Сенсорное развитие незрячего ребенка в условиях школы-интерната III, IV видов

Разделы: Коррекционная педагогика


Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Свойственная нормально видящим детям сензитивность сенсорного развития, не проявляется у детей с нарушением зрения из-за снижения межсистемных анализаторных связей, в связи, с чем наблюдается общее снижение чувственного опыта детей. Это говорит о том, что процесс компенсации за счет включения сохранных анализаторов спонтанно практически не происходит.

Изучение сенсорного развития детей с нарушением зрения имеет существенное значение для разрешения ряда конкретных проблем специальных коррекционных занятий для обоснования системы обучения и воспитания в школе-интернате III, IV видов (Приложение 1).

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.

Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ, самостоятельной ориентировки ребенка в окружающей среде. Чем больше органов чувств взаимодействует в этом процессе, тем успешнее идет опознание предметов.

Для усвоения сенсорных эталонов цвета, формы и величины мы на своих занятиях используем полифункциональные наборы «Гномик», «Радуга», «Забава» – это автодидактические материалы, применение которых позволяет решать задачи физического и умственного развития, формирования психомоторных и сенсорно-перцептивных способностей. Различные по цвету и форме детали наборов позволяют закреплять представления слабовидящих детей об основных цветах, мягкую фактуру можно сравнивать с жесткой поверхностью пола.

Возможность комбинирования деталей позволяет использовать наборы для формирования и развития конструктивных, математических представлений. Использование набора для конструирования зданий, мебели и др. способствует не только развитию предметно-практической деятельности, но и формирует пространственные представления, что оказывает благотворное влияние на ориентировку в пространстве. 

Для более эффективного усвоения сенсорных эталонов мы используем инновационные технологии. С этой целью на базе ГКОУ РО школы-интерната III, IV видов № 33 г. Новочеркасска  с 31.12.2010 года приказом № 1038 по министерству общего и профессионального образования Ростовской области начала работу областная инновационная площадка «Адаптация коррекционного оборудования  профессора Л. Б. Баряевой (ООО «ПКФ «Альма» г. Санкт-Петербург) для незрячих и слабовидящих детей». Тема исследования: «Изучение, обобщение опыта профессора Л.Б. Баряевой и внедрение инновационных образовательных технологий, способствующих повышению качества учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов».

Литература

  1. Алибаева Ф.И. Баряева Л.Б. Белякова Ю.Ю. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками Учебно-методическое пособие для вузов (под ред. Баряевой Л.Б., Вечкановой И.Г.), издательство: Каро, 2007.
  2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры и логические упражнения с цифрами: Пособие для детей старшего дошкольного возраста
  3. Баряева Л.Б. Гаврилушкина О.П. Зарин А. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Изд. 2-е, перераб., доп. Издательство: Каро, 2007.
  4. Баряева Л.Б. Жевнеров В.Л. Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения: Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения, издательство: Дрофа, 2008.
  5. Баряева Л.Б. Кондратьева С.Ю. Игры и логические упражнения с цифрами: Пособие для детей старшего дошкольного возраста, издательство: Каро, 2007.