Цель:
- Расширение кругозора учащихся; развитие устной речи.
- Закрепить навыки поведения в лесу; коррекция воспитания, внимания на основе упражнений в узнавании, различении.
- Воспитание бережного отношения к растительному миру и закрепление правил поведения в лесу.
Материал:
- Музыкальная композиция (звуки леса, песня “Голубой вагон”), картина с изображением леса, геометрические фигуры с изображением букв: ЛЕС И МЫ;
- природный материал; картинки с изображением ландыша, одуванчика, ромашки;
- грибы: опенок, рыжик, груздь, мухомор, поганка, лисички;
- фишки – красные, сини, черные.
Ход занятия
1-я часть: (Введение в тему).
Звучит запись песни “Голубой вагон”. Приложение 1.
Воспитатель: Внимание! Внимание! Желающих совершить увлекательное путешествие, просим занять свои места! Поезд отправляется! Куда? Догадайтесь. (Выставляется картина с изображением леса.)
– Посмотрите на эту картину и придумайте название к ней.
(Ответы детей.)
– Посмотрите на столах лежат геометрические фигуры, а на них написаны буквы, составьте из этих букв тему нашего сегодняшнего занятия.
(Дети составляют “Лес и мы”.)
– Молодцы, сегодня мы с вами поговорим о лесе.
2-я часть:
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Ответы детей: – Лес – это наше богатство. Лес – это зеленый наряд нашей страны. Там где лес – всегда чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц и т. д.
Игра: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? (Упражнение на внимание.)
Воспитатель: Подойдите к столу и внимательно посмотрите, что здесь лежит? (Природный материал: желудь, шишка, ветка, лист березы, гриб, лист дуба.)
Дети запоминают порядок расположения; затем они закрывают глаза, а воспитатель перекладывает предметы или убирает один из предметов – дети должны восстановить прежний вариант.
Упражнение на узнавание и различение “ОТ ЧЬЕЙ ВЕТКИ ДЕТКА?”
Воспитатель: А сейчас посмотрите на эти картинки, что изображено на них? (Деревья.)
– На столе у нас природный материал. Посмотрите, к какому дереву относятся эти плоды?
Музыкальная композиция: “Звуки леса”. Приложение 2.
– С ранней весны до поздней осени в лесах растут лекарства. Только их надо знать и уметь ими пользоваться.
(Входит ребенок в халате доктора и показывает картинку с изображением ландыша.)
Воспитатель или ребенок читает стихотворение:
Родился ландыш в майский день.
И лес его хранит
Мне кажется, его задень!
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышал луг
И птицы и цветы вокруг.
Доктор: При болезни сердца помогают капли ландыша. А еще цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.
(Ребенок – доктор показывает картинку с изображением одуванчика.)
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице.
Доктор: Корень этого растения возбуждает аппетит. Его охотно едят и животные.
(Ребенок – доктор показывает картинку с изображением ромашки.)
Золотая серединка
И лучи идут кругом.
Это может быть картинка?
Солнце в небе голубом?
Доктор: Ромашка помогает при ангине.
Воспитатель: Спасибо, доктор, теперь мы будем знать, что растения могут нам помочь.
(Доктор прощается и уходит.)
Игра малой подвижности: “Угадай, что (кто) это?
Звучит музыкальная композиция. Дети, пританцовывая, идут по кругу. Музыка останавливается, дети изображают дерево, цветочек или животное. Водящий должен угадать, если угадывает, то встает на место игрока.
Воспитатель: Ребята, кроме деревьев, цветов, что еще можно найти в лесу? (Грибы.)
– Какие грибы вы знаете? (Подосиновик, груздь, опенок и т. д.)
– А все ли грибы съедобные?
– Когда вы соберете в лесу грибы, обязательно покажите взрослым, чтобы
определить, нет ли там ядовитых грибов.
Игра “КОРЗИНКА”.
На столе картинки с изображением грибов. Дети по одному подходят, выбирают грибы и складывают в корзинку. На столе должны остаться поганка и мухомор.
Воспитатель: А что делать с мухомором? Нужно его уничтожать?
Дети: нет
Воспитатель: Для некоторых животных мухоморы пригодны в пищу. Вот, например, лось не только щиплет траву, молодые побеги ив, осинок, но и ест грибы. А мухоморы для лося – лекарство.
3-я часть:
Звучит музыка (“Голуброй вагон”). Приложение 1.
Воспитатель: Внимание! Внимание! Наш поезд возвращается в школу!
Мы с вами немного отдохнули, как будто побывали в летнем лесу. Вам понравилось?
– Что мы с вами привезли из леса?
– Что нового узнали?
Ответы детей:
– Цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.
– Ромашка помогает при ангине.
– Одуванчик возбуждает аппетит.
– А мухоморы для лося – лекарство.
– А сейчас мы закрепим правила поведения в лесу. Что нельзя делать?
(Ломать деревья, жечь костры, бросать мусор и т. д.)
Самооценка.
– Понравилось вам занятие?
– Поднимите фишки, кто как занимался? (Красные – хорошо, сини –
удовлетворительно, черные – плохо.) Оценка воспитателя.
Литература:
- “Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме” пособие для воспитателей и учителей; Москва 2007.
- Л.Г. Горького, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова “Сценарии занятий по экологическому воспитанию”; Москва “ВАКО” 2011.
- Журнал “ Последний звонок” № 12 / 2002.
- Журнал “ Педсовет” № 9 / 1996.