Урок-аукцион "Юный химик". 8-й класс

Разделы: Химия, Коррекционная педагогика

Класс: 8

Ключевые слова: Урок-аукцион, Свойства металлов


Цели.

Образовательная: формирование познавательной активности на уроках химии.

Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие слухового восприятия, на основе сравнительно-обобщающих заданий.

Воспитательная: развитие нравственно-волевых качеств к достижению поставленной цели.

Форма урока: урок-аукцион.

Оформление доски: плакат “Лот-карта”; названия команд, эмблемы; периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; портреты: Н.Н.Бекетов, Д.И.Менделеев, А.Блок, Любовь Менделеева, Николай Второй, М.В.Ломоносов; две бумажные короны.

Оборудование:

1. Проектор, компьютер, презентация PowerPoint.

2. Листы А3, ответы для команд.

3. Бумажный вариант заданий: лот №2; лот №3; лот №5; лот №9.

4. Сигнальные флажки.

Ход урока

I. Организационный этап урока.

Учитель:

У нас сегодня замечательный день,
День открытых дверь,
День химических знаний, умений и навыков.

Сегодня, у нас урок-аукцион вопросов и ответов “Юный химик”.

Аукционист:

Урок-аукцион, сегодня нам поможет,
Вспомнить, понять и осмыслить,
Химические явления,
Стихий превращение,
Дни и события разных людей,
Там где для науки открыта дверь!

(Команды участницы приветствуют друг друга и гостей урока: названия команд и девиз).

II. Мотивационно-композиционный этап урока.

Учитель знакомит учащихся с правилами игры:

- Внимательно слушать ответы одноклассников.

- Фиксировать балл, перед ответом.

- Задания оцениваются по пятибалльной системе.

- Ответ команды сопоставляется с баллом, и оценивается аукционистом в отдельной графе “Лот-карты”.

Выбор “5” баллов означает точный ответ, знание предмета обсуждения.

Выбор “4” балла – уверенность в правильной трактовке ответа, но возможность ошибки в ходе обсуждения.

Выбор “3” балла – ответ вызывает сомнения.

Выбор одного или двух баллов для участников аукциона, означает, что они нуждаются в помощи учителя.

Аукцион состоит из 12 разных по сложности заданий.

Аукционист: Урок-аукцион вопросов и ответов “Юный химик”, участвуют команды, способные ответить на любые вопросы, дать рассудительный ответ, объяснить и доказать, все это могут наши команды участницы.

Учитель: Казусы в химии, часто встречаются их нам понять суждено!

Звездной дорогой отмечено прошлое, будущее не рождено!

Аукционист: Аукцион вопросов и ответов считаю открытым.

III. Операционно-исполнительный этап.

Первый лот “Мудрый химик”

Задание на развитие слухового восприятия.

Аукционист: “А ты, мой мудрый химик, преданный до страсти естествоиспытательству, ночами беззвездными у вытяжного шкафа мешаешь белый фосфор с мышьяком, с толченой костью, с серным ангидридом, и ставишь перегонный куб голландский на масляную баню, наблюдая за чередой чудесных превращений”

Учитель: Что изучает химия?

Правильный ответ: Химия – наука о веществах и их превращениях.

Учитель: Химия очень трудная наука, она требует от ученых внимательности, наблюдательности, трудолюбия и искренней любви к своему делу.

Второй лот “Химическая путаница”

Аукционист:

Содержательный аспект,
Там где химик, там успех,
Он и в скатерть-самобранку,
Приспособил под ряды,
Там, ведь формулы одни.

Задание на развитие произвольного внимания и зрительной памяти.

Учитель: Каждому веществу соответствует химическая формула. Названия веществ и химические формулы находятся на отдельных карточках, которые необходимо расположить рядом.

Правильный вариант ответа.

Угарный газ CO Вода H2O
Ртуть Hg Азот N2
Углекислый газ CO2 Сероводород H2S
Хлор Cl2 Кислород O2

Третий лот. Опыт Джозефа Пристли

Задание на сопоставление, выявление общих признаков.

Аукционист: Английский ученый Джозеф Пристли (1733-1804) провел интересный эксперимент. Он поставил под стеклянный колокол маленький горшок с геранью, а рядом поместил зажженную свечу. Поясните результат опыта. Каким выводам пришел ученый?

Учитель: С помощью карточек, составьте химическое уравнение, тем самым, отобразив биологический процесс, протекающий в зеленых частях растений.

CO2     O2      H2O     глюкоза

Правильный ответ: Углекислый газ + вода---- кислород + глюкоза. Фотосинтез –процесс, протекающий в зеленых частях растения, под действием солнечного света неорганические вещества синтезируются в органические и выделяется свободный кислород. Кислород – бесцветный газ, малорастворимый в воде, поддерживает процессы горения, дыхания и гниения.

Четвертый лот. Царь Сиракуз и Архимед

Задание на развитие логического мышления.

Аукционист: История с украденным золотом. Царь Сиракуз решил принести дар богам золотую корону. Заказ по выплавке получил ювелирных дел мастер. Вскоре царю донесли, что мастер сделал корону, не из чистого золота. Математику Архимеду предстояла трудная задача, доказать виновность мастера. Предложите, какой способ использовал Архимед, тем самым доказав всему миру, что он не только математик, но и физик.

(Подсказка: золото в 19,3 раза тяжелее воды; серебро в 10,5 раза тяжелее воды).

Учитель: Вам начинающие химики предстоит доказать виновность ювелира, как и несколько тысяч лет назад математику Архимеду.

Правильный ответ: История гласит, что копия золотой короны оказалась тяжелее по количеству пролившейся воды из сосуда, чем корона сделанная ювелиров. Корона ювелирных дел мастера содержала примеси серебра. Физики используют понятие “Архимедова сила”. Сила, выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, ровна весу жидкости в объеме этого тела.

Пятый лот. Алмазный блеск и Лавуазье

Задание на развитие логического мышления.

Знаменитый французский химик А.Лавуазье (1743-1794) был приглашен к герцогу на прием. Во время приема на камзоле у герцога блистал алмаз. Лавуазье, изучавший процесс горения, предложил эксперимент, что алмаз может сгореть, как кусочек угла и превратится в пепел. Герцог не поверил, и согласился на эксперимент.

Учитель: Из предлагаемых карточек сложите процесс горения алмаза.

Правильный ответ: В процессе горения углерод реагирует с кислородом и выделяется углекислый газ.

Шестой лот. Лишайник Р.Бойля

Задание на коррекцию и развитие произвольного внимания.

Аукционист: Английский ученый Роберт Бойль, путешествуя по Шотландии, обнаружил лишайник, у которого были странные свойства.

Учитель: Объясните, почему ученый мир окрестил лишайник лакмусовым? Поясните на примерах.

Правильный ответ: Лакмусовый индикатор в кислой среде краснеет, в щелочной среде индикатор синеет, а в нейтральной среде лакмус не меняет цвет. Р.Бойлю принадлежит открытие лакмусового индикатора.

Седьмой лот. Дирижабль “Гиндербург”

Задание на развитие слухового восприятия.

Аукционист: В 1937 году взорвался и сгорел, задев электрические провода, самый большой дирижабль в мире.

Учитель: Каким газом заполняли дирижабли в начале XX века?

Правильный ответ: В этот период времени как дирижабли, так и воздушные шары надували водородом. При скоплении газа свыше 60% может произойти взрыв. Дирижабль, задев электрические провода, порвал обшивку, что и привело к трагедии.

Учитель:

Сплоченность и точность в движении,
Знание химических элементов, и газообразных веществ;
В разминке поможет баллы набрать,
В итоге получить – пять!

Задание на развитие моторики рук и ног.

Металл-шаг вперед, неметалл-шаг назад, газ - руки вверх.

Ртуть-шаг вперед, углерод-шаг назад, гелий - руки вверх.

Восьмой лот

Коррекция слухового восприятия.

Аукционист: Отрывок из сказки Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок”.

Повели коней в конюшни
Десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами,
Но дорогой как на смех
Кони с ног их сбили всех,
Все уздечки разорвали
И к Ивану прибежали.
На другой день наш Иван,
Взяв три луковки в карман,
Потеплее приоделся,
На коньке своем уселся
И поехал в дальний путь…
Дайте, братцы отдохнуть!

Учитель:

Найдите в ряду “лишний” химический элемент.

Феррум, аргентум, гидраргирум, аурум, купрум, плюмбум.

Правильный ответ: гидраргирум (ртуть – жидкий металл).

Девятый лот. Пастух Магнус

Задание на развитие слухового восприятия.

Аукционист: Одна легенда гласит. Пастух Магнус однажды потерял козу, и в поисках животного, чуть было не остался без посоха. Посох по неизвестной причине, прилип к придорожному камню.

Учитель: Участникам команд необходимо решить задачу, в поисках ответа, вычислить массовую долю железа в магнетите.

Развитие умений и навыков самостоятельной работы по алгоритму.

Правильный ответ:

Задача.

Дано:

Fe3O4

------------

Найти:

1. М(Fe3O4)=?

2. W (Fe)=?

Решение.

1. М( Fe3O4)=3x56+4x16=232 г/моль

2. W( Fe)= 168:232x100=72%

Ответ: Массовая доля железа в магнетите составляет 72%.

Процентное содержание железа в минерале способствует намагничиванию железных изделий. Посох пастуха имел железный наконечник.

Десятый лот. Таинственный металл

Развитие и коррекция зрительного восприятия.

Аукционист: Готовы ли участники команд узнать историю таинственного металла?

Информационная карточка для каждой команды. Человек ежегодно съедает треть миллиграмма металла. Хроническое отравление металлом (“сатуризм”) приводит к поражению нервной системы, появляется вялость и апатия. В Кремле (1633-1737 год) использовали водопроводные трубы из этого металла. Примерами хронического отравления стали русские цари, которые оказались в числе первых жертв “свинцовой воды”: “тишайший” Алексей Михайлович, “болезненный” Федор Алексеевич, “полумертвый” Иван Пятый.

Учитель: Какой металл использовали, наши предки, для изготовления водопроводных труб?

Правильный ответ. Свинец.

Одиннадцатый лот. Любовь Александра Блока

Задание на развитие памяти и внимания.

Александр Блок. Избранное.

Аукционист:

Твое лицо мне так знакомо,
Как будто ты жила со мной.
В гостях, на улице и дома
Я вижу тонкий профиль твой.
Твои шаги звенят за мною,
Куда я ни войду, ты там.
Не ты ли легкою стопою
За мною ходишь по ночам?
Не ты ль проскальзываешь мимо,
Едва лишь в двери загляну,
Полувоздушна и незрима,
Подобно виденному сну?

Учитель: Определите взаимосвязь между следующими именами: Александр Блок, Д.И.Менделеев, Любовь Менделеева, Н.Н.Бекетов, Николай Второй.

Правильный ответ.

Николай Николаевич Бекетов преподавал химию Всецаревичу Николаю (1886-1887 уч. год). Всем известна тесная дружба Д.И.Менделеева с Н.Н.Бекетовым, дедушкой Александра Блока. Дочь Любовь Менделеева стала женой поэта, они вместе прожили недолгую семейную жизнь.

Двенадцатый этап “Ученый – это звучит гордо!”

Коррекция внимания.

Аукционист:

“Он был ученый и поэт
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал Университет”

Учитель: Кому посвятил такие красивые слова, поэт Ефим Ефимовский?

Правильный ответ. Ученый и поэт – М.В.Ломоносов. В 2011 году исполняется ровно 300 лет со Дня рождения Великого русского ученого.

IV. Рефлексивно-оценочный этап урока.

Аукционист: Аукцион подходит к своему завершению, прошу тишины. Подводятся итоги аукциона.

Учитель имеет право скорректировать общий балл команд, отметив поведение и нравственные качества участников.

Выявляются самые сложные, интересные, легкие задания.

Какие моменты понравились в уроке?

Что не понравилось и почему?

Участникам игры предлагается вытянуть “Сигнальные флажки” (“Я самый активный”; “Я - умный”, “Я - смелый”, “Я - лучший”, “Я – победитель”).

Аукционист:

Юный химик, ты на верном пути!
Ждут тебя трудности - взлеты, падения!

Учитель:

Встреча верных по духу людей,
И несбыточный мыслей - полет, пробуждение!

До новых встреч, на аукционе вопросов и ответов “Химик-алхимик” в 9 классе!

Список литературы

1. Малая детская энциклопедия Химия. -М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001. - 479 с.: ил.

2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Учебник для 8 классов общеобразовательного учреждения. -М.: Просвещение, 2000. – 158 с.: ил.

3. Энциклопедический словарь Юного химика / Под ред. Д.Н.Трифонова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 368 с.:ил.