Цели.
Образовательная: формирование творческой активности через наглядно-иллюстративные, интегрированные и коррекционно-развивающие задания.
Коррекционно-развивающая: развитие мыслительной деятельности на основе коррекции зрительного и слухового восприятии через сопоставления и умозаключения учебных понятий.
Воспитательная: создание коллективного успеха в адаптационный период.
Форма урока: Урок-путешествие.
Оформление доски: Плакат “Солнечная система”; “Земное дерево”; название команды “Галактическая миссия”; цифра “Семь”; буква “Я”; колба; презентация
Оборудование.
1. Проектор, компьютер, презентация PowerPoint.
2. Разноцветные листья оформления плаката “Земное дерево”.
3. Колба.
4. Индивидуальные карточки с буквами: А, Б, В, С.
5. Бумажный клей.
6. Диск. Классическая музыка для детей.
7. Ватман с рисунками созвездий северного полушария; линейка; фломастеры.
Ход урока
I. Организационный этап урока. Слайд №1. Слайд №2. Презентация
Участники экипажа космического корабля “Галактическая миссия”.
Приветствуют гостей.
Учитель: Наш космический корабль!
Учащиеся: “Галактическая миссия!”.
Учитель: Наш девиз!
Учащиеся: “В познании – истина!”. Слайд №3. Слайд №4.
II. Мотивационный этап урока.
Учитель:
Здравствуйте! Вас приветствует экипаж космического корабля “Галактическая миссия”. Наш сверхзвуковой корабль, оснащен необходимыми приборами исследования звезд, небесных тел и галактических систем. На корабле работает экипаж из 12 человек (количество учащихся в классе).
Члены команды самые образованные дети Галактики – Млечный путь. На корабле постоянно находятся в качестве гостей корабля, ученые с разных звездных систем – Туманность Андромеды, Магеллановы облака, Туманность Ориона. Наша команда искателей приветствует гостей!
Учитель.
Каждый день здесь кипит работа,
Биологи, географы, химики –
Пионеры звездных путей,
Ищут ответ искатели,
Истинных ждут друзей!
Представление команды “Галактическая миссия”. Задания на развитие слухового восприятия.
Капитан корабля.
Вперед, вперед, к свершениям звездным,
Мы дружный галактический отряд!
Первый помощник капитана.
Звездная пыль нам не страшна,
Наш корабль крепкая броня!
Второй помощник капитана.
Мы команда звездных летчиков,
Мы дружбою прославились своей!
Учитель:
Отвага и честность, важные качества любой команды.
Какими качествами обладают члены экипажа “Галактическая миссия”?
Команда перечисляет качества, которые способствуют сплочению экипажа корабля - честные, добросовестные, верные делу, добрые, справедливые, бережливые, умные, отзывчивые, красивые и т.д.
III. Ориентировочно-нацеливающий этап урока.
Представление членов экипажа корабля “Космическая миссия”.
Первый ученик.
Кометы, метеориты, астероиды - небесные тела,
Холодные пути!
Вдали от Солнечной системы,
Летят как метеоры на платформах,
Звездные земные корабли!
Второй ученик.
Закружились в звездном вихре,
Мы поверили в успех!
Что нас ждет?
Никто не знает…
Звездный путь завет нас всех!
Третий ученик.
Тот, кто любит звезды, тот поймет,
Наш корабль “Галактическая миссия”,
Мы – спасатели,
Мы движемся вперед,
В разные системы Галактики!
Четвертый ученик.
Корабль-спасатель,
Корабль-хранитель,
Для тех, кто попал в беду,
Мы будем, успеем, найдем и поможем,
Отправь телеграмму, быстрей!
Пятый ученик.
Что за чудо, что за звук,
Телеграммы – стук да стук,
Телеграммный бум сегодня,
Сообщения нас ждут!
IV. Операционно-исполнительный этап урока.
Учитель:
Спасибо, нашему звуковому голографическому проектору, который поможет прочитать полученные сообщения, из разных уголков необъятной Вселенной.
Коррекция речи и развитие внимания.
Первая телеграмма. Интересный вопрос прислали жители из Туманности Ориона. Чем занимаются члены экипажа в свое свободное время, и есть ли у них любые занятия, увлечения? Слайд №5.
Капитан корабля:
Члены нашей команды не бездельники,
У каждого есть дело по душе,
И сейчас, очень кратко, каждый расскажет о себе!
Экипаж команды характеризует свое любимое занятие.
Примерные ответы учащихся во время мероприятия.
Люблю животных.
Люблю читать книги.
Люблю создавать букеты из цветов.
Вторая телеграмма.
Учитель:
Удивительно, этот вопрос поступил из Крабовидной туманности. Слайд №6.
Команда “Галактическая миссия” прославилась открытиями в науке. Какими учебными дисциплинами интересуются члены экипажа?
Первый помощник капитана.
Команда звездного корабля,
Знает много интересного,
О планетах, о Галактике,
О разных веществах,
Каждый из членов экипажа,
Интересуется наукой,
Оперирует сложными понятиями и применяет их на практике.
Члены экипажа корабля “Космическая миссия”.
Астроном.
Свет далеких галактических миров,
Манит блеском и сиянием звездным!
Млечный Путь как ниточка тонкая,
Соединяет нас всех!
Физик.
Наука о природных, физических явлениях,
Ответит на вопросы: что и почему?
Радуга, молния, гром - замыкание,
Физику все не почем!
Химик.
Колбы, пробирки и много спиртовок,
Вот реактивы и опыт готов,
Цвет изменил, газ получился,
Химик на подвиг готов!
Географ.
Материки и океаны,
Реки и моря,
Географ определит по карте без труда!
Биолог.
Биологический размер,
Клетки, органы и ткани,
Организмов целый “рой”,
Чтобы наши друзья не скучали!
Эколог.
Моря и озера, болота и реки,
Что вены на теле, пульсируют, бьют,
Живой организм - это наша планета,
Земля – мы!
Учитель: Спасибо, за очень четкие ответы команды, но телеграммный бум продолжается.
Третья телеграмма из галактики Треугольника, но там очень сложная система взаимодействия планетного вещества. Они хотят подробнее узнать о наших планетах Солнечной системы. Слайд №7.
На этот вопрос ответит капитан корабля с помощником капитана. Задание на коррекцию слухового и зрительного восприятия.
Капитан корабля.
Я – командир корабля,
Звездный корабль – моя семья,
Кто из вас попадет в беду,
“Галактическая миссия”
Всегда на посту!
Второй помощник капитана.
Стихотворение-подсказка
Меркурий в загаре,
Венера в тумане,
Земля как всегда хороша!
Марс красный от злости
К Юпитеру в гости напрашивался неспроста!
Сатурн благородный салфеточки носит
Уран и Нептун не пришли
Плутон обижался, но так и остался
Маленьким навсегда!
Учитель:
Участникам предстоит подписать планеты Солнечной системы в порядке ударения от Солнца. Слайд №8.
Учитель:
Четвертая телеграмма с очень коротким посланием и неразборчивым почерком. На этикетке нарисовано созвездие “Большая медведица” и убедительная просьба найти “маленькую дочку”. Задание на развитие воображения. Слайд №9.
Член экипажа: Астроном.
Нам сказали две медведицы
Что по ночам на небе светятся,
Ночью в небо
Мы взглянули - увидали
Две кастрюли.
Учитель:
Команда дружный даст ответ.
Какой?
Ответ. На ватмане отображены два созвездия, необходимо соединить 7 отрезками.
Капитан корабля.
Как гласит народная пословица “Семь раз отмерь, один раз отрешь”.
Первый помощник капитана. Задание для экипажа.
Соедините цифру “7” с личным местоимением, и вы получите, слово, способное соединить два созвездия в Северном полушарии.
Члены экипажа:
На доске большая цифра “7”. Если к цифре семь поставить букву “Я”, то получится одна большая и дружная “Семья”.
Учитель:
Задание для неунывающей команды, пришло по голографическому проектору. В пятой телеграмме из спиральной галактики, которая в созвездии Волосы Вероники, вопрос, как дружно члены экипажа делают зарядку. Слайд №10.
Задание на развитие мелкой моторики рук и координации движений.
Член экипажа: Эколог.
Физминутка.
Раз, два, три – пальчик к носу подними;
Четыре, пять, шесть – цапля ногу замочила;
Семь, восемь, девять – зайчик прыгает весь день;
Десять, одиннадцать, двенадцать – вот такая дребедень целый день, каждый день.
Учитель:
Шестая телеграмма. Жители из Туманности Андромеды интересуются, хорошо ли спасатели знают земную фауну? Слайд №11. Задание на развитие памяти.
Биолог: Слайд №12.
Самый быстрый зверь на свете, обгоняет даже ветер.0
Не барс, не лев, не леопард,
Он родич их
Зовут ….(гепард).
Слайд №13.
Клубок, да не пушистый,
Колючий да ершистый,
Когда дотронешься, поймешь,
Что это не клубок, а ….(еж).
Слайд №14.
С тем животным нам, друзья, ростом мерится нельзя;
Шея, ноги так длинны,
Что длинней других они. (Жираф)
Слайд №15.
У него нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от холода – кора? (Заяц)
Учитель:
Седьмая телеграмма. Вопрос поступил из галактики Сомбреро. Какие профессии осваивают члены экипажа? Развитие произвольного восприятия. Слайд №16.
Астроном.
Астероидный пояс,
Комет появление,
Препятствий не миновать,
Астроном - навигатор,
Вам путь проложит,
На картах звездных путей!
Врач.
Врач – терапевт,
Чистота и порядок,
Ведь экипаж доверил мне себя,
Мы одна большая и дружная семья!
Механик.
Шурупы, гайки и отвертка,
Штурвал, мотор и крыло корабля!
Готов починить не исправность машины,
Готов помогать везде и всегда!
Инженер.
Я – инженер, строительного дела,
Ошибку исправить, мне по плечу,
Чертеж – это карта, здесь нужно,
Старательно, все сосчитать,
Точки, и строчки – все это работа,
Работа – труд – результат!
Капитан корабля.
Восьмая телеграмма. Вызывает Солнечная система, членам экипажа полная готовность, так как земляне обнаружили на “красной” планете живые организмы, и просят оказать помощь в определение степени разумного интеллекта.
Учитель: Члены экипажа готовы выполнить задание с Земли? Слайд №17.
Задания по формированию вербально-логического мышления.
Вопрос. Что означают эти слова? Слайды. Подобрать слова, используя понятийные ассоциации. Слайд №18.
1. Солнце - (звезда).
2. Сатурн - (планета).
3. Луна - (естественный спутник Земли).
4. Млечный Путь – (Галактика).
5. Хвостатая гостья – (комета).
6. Между Марсом и Юпитером находится (пояс астероидов).
7. “Эта планета колыбель человечества” (Земля).
Учитель: Наша дружная команда “Галактическая миссия” успешно преодолела препятствия на пути к Земле, смогла ответить на вопросы, с разных звездных систем.
Задание на коррекцию невербального восприятия.
Эта девятая телеграмма пришла последней с планеты Земля, в ней говорится, что на корабль поступили два “неопознанных объекта”.
Первый неопознанный объект. “Колба” и непонятные цифры, что они могут означать?
78%; 21%; 1%
Ответ членов экипажа:
Воздух – это смесь газов: азот, кислород и прочие газы. На корабле состав воздуха в норме, это подтверждают датчики корабля.
Слайд №19.
Второй неопознанный объект. “Дерево”. Экипаж корабля не даст погибнуть дереву, для этого воспользуемся “живительными листьями”. Учащиеся приклеивают листья на ствол дерева.
Дерево оживает – спасибо нам говорит!
И наш день подходит к концу, как и урок- путешествие!
V. Рефлексивно-оценочный этап урока.
Слайд №20.
Задание на развитие мотивационно-корректирующих умозаключений.
Вопросы. Поднимите букву А – понравилось путешествие!
Поднимите букву Б – понравилась команда “Галактическая миссия”!
Поднимите букву В – не понравилось команда корабля!
Поднимите букву С - воздержался от ответа!
Слайд №21. Слайд №22.
Учитель: Последний аккорд, звенит звонок, и наш корабль растаял в дымке звездных грез! До новых встреч! До свидания! Спасибо всем за урок!
Литература
1. Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – 5-е изд. стереотип. –М.: Дрофа, 2010.-174 с.: ил.
2. Цветков В.И. Полная энциклопедия по астрономии/ Ил. Н.Красновой. –М.:Эксмо, 2008. – 248 с.: ил.
3. Край родной. Азбука краеведения /автор-составитель О.Н.Гаврилова. –Екатеринбург: ООО “СВ-96”, 2001. – 392 с.