Цель: Развитие внятной, членораздельной, выразительной устной речи.
Задачи: Создать условия для:
- постановки звука [Р];
- дифференциации звуков [С – СЬ];
- развития речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и связной речи;
- формирования просодической стороны речи.
- коррекции психических функций (памяти, внимания, логического мышления) на основе упражнений;
- обеспечения здоровьесберегающего пространства.
Оборудование: карточки, картинки, игрушки, логопедические зонды, компьютер.
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Приветствие.
2. Проверка слуха. (За экраном).
– Как ты слышишь?
– Будем заниматься?
– Сейчас осень?
– Сейчас сентябрь?
– Послушай и повтори: сентябрь, октябрь, декабрь – осенние месяцы.
– Правильно?
– Назови правильно осенние месяцы.
3. Развитие речевого дыхания и голоса.
Произнесение ряда чисел на одном выдохе:
1, 2, 3, 4, 5. (Выдох).
6, 7, 8, 9, 10. (Выдох).
С усилением и ослаблением силы голоса:
4. Пальчиковая гимнастика.
«Моем руки», «Пальчики здороваются», работа с тренажёром «Каштан».
II. Целевая установка.
– Будем учиться правильно говорить звуки, читать слитно, плавно, выразительно. Слушай меня внимательно, думай и говори хорошо.
III. Формирование произношения.
Работа над звуком (Р).
1. Артикуляционная гимнастика.
Будем работать над звуком (Р).
– Вспомни упражнения для звука (Р).
Я буду показывать картинки, а ты выполняй упражнения (показывает ученику схематические изображения артикуляционных упражнений, ученик выполняет. В случае затруднения учитель сам показывает упражнение).
«Маляр», «Лошадка», «Гармошка», «Барабан», «Кучер».
2. Постановка (Р).
Уточнение артикуляции.
– Поставь язык правильно, кончик языка прижми к альвеолам (показывает).
– В таком положении языка говори: з________, тяни звук. Старайся, чтобы струя воздуха была сильная, холодная, вот такая; (показ перед зеркалом и на кистях рук). Учитель дает ребенку ощутить силу воздушной струи.
– Продолжай тянуть звук, пока я буду раскачивать твой язык зондом – шариком.
3. Итог работы над (Р).
– Молодец, ты все делал правильно.
– Скоро ты научишься делать струю воздуха сильной, тогда у тебя получится звук (Р). Над этим мы еще будем работать.
Дифференциация (С-СЬ).
– Будем работать над звуками (С – СЬ).
1. Артикуляционные упражнения «Накажем язык», «Почистим нижние зубки», «Горка», дутьё на язык.
2. Произнесение звука изолированно.
– Покажи, как ты умеешь правильно произносить звуки (С – СЬ). Проверь себя (Презентация, слайд 1).
Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, идет сильная струя воздуха, голоса нет.
Когда произносим (СЬ), то язык более напряжён и сильнее упирается в нижние зубы, спинка немного приподнята, голоса нет. (Показать на кистях рук).
– Произнеси звуки долго. (слайд 2)
3. Развитие фонематического слуха.
Слушай меня внимательно.
Повторяй за мной.
СА-СЯ, СО-ТО, СИ-ТИ, СИ-СЫ
АС-АСЬ,
Осень – очень, Тёма – Сёма – Соня
4. Чтение слогов и слов. (слайд 3)
Послушай, как я прочитаю, повтори:
- Ас – ась
- аса – ася
- ос – ось
- класс – карась
- касса – Вася
- нос – лось
Прочитай сам слова правильно: (слайд 4)
Осень, велосипед, масло, спальня, капуста.
Отхлопай ритм слов: капуста, осень.
5. Называние картинок. (слайд 5)
– Назови картинки.
– Какая картинка лишняя? Почему? (Если не сможет ответить, то пусть найдёт картинку, в названии которой нет звуков (С – СЬ).
– Это кошка.
– Верно. Молодец.
– А теперь скажи, что изменилось? (слайд 6)
6. Запомни слова.
Снег, слон, лиса, гусь, апельсин.
Прочитай эти слова. Повтори, что запомнил. (слайд 7)
7. Словообразование. (слайд 8)
- Гусь – гусёнок – гусята.
- Лиса – лисёнок – ….
- Свинья – поросёнок – ….
IV. Физкультминутка.
- «Идём по мостику».
- Коррекция зрения. Упражнение с использованием зрительных ориентиров.
8. Составление словосочетаний. (слайд 9)
Составь словосочетания:
синяя вкусный осенние |
сок листья слива |
– Верно.
9. Составление предложений по картинке. (За экраном). (слайд 10)
– Какое наступило время года?
– Какие листья на деревьях?
– Что делают листья?
– Кто пришёл в сад?
– Что делают дети?
Повтори: Дети собирают сухие листья.
10. Отработка стихотворения с использованием элементов фонетической ритмики. Выполняется стоя.
А. Показ учителем движений.
Б. Выполнение упражнения вместе с учеником.
В. Выразительное чтение стихотворения учеником. (слайд 11).
Что там
шепчут листья?
Подойдём и спросим.
Листья отвечают:
– Осень! Осень. Осень…
11. Работа над диалогом.
– Будем работать над диалогом. Сначала я прочитаю.
-
Чтение диалога учителем.
– Мама, можно я пойду в сад?
– Можно, Сеня. Что ты будешь делать в саду?
– Я буду собирать листья.
– На улице грязь, надень сапоги.
– Я надену сапоги. -
Беседа.
– О чём разговаривали мама и мальчик?
– Как зовут мальчика? Что он будет делать в саду? Почему надо надеть сапоги? -
Чтение по ролям с использованием фигурок мальчика и мамы.
– Я буду читать за маму, а ты за Сеню. -
Самостоятельное чтение.
– А теперь ты прочитай и за маму, и за Сеню. -
Воспроизведение диалога без таблички с использованием фигурок.
– Говори за маму и за Сеню самостоятельно, своими словами.
12. Итог. Рефлексия. Как ты занимался? У тебя были ошибки? Молодец, ты справился со всеми заданиями. Но мы ещё поработаем над звуками (Р), (С-СЬ) на следующем занятии. До свидания.