Цель: развитие интеллектуальной деятельности учащихся, через использование заданий занимательного характера.
Задачи:
- пополнение запаса математических знаний, углубляющих основной курс математики и умения применять их в нестандартной ситуации;
- расширение представлений, связанных с окружающей действительностью;
- формирование творческих математических способностей, математической смекалки;
- воспитание коммуникативных навыков, ответственности за принимаемые решения.
Оборудование: музыкальное сопровождение; буквы, числа, математические знаки, геометрические фигуры и тела, используемые для оформления сцены; карточки для индивидуальной работы: со скороговорками, для словарной работы, с названием рек; рисунки утки и цыплёнка; таблицы с кроссвордом; геометрические фигуры с вписанными в них цифрами и буквами.
Ход мероприятия
I. Вступление.
Звучит песня “Чему учат в школе”. Автор слов: Пляцковский М.. Композитор: Шаинский В.
Дети входят в зал, разговаривают между собой, повторяют домашнее задание.
Первый учитель:
“С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто не нуждался б в знанье.
Какой мы не возьмём язык и век -
Всегда стремился к знанью человек”.
- Приветствуем всех собравшихся в нашем зале, тех, кто любит математику, тех, кто учит математике, тех, кто учится математике.
Вбегает ученица и радостно кричит: “Что я узнала! У нас не будет уроков! Все учителя ушли куда-то, а остались только два учителя математики”.
Второй учитель: “Ребята, вы не расстраивайтесь. Мы проведём все уроки, и они будут необычными. После каждого урока жюри поставят вам оценки и назовут их”. Представляются члены жюри.
Примечание: два учителя поочерёдно проводят уроки.
II. Основная часть.
Звенит звонок на урок. Дети на сцене делятся на два класса: “7-а” и “7-б”, садятся за столы по 6 человек.
Начинается урок чтения.
1 задание. Проверка домашнего задания. Рассказать стих (по одному четверостишию).
“7-а”. В.Берестов
“Мне учиться очень нравится”
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому, что не ленюсь.
И прекрасна и сильна
Математика-страна!
Тут везде идёт работа,
Все подсчитывают что-то,
Сколько ног у воробьёв,
Сколько в комнате углов,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек.
У стола четыре ножки,
Пять котят у нашей кошки,
Всюду можно услыхать:
“Раз, два, три, четыре, пять!”.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Можно всё пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.
Математика повсюду,
Глазом только поведёшь -
И примеров разных уйму
Ты вокруг себя найдёшь.
“7-б”. “В труде применяем сложенье”
В труде применяем сложенье,
Сложению – честь и почёт.
К уменью прибавим терпенье,
А сумма успех принесёт!
Нельзя забывать вычитанье.
Чтоб зря не потратился день,
Из суммы старанья и знанья
Мы вычтем безделье и лень!
В труде умноженье поможет.
Чтоб дельной работа была,
Стократ трудолюбье умножим -
Умножатся наши дела.
Деленье нам служит на деле,
Оно нам поможет всегда:
Кто поровну трудности делит,
Разделит успехи труда!
Поможет любое из действий,
Они нам удачу несут,
И в жизни, поэтому вместе
Шагают науки и труд!
2 задание. Прочитать скороговорки (детям даются индивидуальные карточки для прочтения, по две скороговорки на каждый класс).
“7-а”
Три скороговорки
Прикатились с горки.
У четырёх черепах
Четыре черепашонка.
“7-б”
Три трубача
Трубили в трубы.
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
3 задание. По отрывку угадать сказку.
“7-а”. “За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Поехал царь по чужим землям, по дальним странам, долгое время дома не бывал; на ту пору родила ему царица сына, Ивана-царевича, а царь про то и не ведал”. (Народная сказка “Морской царь и Василиса Премудрая”).
- Из каких цифр состоят слова: тридевять земель и тридесятое государство?
“7-б”.
“Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Ещё пуще старуха бранится:
“Дурачина ты, простофиля!Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу”.
(“Сказка о рыбаке и рыбке”. А.С. Пушкин)
- Сколько лет рыбачил старик из “Сказки о рыбаке и рыбке?”.
Определить последовательность следующих уроков (задание для двух классов).
- Мы проведём четыре урока: математики, чтения, географии, письма. Первый урок-чтение, последний - география, математика не второй.
Звенит звонок. Начинается урок письма.
1 задание. Словарная работа. Вместо многоточия подставить число прописью, чтобы получилось слово (каждому ребёнку даётся индивидуальная карточка).
“7-а”
По…л (подвал)
И…рия (история)
…я (семья)
Те… (тесто)
С…ж (стриж)
…лб (столб)
“7-б”
Ли…к (листок)
Ви…на (витрина)
Ро…к (росток)
С…жка (стрижка)
Пи…лет (пистолет)
Сви…к (свисток)
2 задание. Игра “большой - маленький” (задания даются по очереди: сначала “7-а”, затем – “7-б”).
“7-а” Хвост – (хвостик) Стол - Нос - |
7-а” Глаз - Арбуз - Стол - |
- Объяснить, как из большого предмета сделать маленький? (Добавить суффикс -ик-).
3 задание. Назвать пословицы и поговорки, в которых используются числа (по четыре пословицы). Объяснить их смысл.
Например.
Обещанного три года ждут.
Один в поле не воин.
Скупой платит дважды, а лентяй дважды работает. Два сапога – пара.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Знать, как свои пять пальцев.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Большая перемена
- Играем в игру “Семеро одного не ждут”.
Правила игры: восемь человек встают в круг. Внутри круга семь булав. Под музыку дети идут по кругу и выполняют движения (хлопают в ладоши, поднимают руки вверх, идут на цыпочках и т.д.). После того, как заканчивается музыка, стараются взять одну булаву. Кому не досталось, выходит из игры. Побеждает тот, кто возьмёт последнюю булаву.
Звенит звонок. Начинается урок математики.
1 задание. Решить примеры.
“7-а”. Посчитать, сколько дней утке.
“7-б”. Посчитать, сколько дней цыпленку.
2 задание. Решить задачи (задания даются по очереди: сначала “7-а”, затем-“7-б”).
“7-а”
1. Горело пять свечей, одна потухла. Сколько свечей осталось? Почему?
2. Когда у слонов бывает восемь ног? Почему?
“7-б”
1. На столе лежало четыре яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? Почему?
2. У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две ноги сзади. Сколько ног у животного? Почему?
3 задание. Решить кроссворд (один для двух классов). Каждому классу выдан лист:
По горизонтали вписать слова.
1. Знак вычитания. М и н у с
2. Мера длины. М е т р
3. 5 х 8. С о р о к
4. Геометрическая фигура, у которой четыре прямых угла и все стороны равны. К в а д р а т
- Как доказать, что кроссворд решен правильно?
Звенит звонок. Начинаем урок географии.
- Как называется наша страна? Площадь нашей страны огромна. В ней много рек и полезных ископаемых.
1 задание. Прочитать название рек России и их длину (даются индивидуальные карточки).
“7-а”
Амур – 4416 км
Лена – 4400 км
Обь – 4338 км
Иртыш – 4248 км
- Назвать самую длинную реку. Почему?
“7-б”
Волга – 3530 км
Енисей – 3487 км
Нева – 74 км
Дон – 1870 км
- Назвать самую короткую реку. Почему?
2 задание. Назвать основные полезные ископаемые России (детям даются пять геометрических фигур, в которых вписаны числа и пять таких же фигур, в которых вписаны буквы).
“7-а”
- В первый ряд поставить фигуры с числами в порядке возрастания.
- Во второй ряд поставить фигуры с буквами, соответствующей геометрической формы.
- Прочитать слово. Для чего нужна нефть?
“7-б”
- В первый ряд поставить фигуры с числами в порядке убывания.
- Во второй ряд поставить фигуры с буквами, соответствующей геометрической формы.
- Прочитать слово. Для чего нужен уголь?
III. Итог мероприятия.
- Сегодня мы провели четыре урока, и все они были связаны с математикой. Вы убедились, что математика повсюду!
- Все работали хорошо! Молодцы!
- Пока жюри выставляет итоговые оценки, у меня для вас есть пожелание. Вы помогаете, заканчивая фразу.
Все вы должны, ребята, знать,
Как мы любим цифру … (пять).
О чудесной цифре …
Можно многое сказать.
В воскресенье и в субботу
Мама стала отдыхать,
И рабочих дней в неделе
Остаётся только ….
Тем, кто к звёздам в высь стремится,
Космонавтом хочет стать,
Надо в школе не лениться,
Знать любой предмет на ….
Все выходят из зала под звуки музыки.
Используемая литература
1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники. - Волгоград: Учитель, 2008.
2. Безбожный А.А., Серова Е.Д., Шанина С.А. Хрестоматия по литературе: 1-4 классы. - Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008.
3. Волина В.В. Занимательная математика для детей. - С.-Пб.: Лев и К, 1996.
4. Лифанова Т.М., Пшеничная Н.Б. Знаешь ли ты географию? – Москва “Просвещение” 2002.
5. Никитина Н.Н. Математика в пословицах, загадках и стихах.- СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2007.