Знаменитый полководец Александр Суворов

Разделы: История и обществознание, Коррекционная педагогика


Цель: показать доблесть русских солдат и полководческое искусство А. В. Суворова.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с биографией А. В. Суворова; на примерах показать выдающийся талант полководца; дать знания о наставлениях Суворова солдатам.
  • Коррекционно-развивающие: развивать умения приводить в качестве доказательств своих суждений сведения из художественной литературы; поддерживать беседу по оценке исторического деятеля.
  • Воспитательные: на примере А. В. Суворова воспитывать силу воли, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к знаниям, любовь к своей Родине.

 Основные знания: А. В. Суворов – выдающийся полководец; воинское звание – «генералиссимус».

Основные термины и понятия: генералиссимус

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, слайды: карты «Русско-турецкие войны 1768-1774 гг., 1787-1791 гг.», портрет А.В.Суворова, иллюстрации «Детство Суворова», «взятие Измаила», «пушка Суворова», «могила Суворова», В. Суриков «Переход Суворова через Альпы», фрагменты видеофильма «Полководец Александр Суворов», звукозапись «Из письма… к отцу Суворова»

Тип урока: комбинированный, слайд-презентация.

ХОД УРОКА

I.  Настрой на урок. Сообщение цели урока

Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь.
Душа обязана трудиться, и день, и ночь.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.

Слайд 1

II. Повторение пройденного материала

Фронтальная беседа по вопросам:

  • В каких войнах участвовал А.В. Суворов?
  • Когда проходили русско-турецкие войны?
  • Какова главная причина этих войн?
  • Кто возглавил русскую армию в первой русско-турецкой войне на суше и на море?
  • Что получила Россия в результате этой войны?
  • Кто возглавил русскую армию во второй русско-турецкой войне на суше и на море?
  • Где проходил штурм Измаила? Показать на карте.
  • Каков результат второй русско-турецкой войны?

Слайд 2

Слайд 3

III. Изучение новой темы

Вводное  слово учителя. В результате русско-турецких войн Россия получила выход в Черное море. Во многом Россия была обязана полководцу Александру Васильевичу Суворову.

Сообщение темы урока: «Знаменитый полководец Александр Суворов».

Слайд 4

Рассказ учителя о детских годах Суворова. Александр Васильевич Суворов родился в 1730 году в семье офицера и с детства мечтал стать военным. Однако рос он маленьким, худеньким, часто болеющим мальчиком, который едва не умер при родах, и которого отец даже не думал отдавать в армию.
Жили они  то в деревне, то в Москве. Матушка его, Авдотья Федосеевна, была очень благочестивой христианкой, приучала сына к храму, к молитвам и мечтала, чтоб сынок ее пошел по духовной линии.
А Саша мечтал о другом…Зная, что для службы в армии нужны сильные,  крепкие, выносливые люди, он принялся закалять свое здоровье: обливался холодной водой, спал  на досках, даже в холод носил легкую одежду, в любую погод, несмотря на дождь и ветер, скакал верхом на коне, каждый день занимался гимнастикой, выполняя тяжелые физические упражнения.
И еще Суворов всякую свободную минуту изучал военную науку, прочел множество книг, хорошо знал историю, математику.
И вот в 12 лет Суворов одерживает первую в своей жизни победу – победу над отцовским генеральским неверием в его, Александра Суворова, предназначение.
Говорят, что было это так. В гости к Суворовым зашел друг отца генерал по фамилии Ганнибал. Он был поражен рвением Саши, его начитанностью не по годам книг из отцовской библиотеки, самых серьезных, на разных языках. Генерал убедил своего старого товарища Василия Ивановича Суворова записать его сына солдатом в Семеновский полк.
Так Суворов прошел воинскую службу «от» и «до» – от солдата до генерала.

Слайд 5

 Звукозапись «Из письма… к отцу» (об отношении молодого Суворова к  военной службе).

– Как относился к военной службе Александр Суворов?

Слайд 6

Учитель: Эта пушка – свидетельница Суворовских войн, а их у него было шесть.

– это семилетняя война с Пруссией
– 2 войны с мятежными поляками
– 2 войны с турками
– 1 война с безбожными (как он их называл) французами.

Во время русско-турецкой войны Суворов получил приказ, во что бы тони стало взять турецкую крепость Измаил. «Скорее небо обрушиться на землю, чем сдастся Измаил», – говорил начальник этой крепости. А Суворов свое боевое задание выполнил…

Слайд 7

Доклад ученицы «О взятии Измаила – неприступной турецкой крепости».
Остальные ученики слушают.
Отвечают на вопрос.
Рассматривают иллюстрацию «Взятие Измаила»

– Что помогло русской армии овладеть этой неприступной турецкой крепостью?

Слайд 8

Учитель. «Кто в Швейцарии не бывал, тот горя не знал, а мы были-побывали, всю нужду узнали», –  так говорил Суворов после войны с французами.  Его  армия в этой   войне попала в     окружение. Суворов вывел армию из окружения, совершив небывалый переход через снежные горы Альпы, которые находятся в Швейцарии.
Солдатам было необыкновенно  трудно идти по обледенелым склонам гор, но они, вдохновляемые своим полководцем, прошли через горные перевалы там, где, казалось, невозможно было пройти.

Рассматривают  репродукцию картины В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

Слайд 9

Просмотр видеофрагмента из фильма «Полководец Александр Суворов».

Слайд 10

Учитель. Один раз русские были обречены погибнуть в Альпийских горах. Когда они подошли к мосту, который в народе прозвали Чертовым ,на них напали французы. Выстрелами из пушек французы разрушили  часть Чертова моста. Но Суворов не растерялся. Он приободрил своих солдат и приказал прямо под огнем противника восстановить разрушенный мост.  Каково же было удивление французов, когда дым рассеялся, и они увидели бегущих русских солдат по восстановленному мосту.

Просмотр видеофрагмента из фильма «Полководец Александр Суворов».

Слайд 11

IV. Физкультминутка и гимнастика для глаз

Учитель. За свою жизнь полную воин и битв Александр Суворов не проиграл ни одного сражения. А, как утверждают, их у него было 67. За свою боевую жизнь он был 7 раз ранен, причем 2 раны смертельные, 6 раз под ним пала его лошадь, 3 раза он был спасен от верной смерти или плена его солдатами. А солдаты Суворова любили. Они были преданы ему и готовы были за ним идти и в огонь и в воду .В походах Суворов всегда находился вместе с солдатами. Спал с ними на голой земле, ел солдатскую пищу. Перед боем он сам обучал солдат, готовил их к трудным испытаниям. Он говорил: «Тяжело в ученье легко в бою» (выражение крупно записано на листе и вывешено на доске).

Все  свои военные знания и опыт Суворов поместил в книге «Наука побеждать». В ней даны три главные правила победы: глазомер, быстрота, натиск. Глазомер – это точное изучение обстановки. Быстрота  означала быстрое и незаметное продвижение войск. Под натиском Суворов подразумевал внезапное и стремительное нападение на врага.

Записывают в тетрадь название книги и три главные  правила победы.

Слайд 12

За свой талант полководца и совершенные подвиги Суворов получил в конце жизни звание генералиссимуса. Это высшее воинское звание.

Словарная работа: генералиссимус.

Записывают значение слова в словарь.

Слайд 13

Учитель. Суворов был награжден многими орденами. Но в конце своей жизни он был отозван из армии. Новый император Павел I, сын Екатерины II, был сторонником восстановления прусских (или немецких) порядков в русской армии. Суворов противился этому и критиковал императора: 
«Русские прусских всегда одевали. Что перенимать? Пудри и вшей в буклях? (это он имел в виду белые парики солдат с косичкой сзади и завитыми висками) Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, а я не немец, а природный русак».
Природный русак… вот так и нашла коса на камень, точнее не на камень, а на кремень. За это Суворов был отправлен в отставку, а через год, в 1800 году, умер.
Когда-то он считал, как для воина, самой неприемлемой смертью – смерть в постели.
Однако он умер в постели, но и в бою, как о том мечтал. В том бою, который христиане называют духовной бранью, и он победил в этой брани .Последнее, что он успел сказать перед беспамятством князю Багратиону, которого прислал Павел, «поклон мой в ноги царю сделай, Петр».Суворов одержал свою главную победу, исполняя заповедь «любите врагов ваших», а потому стал воистину непобедимым.
Похоронен великий полководец  в Александро-Невской лавре в Петербурге. На надгробной плите надпись: «Здесь лежит Суворов».

Слайд 14

V. Первичное закрепление материала

Задание на карточках

Задание  1. Биографическая задача. Кто это?

Прошел все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал военный учебник «Наука побеждать». Пользовался большой любовью и уважением солдат.

Генералиссимус.

А. В. Суворов
М. И. Кутузов
Ф.Ф. Ушаков

Задание  2. Турецкая крепость, которую взяли штурмом Русские солдаты под командованием Суворова?

– Измаил
– Очаков
– Кронштадт

Слайд 15

Задание  3. Кроссворд

1. Какое высшее воинское звание имел Суворов ?
2. Одно из трех правил победы, по Суворову, обозначающее «точное изучение обстановки».
3. Название книги Суворова: «… побеждать» .
4. Горы, через которые Суворов совершил свой легендарный переход.
5. Турецкая крепость, которую взяли штурмом  русские солдаты под командованием Суворова.
6. Рядом с кем  находился Суворов во время военных походов?
7. Выражение Суворова: «Тяжело в …, легко в бою».

Слайды 16-17

VI. Подведение итогов. Домашнее задание

Прочитать текст учебника, выписать в тетрадь высказывания Суворова.

Слайд 18