Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6–8-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида "Математика повсюду"

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Цель: развитие интеллектуальной деятельности учащихся, через использование заданий занимательного характера.

Задачи:

- пополнение запаса математических знаний, углубляющих основной курс математики и умения применять их в нестандартной ситуации;

- расширение представлений, связанных с окружающей действительностью;

- формирование творческих математических способностей, математической смекалки;

- воспитание коммуникативных навыков, ответственности за принимаемые решения.

Оборудование: музыкальное сопровождение; буквы, числа, математические знаки, геометрические фигуры и тела, используемые для оформления сцены; карточки для индивидуальной работы: со скороговорками, для словарной работы, с названием рек; рисунки утки и цыплёнка; таблицы с кроссвордом; геометрические фигуры с вписанными в них цифрами и буквами.

Ход мероприятия

I. Вступление.

Звучит песня “Чему учат в школе”. Автор слов: Пляцковский М.. Композитор: Шаинский В.

Дети входят в зал, разговаривают между собой, повторяют домашнее задание.

Первый учитель:

“С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто не нуждался б в знанье.
Какой мы не возьмём язык и век -
Всегда стремился к знанью человек”.

- Приветствуем всех собравшихся в нашем зале, тех, кто любит математику, тех, кто учит математике, тех, кто учится математике.

Вбегает ученица и радостно кричит: “Что я узнала! У нас не будет уроков! Все учителя ушли куда-то, а остались только два учителя математики”.

Второй учитель: “Ребята, вы не расстраивайтесь. Мы проведём все уроки, и они будут необычными. После каждого урока жюри поставят вам оценки и назовут их”. Представляются члены жюри.

Примечание: два учителя поочерёдно проводят уроки.

II. Основная часть.

Звенит звонок на урок. Дети на сцене делятся на два класса: “7-а” и “7-б”, садятся за столы по 6 человек.

Начинается урок чтения.

1 задание. Проверка домашнего задания. Рассказать стих (по одному четверостишию).

“7-а”. В.Берестов

“Мне учиться очень нравится”
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому, что не ленюсь.
И прекрасна и сильна
Математика-страна!
Тут везде идёт работа,
Все подсчитывают что-то,
Сколько ног у воробьёв,
Сколько в комнате углов,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек.
У стола четыре ножки,
Пять котят у нашей кошки,
Всюду можно услыхать:
“Раз, два, три, четыре, пять!”.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Можно всё пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.
Математика повсюду,
Глазом только поведёшь -
И примеров разных уйму
Ты вокруг себя найдёшь.

“7-б”. “В труде применяем сложенье”

В труде применяем сложенье,
Сложению – честь и почёт.
К уменью прибавим терпенье,
А сумма успех принесёт!
Нельзя забывать вычитанье.
Чтоб зря не потратился день,
Из суммы старанья и знанья
Мы вычтем безделье и лень!
В труде умноженье поможет.
Чтоб дельной работа была,
Стократ трудолюбье умножим -
Умножатся наши дела.
Деленье нам служит на деле,
Оно нам поможет всегда:
Кто поровну трудности делит,
Разделит успехи труда!
Поможет любое из действий,
Они нам удачу несут,
И в жизни, поэтому вместе
Шагают науки и труд!

2 задание. Прочитать скороговорки (детям даются индивидуальные карточки для прочтения, по две скороговорки на каждый класс).

“7-а”

Три скороговорки
Прикатились с горки.

У четырёх черепах
Четыре черепашонка.

“7-б”

Три трубача
Трубили в трубы.

Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

3 задание. По отрывку угадать сказку.

“7-а”. “За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Поехал царь по чужим землям, по дальним странам, долгое время дома не бывал; на ту пору родила ему царица сына, Ивана-царевича, а царь про то и не ведал”. (Народная сказка “Морской царь и Василиса Премудрая”).

- Из каких цифр состоят слова: тридевять земель и тридесятое государство?

“7-б”.

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Ещё пуще старуха бранится:
“Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу”.

(“Сказка о рыбаке и рыбке”. А.С. Пушкин)

- Сколько лет рыбачил старик из “Сказки о рыбаке и рыбке?”.

Определить последовательность следующих уроков (задание для двух классов).

- Мы проведём четыре урока: математики, чтения, географии, письма. Первый урок-чтение, последний - география, математика не второй.

Звенит звонок. Начинается урок письма.

1 задание. Словарная работа. Вместо многоточия подставить число прописью, чтобы получилось слово (каждому ребёнку даётся индивидуальная карточка).

“7-а”

По…л (подвал)

И…рия (история)

…я (семья)

Те… (тесто)

С…ж (стриж)

…лб (столб)

“7-б”

Ли…к (листок)

Ви…на (витрина)

Ро…к (росток)

С…жка (стрижка)

Пи…лет (пистолет)

Сви…к (свисток)

2 задание. Игра “большой - маленький” (задания даются по очереди: сначала “7-а”, затем – “7-б”).

“7-а”

Хвост – (хвостик)

Стол -

Нос -

7-а”

Глаз - 

Арбуз -

Стол -

- Объяснить, как из большого предмета сделать маленький? (Добавить суффикс -ик-).

3 задание. Назвать пословицы и поговорки, в которых используются числа (по четыре пословицы). Объяснить их смысл.

Например.

Обещанного три года ждут.

Один в поле не воин.

Скупой платит дважды, а лентяй дважды работает. Два сапога – пара.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Знать, как свои пять пальцев.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Большая перемена

- Играем в игру “Семеро одного не ждут”.

Правила игры: восемь человек встают в круг. Внутри круга семь булав. Под музыку дети идут по кругу и выполняют движения (хлопают в ладоши, поднимают руки вверх, идут на цыпочках и т.д.). После того, как заканчивается музыка, стараются взять одну булаву. Кому не досталось, выходит из игры. Побеждает тот, кто возьмёт последнюю булаву.

Звенит звонок. Начинается урок математики.

1 задание. Решить примеры.

“7-а”. Посчитать, сколько дней утке.

“7-б”. Посчитать, сколько дней цыпленку.

2 задание. Решить задачи (задания даются по очереди: сначала “7-а”, затем-“7-б”).

“7-а”

1. Горело пять свечей, одна потухла. Сколько свечей осталось? Почему?

2. Когда у слонов бывает восемь ног? Почему?

“7-б”

1. На столе лежало четыре яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? Почему?

2. У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две ноги сзади. Сколько ног у животного? Почему?

3 задание. Решить кроссворд (один для двух классов). Каждому классу выдан лист:

По горизонтали вписать слова.

1. Знак вычитания. М и н у с

2. Мера длины. М е т р

3. 5 х 8. С о р о к

4. Геометрическая фигура, у которой четыре прямых угла и все стороны равны. К в а д р а т

- Как доказать, что кроссворд решен правильно?

Звенит звонок. Начинаем урок географии.

- Как называется наша страна? Площадь нашей страны огромна. В ней много рек и полезных ископаемых.

1 задание. Прочитать название рек России и их длину (даются индивидуальные карточки).

“7-а”

Амур – 4416 км

Лена – 4400 км

Обь – 4338 км

Иртыш – 4248 км

- Назвать самую длинную реку. Почему?

“7-б”

Волга – 3530 км

Енисей – 3487 км

Нева – 74 км

Дон – 1870 км

- Назвать самую короткую реку. Почему?

2 задание. Назвать основные полезные ископаемые России (детям даются пять геометрических фигур, в которых вписаны числа и пять таких же фигур, в которых вписаны буквы).

“7-а”

- В первый ряд поставить фигуры с числами в порядке возрастания.

- Во второй ряд поставить фигуры с буквами, соответствующей геометрической формы.

- Прочитать слово. Для чего нужна нефть?

“7-б”

- В первый ряд поставить фигуры с числами в порядке убывания.

- Во второй ряд поставить фигуры с буквами, соответствующей геометрической формы.

- Прочитать слово. Для чего нужен уголь?

III. Итог мероприятия.

- Сегодня мы провели четыре урока, и все они были связаны с математикой. Вы убедились, что математика повсюду!

- Все работали хорошо! Молодцы!

- Пока жюри выставляет итоговые оценки, у меня для вас есть пожелание. Вы помогаете, заканчивая фразу.

Все вы должны, ребята, знать,
Как мы любим цифру … (пять).
О чудесной цифре …
Можно многое сказать.
В воскресенье и в субботу
Мама стала отдыхать,
И рабочих дней в неделе
Остаётся только ….
Тем, кто к звёздам в высь стремится,
Космонавтом хочет стать,
Надо в школе не лениться,
Знать любой предмет на ….

Все выходят из зала под звуки музыки.

Используемая литература

1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники. - Волгоград: Учитель, 2008.

2. Безбожный А.А., Серова Е.Д., Шанина С.А. Хрестоматия по литературе: 1-4 классы. - Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008.

3. Волина В.В. Занимательная математика для детей. - С.-Пб.: Лев и К, 1996.

4. Лифанова Т.М., Пшеничная Н.Б. Знаешь ли ты географию? – Москва “Просвещение” 2002.

5. Никитина Н.Н. Математика в пословицах, загадках и стихах.- СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2007.