочку-зрачок
Проберётся в глаз-домок.
Дальше, следуя порядку,
Попадает на сетчатку.
Круглый дом с одним окном,
Плотно он закрыт кругом,
Ни крыльца, ни двери нету,
Путь теперь окончен света?
Нет, от глаза нерв идёт,
В мозг сигнал передаёт,
После этого тотчас
Всё вокруг увидит глаз.
Очень хрупок круглый дом!
Тонки, нежны стенки в нём,
А прозрачное окно
Ставней не защищено.
Если тронешь роговицу –
Глаз сейчас же разболится,
Если ранится хрусталик –
Помутнеет чудный шарик,
Не проникнет в домик свет,
А без света зренья нет.
И чтоб видел глаз опять,
Хрусталик нужно поменять.

4. Почему опасно смотреть на яркий свет

Наблюдатели

<Слайд 8>

В небе солнышка затмение –
Поскорей за наблюдение!
И решили два подростка,
Бросив прочие дела,
Посмотреть на солнце просто
Без защитного стекла.
- Нам стекло, - сказали дружно,
Закопчённое не нужно,
Мы и так на небе ясном
Видим солнышко прекрасно,
А на солнце нам видна
Тень, что бросила луна…
Но ребята зря хвалились –
Их глаза потом слезились,
Сильно начали болеть.
Поздно поняли ребята,
Как на солнце без стекла-то
Закопчённого смотреть!

5. Инородное тело попало в глаз

Во дворе

<Слайд 9>

Две подружки рано встали,
Во дворе в песке играли:
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть,
Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок
И занёс в глаза песок.
Тёрли девочки глаза –
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле,
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал – “Конъюнктивит!”
И назначил для леченья
Капли в глаз без промедленья.
Осторожным надо быть,
Чтоб здоровье сохранить!

Соринка

<Слайд 10>

Мне соринка в глаз влетела,
Заболел, не смотрит глаз.
Я иду в больницу смело –
Там помогут мне сейчас.
Нежен глаз – и от соринки,
От песчинки и пылинки,
Если сразу не убрать,
Может сильно пострадать.
Медсестра сняла соринку
Быстрой, ласковой рукой,
Вижу каждую былинку,
Глаз здоров – иду домой.

Про Аллу

<Слайд 11>

Получила двойку Алла –
Оглушила рёвом класс!
Рукавом слезу стирала,
Разболелся к ночи глаз.
Ты запомни, Алла, сразу –
В глаз легко внести заразу!
Глаз не трогай рукавом –
Только чистеньким платком!

6. Зрение и компьютер

<Слайд 12>

Есть компьютер у Романа,
Он с друзьями у экрана
Прямо с самого утра –
Любит игры детвора.
Войны, битвы до победы –
Так до самого обеда,
Не гуляют, не едят –
У компьютера сидят.
Чем заняться после школы?
Поспешить на стадион?
Нет, манит другой досуг,
Ждёт компьютер – лучший друг.
Виртуальная реальность
Заменила всё вокруг.
Где же пропадают дети?
Ну конечно в Интернете!
Коды, патчи, обновленья
Закачать без промедленья.
Вышла новая аркада –
Юных геймеров отрада.
“Квейк”, ”Диабло”,”Камелоты” –
Всё попробовать охота.
Бьются час, проходит два –
Разболелась голова.
Удивляться стали сами –
Пелена перед глазами,
Ноги ходят еле-еле –
Видно мышцы ослабели…
Где уж скейт или футбол,
Не забить простейший гол…
Сделай выводы сейчас:
Чтоб тебе не портить глаз,
Чтоб не высох, как сморчок,
И не стал, как старичок –
У компьютера играть
Нужно время соблюдать.

7. Зрение и телевизор

<Слайд 13>

Ребятишки нынче рано
Сели около экрана.
Смотрят сводку новостей,
Передачу для детей,
Выступления артистов,
Встречу тележурналистов,
Длинный фильм
Документальный
И хоккейный матч
Финальный…
Скоро ночь,
Друзья не спят –
Смотрят, смотрят всё подряд!
А после удивляются:
“Как это получается –
У самого экрана
Уселись мы удобно…
Всё видели подробно…
Но это ж очень странно –
Теперь в глазах мерцание,
Теперь в глазах рябит,
Всё кружится, качается
И голова болит!..”
Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу.

8. Правильное освещение при чтении и письме

<Слайд 14>

Наша Нина с увлеченьем
Вечерком сидит за чтеньем:
Очень любит сказку Нина
Про мальчишку Буратино.
В уголке она читала,
Было света очень мало;
Почитала часик-два –
Разболелась голова,
Всё плывёт перед глазами,
Налились они слезами,
Расплылись у книжки строчки,
Буквы стали словно точки,
Не прочтёшь и половину
Строк про девочку Мальвину.
Знают взрослые и дети,
Что читают лишь при свете,
В темноте нельзя читать –
Глазки будут уставать.

9. Питание и зрение

<Слайд 15>

Всем известно, что Олежка
Любит сласти – сладкоежка;
И ему запрета нет
Сколько хочет ест конфет,
Схватит сахара кусок
Мёд, варенье ест, повидло,
И конца тому не видно…
Заболели вдруг глаза –
Резь и боль, течёт слеза,
Стали так бояться света,
Что терпенья прямо нету,
Да и видно стало хуже –
Бедный мальчик горько тужит:
“Все предметы как в дыму –
Ничего я не пойму”.
У Олега жалкий вид,
А диагноз – кератит.
Если нет в еде порядка,
Увлекаться если сладким,
Надо всем запомнить впредь –
Можно тяжко заболеть…

10. Осанка и зрение

Про Галочку

<Слайд 16>

Наша Галя подросла,
В первый класс она пошла.
Маленькая Галочка
Начала учиться,
Девочка хорошая,
Не должна лениться –
Маленькая Галочка
От души старалась,
Над тетрадкой новою
Низко наклонялась.
Выводила палочки
Маленькая Галочка –
Наклонялася бочком,
Помогала язычком.
Изгибалась, как вопрос,
Словно пишет даже нос!
Мама Гале говорит:
“Кто же, Галя, так сидит?
Прямо сядь, ровней дыши,
Носом книгу не паши.
Не сгибайся, слышишь?
Голову повыше!..”
Галя с мамой не согласна:
“Я же вижу всё прекрасно,
Если сесть иначе,
Не прочесть задачи”…
Как не слышит Галя маму
И сутулится упрямо,
Пробежал за годом год –
Галя в пятый класс идёт.
Тут родные увидали –
Близорукой стала Галя:
Наклоняясь над книжкой низко,
Видит только то, что близко.
Вдалеке же всё неясно,
Галя щурится напрасно
И, на первой парте сидя,
Даже доску плохо видит,
Что там пишут – не понять,
Слов никак не разобрать.
Плохо видит Галя вдаль,
И врачи сказали: ”Жаль,
В этом ты сама повинна,
Вот беды твоей причина:
Ты держала книгу близко,
Ты к письму склонялась низко,
Над тетрадкой за столом
Изгибалась ты крючком,
Вот и стала близорука…
Всем другим вперёд наука!”

11. Чтение лёжа – полезный ли это отдых?

Про кровать, про книжку, про одного мальчишку

<Слайд 17>

В первом классе у Алёши
Было зрение хорошим.
Врач на осмотре показал
Занятную таблицу:
На ней Алёша увидал
Коня, автобус, птицу.
На нижний ряд
Он бросил взгляд
Предметы все назвал подряд.
Врач молвил в восхищении:
“Отличнейшее зрение!”
Хоть мальчуган был очень мал,
Он видел далеко –
Гуляя, вывески читал:
“Хлеб”, “Мебель”, “Молоко”..,
На задней сидя парте,
Всё различал на карте!..
Подрос Алёша, интерес
Вдруг появился к чтению –
Про Гарри Поттера роман
Читает с увлечением!
Но вот беда – Алёша
Читает только лёжа!
В кровати любит он читать
И на большом диване,
И даже, совестно сказать,
Читает, лёжа в ванне!
Он отправляется в поход
И пару книг с собой берёт. <Слайд 18>

Привал!.. И вот в палатке,
Задравши кверху пятки, Валяется мальчишка –
Читает лёжа книжку!..
Алёша как-то раз идёт
С отцом гулять на пристань.
Плывёт к причалу теплоход –
Осталось метров триста.
Вот теплоход всё ближе…
“Урал!” – кричат вокруг.
“А я ещё не вижу”, -
Сказал Алёша вдруг.
Все буквы у названия
Слились на расстоянии…
Вновь у врача Алёша
Стоит перед таблицей,
Но зрением хорошим
Не может похвалиться…
Напрасно ты, Алёша,
Читал так много лёжа!

12. Травмы глаза

Про шило

<Слайд 19>

Мальчик Вовка быстро, ловко
Развязать хотел верёвку.
Чтобы узел развязать,
Начал шилом поддевать.
Шило с силой отскочило –
Глаз Володе повредило…
Только очень осторожно
Обращаться с шилом можно.
Шило, ножницы, ножи
Ты в игрушках не держи,
Ведь поранить очень просто
Можно глаз предметом острым!

О рогатке

<Слайд 20>

Как-то летом мальчик Петя
Воробьёв в саду пугал
И, забыв про всё на свете,
Из рогатки в них стрелял.
Раз! Другой! И третий раз!
Вдруг попал он брату в глаз –
Чуть не выбил глаз у брата!
Не стреляйте из рогаток!

Операция

<Слайд 21>

Случай был такой когда-то:
На земле лежал патрон;
Камнем стукнули ребята,
И взорвался гулко он!
Мчится в больницу
Машина с Андреем –
Скорее лечится!
Скорее! Скорее!
А в больнице – тишина.
Койка мальчику длинна…
Плачет мальчик, очень бледный
В глаз попал осколок медный!..
А назавтра, утром рано,
Доктор сёстрам так сказал:
“Привезите мальчугана
В операционный зал!”
В зале этом чисто, просто,
Тут лекарством пахнет остро,
Жутко здесь и интересно:
Лампа яркая чудесна,
И у всех на лицах маски –
Необычно, будто в сказке…
Говорит сквозь маску врач:
“Будь мужчиной и не плачь!
Небольшой осколок меди –
Он для глаза очень вреден;
Нужно нам его достать.
Начинаю! Не моргать…”
Много дней в окно палаты
Бились ветки тополей…
Очень медленно, ребята,
Поправляется Андрей.
Поправляется не сразу –
Глаз больной бинтом закрыт.
Лишь одним здоровым глазом
На окошко он глядит…
Вспоминает часто он
Злополучный тот патрон.
И, когда, порою, ночью
На глазу блеснёт слеза,
Шепчет мальчик:
“Буду очень
Я теперь беречь глаза!..”

13. Очки – наши помощники

Про очки

<Слайд 22>

С плохим, ребята, зрением
Жить без очков – мучение!
Ты по улице родной
Ходишь робко, как чужой.
Не поймёшь – плакат? Афиша?
Кто идёт – Илюша? Гриша?
Трудно встречных узнавать,
Плохо даже в мяч играть…
Врач очки назначил Майе
И при этом её сказал:
“Ты носи их не снимая,
Чтоб не портились глаза”.
Стала Майя говорить:
“Я не буду их носить –
Дети в школе будут часто
Называть меня очкастой.
И задразнят первачки –
Зачем очки? Сними очки!”
Но когда очки надела,
Жалко стало их снимать,
Сквозь очки на свете белом
Можно много увидать! <Слайд 23>

А по улице идёт –
Всех знакомых узнаёт.
А в лесу, на речке, в поле –
Настоящее раздолье:
Видишь лодку на реке,
Лес и горы вдалеке;
Видишь бабочку и птицу,
Воробьишку и синицу.
Видишь каждый лист и шишку,
Червяка и муравьишку,
И грибы искать легко,
Если видишь далеко.
На деревьях видно гнёзда,
Ночью в небе – спутник, звёзды,
Месяц видно, Млечный Путь, -
Значит, так в очках и будь!
В очках ходить не стыдно
И вовсе не обидно.
Хоть вы не старички,
Но коль плохое зрение,
Носите без стеснения
Хорошие очки!

Косоглазие

<Слайд 24>

Вдруг у маленького Славы
Глазки начали косить,
К носу стал смещаться правый,
Что тут делать? Как тут быть?
Доктор Славу осмотрел
И очки носить велел: -
“Такое косоглазие
Чтоб вас не безобразило,
Вот наше заключение:
Очки – одно лечение”.
В оптику шагают смело,
Очки купила мама,
На Славу их надела,
И встали глазки прямо!

14. Береги свои глаза!

<Слайд 25>

Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила
Нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока!”
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не всё подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра –
От стола до самых глаз
Должно быть сорок сантиметров!
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!

Список литературы

  1. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г.Как сохранить зрение у детей. Донецк, “Сталкер”, 2000.
  2. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г.“Улучшаем зрение. – М., “Эксмо” 2003.
  3. Кудряшова Н.И. “Зрение: сохранение, нормализация, восстановление. – М. , “НТ – Центр” 1995.
  4. Михайлова Л.“Школа зоркости” Москва “Крон-пресс” 1998.
  5. Орлова Н.С. Ребятишкам про глаза. – Рис. Т. Домниной. – СПб, клиника детской офтальмологии “ЭксимерKIDS”
  6. Фомичева Л.В. Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным зрением. СПб, КАРО, 2007.