Я работаю учителем физической культуры в Государственном общеобразовательном учреждении открытая (сменная) общеобразовательная школа № 10 для учащихся с нарушениями слуха и речи с 2004 г. по настоящее время.
В течение семи лет моя работа в школе была ориентирована на разработке системы физического воспитания, основанной на индивидуально-дифференцированном подходе к учащимся с 8-го по 11-й класс.
Цель работы:
- Выявление и развитие способностей каждого ученика.
- Формирование физической культуры школьника, способного адаптироваться к условиям современной жизни.
- Развитие физической активности с учетом индивидуальных особенностей учащихся школы на основе введения в учебно – воспитательный процесс современных технологий обучения, диагностики усвоения знаний и умений, создания условий для максимального раскрытия физических способностей учащихся и сохранения здоровья.
- Расширение словарного запаса.
- Расширение кругозора о здоровом образе жизни.
Основные задачи данной системы физического воспитания:
- Сознательная потребность в систематических занятиях, способствующих к здоровому образу жизни;
- Создание необходимых условий для развития личности подростка с отклонениями здоровья с максимальным использованием его потенциальных возможностей;
- Осуществление в учебно-воспитательном процессе дифференцированного и личностно ориентированного подхода;
- Обеспечение сохранения и укрепления физического здоровья подростков, коррекция и компенсация дефекта.
- Готовность к необходимым физическим нагрузкам;
- Формирование осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них.
Моя работа была организована следующим образом.
Я использовала различные формы организации занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Учащиеся, освобожденные от занятий физической культурой: писали рефераты по итоговой промежуточной, переводной и итоговой аттестации.
В ходе итоговой аттестации учащиеся писали рефераты на спортивную тематику. Проводилось анкетирование, конкурсы.
Учащиеся готовили презентации к урокам.
Полученные данные были проанализированы и полученные результаты позволили сделать выводы.
В результате проведенной работы у всех учащихся к концу года отмечалось:
1) Формирование физической культуры школьника;
2) Развитие физической активности с учетом индивидуальных особенностей;
3) Расширение кругозора о здоровом образе жизни;
4) Формирование осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них;
5) Социальная адаптация.
Все это способствует развитию их кругозора учащихся, словарного запаса, интереса к занятиям спортом, развитию физической активности.
В результате спортивно – массовой работы происходит развитие физической активности школьников с нарушением слуха и с нарушением речи.
Слабослышащие и глухие учащиеся очень любят спорт, поэтому в нашей школе наравне с другими формами внеклассной работы прочное место заняли спортивные праздники. Здесь всегда присутствуют элементы игры, состязательности и театрализации, что позволяет сделать праздник эмоционально насыщенным, ярким, интересным. В таких праздниках учащиеся не только развиваются физически, тренируют мышцы, овладевают элементарной спортивной техникой, они становятся более ловкими, находчивыми, способными быстро ориентироваться и принимать нужные решения, ведущие к достижению поставленной цели.
Так же участие учащиеся в спортивных праздниках формирует у них высокую мотивацию к занятиям.
Итоги работы над методической темой: Использование дифференцированного подхода к учащимся с нарушениями слуха и речи позволяет избежать перегрузки и способствует наиболее полной реализации возможностей каждого ученика.
По плану школы физического воспитания ежегодно мы проводили спортивные праздники.
- Веселые старты: “Дню защитника Отечества”; “Ребята, а вы готовы к старту”; “8 марта, а ну-ка, девушки…”; “Кто сильнее, ловчее и смышленнее”; “Военно – спортивная эстафета”; “Веселый спорт – 2011г.”
- Соревнования на первенство школы: турнир по настольному теннису; турнир по настольному теннису в парном разряде среди юношей; участие в соревнованиях на первенстве школы по н./ теннису в парном разряде среди юношей; лига по настольному теннису.
- Соревнования на первенство школы: Премьер лига по мини – футболу “Питерский мяч”; Соревнования на первенство школы по футболу; Встреча 2 двух команд по мини – футболу; Соревнование по мини – футболу; Товарищеский матч по футболу; Турнир по мини – футболу; Соревнования по мини футболу среди учащихся.
- Соревнования на первенство школы: Участие в соревнованиях на первенство по шашкам; “Супер – лига” по шашкам; Турнир по классам. Шашки; Лиги шашки.
- Участие в соревнованиях на первенство по шахматам;
- Спортивная игра: игры по станциям: “Если хочешь быть здоров”; “Путь к звездам”.
- Конкурс “День здоровья”; Урок – презентация “ О, спорт, ты – мир”; “День здоровья”.
Также проводятся такие массовые мероприятия как:
– диагностика: “О спорте и не только”, “Здоровый образ жизни”;
– разработка контрольных нормативов;
– разработка методического материала о спорте и здоровом образе жизни;
– оформление фотостендов: “Мое зимнее лето”; “Наши спортивные достижения”;
“Спортивные достижения”;
– оформление стендов: “Олимпиада в Турине 2006”; “ Спорт глухих России”;
“Здоровый образ жизни”; Наш и спортивные достижения”; “Здоровые дети – здоровая
страна”; “Оказание экстренной помощи” и “Личная безопасность в чрезвычайных
ситуациях”;
“История Паралимпийских игр”; “Сурдлимпийские игры в Тайвань”; “Церемония
открытия Олимпийских Игр 2010;
Наши ребята участвовали в городских и районных соревнованиях по ориентированию, по волейболу, по настольному теннису, по футболу, в веселых стартах.
Участвовали в чемпионате и первенстве Санкт Петербурга по спортивному ориентированию среди инвалидов по слуху в Кубке Петра Великого; в открытом первенстве коррекционных образовательных учреждений по спортивному ориентированию (ЮККИ); в чемпионат г. Санкт-Петербурга по настольному теннису среди глухих и слабослышащих детей; в первенстве по настольному теннису среди людей с ограниченными возможностями Выборгского района, посвященном Всемирному дню инвалидов;
Предлагаю Вашему вниманию сценарий и презентацию спортивно – оздоровительного мероприятия “Всероссийский день здоровья”.
Мероприятие “День здоровья”.
Дата проведения: 07.04.2011 г.
Место проведения: актовый зал.
Инвентарь: презентация, ручки, бумаги.
Состав жюри.
Состав команды: 3 команды по 5 чел.
Вступление:
Что такое ЗОЖ (Здоровый образ жизни) – поведение, стиль, способствующие
сохранению, укреплению и восстановлению здоровья людей.
Всемирный день здоровья – ежегодное событие Всемирный организации
здравоохранения (ВОЗ). Это день отмечается с момента принятия Устава Всемирной
организации здравоохранение 07.04.1948 года.
Программа сценария.
- Представление команд.
- Представление жюри.
- Конкурс “О, счастливчик!”
- Конкурс “Вставьте пропущенные по смыслу слова”.
- Игра: физ. – минута “Задуй быстрее”.
- Конкурс “Угадайте, что это”.
- Конкурс “Отгадайте на поляне”.
- Игра со зрителями: “Корова без хвоста”.
- Конкурс “Сканворд”.
- Подведение итогов.
- Награждение.
Ход праздника
Ведущая приветствует всех присутствующих в зале. Здравствуйте дорогие ребята, родители и уважаемые гости! Мы рады приветствовать в нашем зале команды “название”.
Ведущая: Наши команды будет судить строгое и справедливое жюри в составе: ……….. Мы с жюри хотим проверить наших участников насколько они сообразительны, решительны, активны и внимательны.
- Конкурс
Давайте проверим вашу эрудицию.
– по сигналу соперники должны только с помощью своего дыхания обвести надувной шарик вокруг корзины. Побеждает команда, закончившая эстафету первой. Выигрывает та команда, которая быстрее всех выполнит задание). Объявляется результат.
– Давайте поиграем. Выходите на сцену трое желающих. Вот вам задание:
Художник забыл нарисовать корове хвост. Хвост должны прикрепить вы, но с завязанным глазами. Награждение.
– Уважаемые жюри, пожалуйста, расскажите свои наблюдения и выберите
победителя!
– Жюри выбирают победителя.
Особое внимание рекомендуется обращать на отсутствие будущего у наркомана, будь то музыкант, спортсмен, художник и т.д. Берегите свое здоровье.
– Награда найдет своих героев! (Награждение.)