Коррекционно-развивающее занятие: "В театре"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: cоздание условий для воспитания культуры поведения в общественных местах для успешной социализации воспитанников.

Задачи:

• познакомить с театральным миром;

• формировать убеждение в необходимости соблюдения этикета;

• коррекция мышления, внимания, поведения учащихся на основе анализа ситуаций.

Ход занятия

I. Организационный момент.

а) Упражнение на развитие логического мышления.

- Вставьте недостающие буквы и прочитайте слово (против часовой стрелки).

(Праздник)

б) Упражнение на зрительное внимание.

(Демонстрируется рисунок с изображением девочек в различной одежде).

Рисунок 1

- Внимательно посмотрите на то, как одеты эти девочки, и определите, куда может пойти в таком виде каждая.

II. Введение в тему.

а) Расшифруйте тему.

(Упражнение на развитие анализа и синтеза).

О том, как нужно вести себя в театре, мы и поговорим.

б) Вводная беседа.

В общественных местах, где много людей различных по взглядам, вкусам, интересам, особенно важно соблюдать этикет, чтобы создать условия для доброжелательного и успешного общения.

Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

Основное правило поведения – не мешать людям, быть предупредительными и вежливыми.

Театр – это общественное место, в котором актеры показывают представление зрителям.

Не хлебом единым жив человек. Ярких впечатлений, зрелищ просит его душа. Театр – это особый мир, в котором на сцене оживают любимые герои сказок, их показывают (играют) актеры.

Посмотрите, ребята, эпизод из сказки.

… Буратино подбежал к полной улыбающейся тете и пропищал:

- Послушайте, дайте мне в первом ряду билет на единственное представление кукольного театра!

- Эпизод из какой сказки вы посмотрели?

- Кто автор этой сказки?

- Куда собирался попасть Буратино?

- Правильно ли Буратино обращался к кассиру?

- А как же нужно покупать билет в театр? Давайте обсудим несколько ситуаций.

1. Саша пришел покупать билет в театр. Он хочет сидеть в третьем ряду. Что он скажет кассиру?

2. Оля и Маша хотят сидеть вместе в девятом ряду. Как они должны обратиться к кассиру?

3. Саша хочет узнать у кассира, есть ли предварительная продажа билетов. Что он скажет?

- Зачем покупают билет?

Театральный билет – волшебный ключик, с помощью которого открывается дверь в новый мир.

- Что написано на театральном билете?

- Какие театры есть в нашем городе?

- Какие спектакли вы смотрели в театре?

- Как вы готовитесь к походу в театр?

Поход в театр – это праздник. Это встреча с любимыми артистами, с любимыми героями книг. В праздник мы надеваем праздничную одежду и для театра мы должны выбрать что – то красивое из своего гардероба. Следует исключить сильные духи и лак для волос: их резкий запах в закрытом помещении будет невыносим для окружающих, как и запахи давно не стираной одежды, немытого тела и сигарет.

Вы увидели афишу (афиша – объявление о спектакле) и решили пойти на спектакль, надели праздничную одежду, купили билет, и вот после того как куплен билет, куда проходит зритель? (В фойе, гардероб, зрительный зал).

III. Основной этап.

- С кем зрителю приходится общаться в театре? (С билетером, гардеробщиком, с другими зрителями).

- С кем приходится общаться зрителю в первую очередь? (С билетером).

Входя в театр надо показать билетеру, стоящему у двери, свои билеты и обязательно поздороваться с ним.

- Куда далее направляются зрители? (В гардероб).

- Что они там делают?

В гардеробе – большом зале с огромными зеркалами, зрители снимают верхнюю одежду, переобуваются, но причесываться здесь нежелательно. Зеркала здесь для того, чтобы было красиво и у зрителей возникало праздничное настроение. Приводить себя в порядок нужно в туалетной комнате.

Рассмотрим такую ситуацию:

Ты подошел к гардеробу, там много ребят толпится. Рядом с тобой девочка и все ее отталкивают.

- Как ты поступишь?

- Правильно ли вели себя ребята в гардеробе?

- Какие существуют правила поведения до начала спектакля?

Зрители ожидают начало спектакля в фойе – просторном зале, на стенах которого висят фотографии артистов театра, картины.

Когда открываются двери в зрительный зал, пройти надо спокойно до своего ряда и сесть на место, которое указано в билете. Желательно прийти немного пораньше, чтобы настроиться на спектакль.

Проанализируйте поведение героев повести И. Пивоваровой „О чем думала моя голова“.

И вот мы пришли в зал и сели на свои места, а мимо нас все стали проходить. Проходят и проходят…

Мама говорит:

- Граждане, ну сколько можно проходить?!

А они все проходят. Некоторые говорят:

- Извините, разрешите пройти…

А некоторые без извинения проходят. Бессовестные какие! А один мальчишка мне на ногу наступил! Я ему взяла и тоже наступила. Пусть знает, как наступать!

- О каких правилах этикета они забыли?

- Как нужно проходить на свое место?

Мальчик идет по ряду впереди своей спутницы. Проходя на свое место, поворачивайся лицом к сидящим, а не спиной; старайся не наступать на ноги. Вежливая улыбка на твоем лице будет означать, что ты просишь прощения за беспокойство.

- Как должны вести себя сидящие?

Если проход между рядами достаточно широкий, то сидящие могут продвинуться вглубь кресла, но не вставать, если проход узкий, то нужно встать.

Не занимай оба подлокотника, помни, что один из них принадлежит соседу.

(Практическое задание: двое ребят проходят по ряду на места в середине ряда).

Давайте рассмотрим ситуацию:

Коля решил сесть вместе с Мишей. Но билеты у них куплены на разные места.

- Правильно ли он сделал?

- Какая ситуация может произойти?

- Какие существуют правила поведения во время спектакля?

Когда спектакль начался, ты должен сосредоточиться на том, что происходит на сцене. Во время спектакля нельзя есть, шептаться, шелестеть бумажками, то и дело ронять ключи или номерок. Это мешает и артистам, и зрителям.

Театральный спектакль состоит из действий, между которыми антракт. (Антракт – краткий перерыв между действиями спектакля).

Физкультминутка.

Упражнение на напряжение мышц.

- Дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и спрятать.

Упражнение на расслабление мышц.

- Сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды.

В 19 веке дозволялось заходить в зал и выходить во время спектакля. Но уже в начале 20 века знаменитый режиссер и реформатор театра Станиславский установил непременное правило: зритель должен войти в зал не позже, чем после третьего звонка. Это вполне законное требование уважения к театру и труду артистов. Перед тем, как войти в зал, нужно выключить мобильный телефон. Если он зазвонит во время спектакля, то помешает ходу спектакля.

Послушайте стихотворение А. Барто „В театре“.

- Какую ошибку допустила девочка?

- Как ей было надо поступить?

И вот поднимается занавес, и раздаются аплодисменты.

- Всегда ли это нужно?

Это та часть зрителей, которой понравились декорации и оформление сцены. Рукоплесканиями зал награждает артистов театра и отдельных исполнителей, выражая им таким образом благодарность и признательность за исполнение роли.

(Инсценировка русской народной сказки „Умелый солдат“).

- Как правильно вести себя по окончанию спектакля?

После спектакля не срывайся с места как угорелый, надо поаплодировать актерам, ведь они старались для тебя. Приятно ли им будет склонившись в поклоне увидеть твою спину.

IV. Закрепление.

Игра „Можно - нельзя“.

- приходить в театр в спортивной одежде;

- не снимать головной убор в зале;

- увидев в зале знакомого, громко окликать его;

- приходить в театр заранее;

- мчаться в гардероб по окончанию спектакля;

- в антракте зайти в буфет;

- есть конфеты, мороженое во время спектакля;

- аплодировать любимым артистам;

- заходить в зал после третьего звонка.

Послушайте стихотворение Я. Козловского „Ни бельмеса“.

- Правильно ли мальчик вел себя на спектакле?

V. Итог.

- Нужно ли соблюдать правила поведения в театре?

- Зачем это нужно?

Литература

1. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых. – М.: Академия, 2001.

2. Лихачева Л.С. Уроки этикета: В рассказах, картинках и задачках.– Екатиренбург: Уральское издательство, 2001.

3. Начальная школа. – 2002. - №6.

4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 2003.

5. Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. – Лениздат, 1991.