Цель урока: развитие мышления младших школьников (3-4 класс КРО).
Задачи урока:
Образовательные:
1) Развивать мыслительные операции
учеников.
2) Повышать познавательную активность ребят.
Воспитательные:
1) Прививать навыки взаимовыручки и доброго отношения к окружающим посредством оказания помощи сказочным героям.
Ход занятия
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие вместе с Винни-Пухом.
Как известно, Винни-Пух очень любит ходить в гости. Вот и сегодня он решил отправиться в гости к своим друзьям. (СЛАЙД 2)
И первым делом он отправился к Чебурашке.
Винни-Пух шёл по дорожке и напевал весёлую песенку. (прослушивание песенки Винни-Пуха)
Наконец, наш медвежонок добрался до домика Чебурашки. (СЛАЙД 3)
А Чебурашка затеял большую уборку. Он очень аккуратный, у него все вещи находятся на своих местах и распределены по группам. Однако, за последнее время у Чебурашки накопилось много лишних вещей, которые нужно убрать. Но для этого необходимо сначала понять, что является лишним.
Давайте поможем Чебурашке разобраться в том, что же здесь лишнее. (СЛАЙД 4,5,6).
Молодцы ребята! Вы здорово помогли Чебурашке!
А Винни-Пух, погостив у Чебурашки, отправился дальше. Он решил навестить Красную шапочку. (СЛАЙД 7)
Красная шапочка, тем временем, возвращалась домой от бабушки по лесной дорожке и пела весёлую песенку (прослушивание песенки Красной шапочки).
Как вы думаете, ребята, можно ли от того места где мы живём дойти пешком до Африки? Это, наверное, не возможно, потому что Африка находится от нас очень далеко и для того, чтобы туда попасть необходимо лететь на самолёте. Так, что Красная шапочка нас немного запутала. Давайте поможем Красной шапочке разобраться в том, что бывает в жизни, а что – нет.
Посмотрите на эти картинки и скажите, что перепутал художник? Чего на самом деле не бывает? (СЛАЙД 8,9).
Молодцы ребятки! Помогли Красной шапочке.
А теперь вместе с Винни-Пухом отправляемся в гости к обезьянкам. (СЛАЙД 10).
Скажите, вы смотрели мультфильм про обезьянок?
Обезьянки большие проказники, они всё время что-нибудь вытворяют, а их маме потом приходится всё исправлять. Вот и сейчас они разорвали на две части бумажку, на которой были написаны слова. В результате остался только клочок с началом слов, а конец этих слов потерялся. Но известно, что все эти слова заканчиваются одинаково (на одни и те – же буквы). (СЛАЙД 11).
Давайте, попробуем отгадать, что это за слова?
(Если дети затрудняются с ответом, то можно дать им подсказку. Например: “одна – печёт, вторая – течёт, третья – горит”).
Молодцы! Вы правильно угадали! (СЛАЙД 12)
Печёт печка,
Течёт речка,
Горит свечка.
А теперь давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, около своих парт. Сейчас я расскажу вам, что нужно делать.
Когда я скажу слово “речка” – вы начнёте плавно двигать руками, изображая, как течёт вода, или как вы сами плывёте по реке (психолог демонстрирует данное действие).
Когда я скажу слово “печка” – вам нужно присесть, поднять руки вверх и двигать ими в кистях, изображая огонь (психолог демонстрирует действие).
Когда я скажу слово “свечка” – вам нужно встать прямо и замереть.
Слушайте меня внимательно. Приготовились. Начали.
(Помимо отдыха и раскрепощения детей данная игра даёт психологу дополнительную информацию об уровне развития внимания отдельных учеников).
Молодцы! А теперь садимся за парты и продолжаем наше путешествие.
Пока мы отдыхали, Винни-Пух немного подкрепился, поел мёду и отправился в гости к Незнайке (СЛАЙД 13)
А Незнайка выполняет домашнее задание и, конечно же, не знает, как его делать. Давайте немного поможем ему.
Незнайке нужно составить из букв слово. Все буквы у него уже есть, но они расположены не по порядку. Для того, чтобы получилось правильное слово нужно переставить местами некоторые буквы (СЛАЙД 14).
Как вы думаете, какое это слово?
(Если дети затрудняются с ответом, можно подсказать им, что это сладкий фрукт).
Правильно ребята – это груша. (СЛАЙД 15)
Одно задание Незнайки мы выполнили, но у него есть и второе задание. Незнайке нужно подобрать пару к слову. Связь между словами в паре должна быть такой же, как в примере. (СЛАЙД 16, 17)
Например: курица – цыплёнок, а заяц – ….
(Если дети испытывают затруднения при ответе, можно дать им подсказку, чтобы они смогли проследить связь между понятиями: “цыплёнок – это детёныш курицы, а детеныш зайца – это...”. Задание на слайде № 17 дети стараются выполнить сами).
Молодцы! Незнайка с вашей помощью научился выполнять такие задания, и теперь сможет делать домашнюю работу сам.
А мы отправляемся в гости к ещё одной сказочной героине – Золушке. (СЛАЙД 18)
Золушка работает в поте лица. Мачеха с сёстрами уехали на бал, а её заставили чинить старые коврики. Но у Золушки много заплаток и она не знает, какую из них выбрать.
Как вы думаете, какая заплатка подойдёт вот к этому коврику? (СЛАЙД 19)
А к этому? (СЛАЙД 20)
Осталось залатать последний коврик. Какая заплатка к нему подойдёт? (СЛАЙД 21)
Я очень рада, что вы справились с заданием и помогли Золушке. Теперь она точно успеет на бал.
А наше сказочное путешествие заканчивается. Надеюсь, что оно вам понравилось. (СЛАЙД 22)
До новых встреч!
Использованная литература:
- Коноваленко С. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. – М.: Эксмо, 2000.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации к “Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст”. – М.: Айрис-пресс, 2005.