Воспитательный час (экологическое воспитание)

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель:

  • Расширение кругозора учащихся; развитие устной речи.
  • Закрепить навыки поведения в лесу; коррекция воспитания, внимания на основе упражнений в узнавании, различении.
  • Воспитание бережного отношения к растительному миру и закрепление правил поведения в лесу.

Материал:

  • Музыкальная композиция (звуки леса, песня “Голубой вагон”), картина с изображением леса, геометрические фигуры с изображением букв: ЛЕС И МЫ;
  • природный материал; картинки с изображением ландыша, одуванчика, ромашки;
  • грибы: опенок, рыжик, груздь, мухомор, поганка, лисички;
  • фишки – красные, сини, черные.

Ход занятия

1-я часть: (Введение в тему).

Звучит запись песни “Голубой вагон”. Приложение 1.

Воспитатель: Внимание! Внимание! Желающих совершить увлекательное путешествие, просим занять свои места! Поезд отправляется! Куда? Догадайтесь. (Выставляется картина с изображением леса.)

– Посмотрите на эту картину и придумайте название к ней.

(Ответы детей.)

– Посмотрите на столах лежат геометрические фигуры, а на них написаны буквы, составьте из этих букв тему нашего сегодняшнего занятия.

(Дети составляют “Лес и мы”.)

– Молодцы, сегодня мы с вами поговорим о лесе.

2-я часть:

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?

Ответы детей: – Лес – это наше богатство. Лес – это зеленый наряд нашей страны. Там где лес – всегда чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц и т. д.

Игра: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? (Упражнение на внимание.)

Воспитатель: Подойдите к столу и внимательно посмотрите, что здесь лежит? (Природный материал: желудь, шишка, ветка, лист березы, гриб, лист дуба.)

Дети запоминают порядок расположения; затем они закрывают глаза, а воспитатель перекладывает предметы или убирает один из предметов – дети должны восстановить прежний вариант.

Упражнение на узнавание и различение “ОТ ЧЬЕЙ ВЕТКИ ДЕТКА?”

Воспитатель: А сейчас посмотрите на эти картинки, что изображено на них? (Деревья.)

– На столе у нас природный материал. Посмотрите, к какому дереву относятся эти плоды?

Музыкальная композиция: “Звуки леса”. Приложение 2.

– С ранней весны до поздней осени в лесах растут лекарства. Только их надо знать и уметь ими пользоваться.

(Входит ребенок в халате доктора и показывает картинку с изображением ландыша.)

Воспитатель или ребенок читает стихотворение:

Родился ландыш в майский день.
И лес его хранит
Мне кажется, его задень!
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышал луг
И птицы и цветы вокруг.

Доктор: При болезни сердца помогают капли ландыша. А еще цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.

(Ребенок – доктор показывает картинку с изображением одуванчика.)

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице.

Доктор: Корень этого растения возбуждает аппетит. Его охотно едят и животные.

(Ребенок – доктор показывает картинку с изображением ромашки.)

Золотая серединка
И лучи идут кругом.
Это может быть картинка?
Солнце в небе голубом?

Доктор: Ромашка помогает при ангине.

Воспитатель: Спасибо, доктор, теперь мы будем знать, что растения могут нам помочь.

(Доктор прощается и уходит.)

Игра малой подвижности: “Угадай, что (кто) это?

Звучит музыкальная композиция. Дети, пританцовывая, идут по кругу. Музыка останавливается, дети изображают дерево, цветочек или животное. Водящий должен угадать, если угадывает, то встает на место игрока.

Воспитатель: Ребята, кроме деревьев, цветов, что еще можно найти в лесу? (Грибы.)

– Какие грибы вы знаете? (Подосиновик, груздь, опенок и т. д.)
– А все ли грибы съедобные?
– Когда вы соберете в лесу грибы, обязательно покажите взрослым, чтобы определить, нет ли там ядовитых грибов.

Игра “КОРЗИНКА”.

На столе картинки с изображением грибов. Дети по одному подходят, выбирают грибы и складывают в корзинку. На столе должны остаться поганка и мухомор.

Воспитатель: А что делать с мухомором? Нужно его уничтожать?

Дети: нет

Воспитатель: Для некоторых животных мухоморы пригодны в пищу. Вот, например, лось не только щиплет траву, молодые побеги ив, осинок, но и ест грибы. А мухоморы для лося – лекарство.

3-я часть:

Звучит музыка (“Голуброй вагон”). Приложение 1.

Воспитатель: Внимание! Внимание! Наш поезд возвращается в школу!

Мы с вами немного отдохнули, как будто побывали в летнем лесу. Вам понравилось?

– Что мы с вами привезли из леса?
– Что нового узнали?

Ответы детей:

– Цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.
– Ромашка помогает при ангине.
– Одуванчик возбуждает аппетит.
– А мухоморы для лося – лекарство.
– А сейчас мы закрепим правила поведения в лесу. Что нельзя делать?

(Ломать деревья, жечь костры, бросать мусор и т. д.)

Самооценка.

– Понравилось вам занятие?
– Поднимите фишки, кто как занимался? (Красные – хорошо, сини – удовлетворительно, черные – плохо.) Оценка воспитателя.

Приложение 3.

Литература:

  1. “Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме” пособие для воспитателей и учителей; Москва 2007.
  2. Л.Г. Горького, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова “Сценарии занятий по экологическому воспитанию”; Москва “ВАКО” 2011.
  3. Журнал “ Последний звонок” № 12 / 2002.
  4. Журнал “ Педсовет” № 9 / 1996.