Для успешной организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, необходим комплексный подход. В его реализации принимают участие все специалисты дошкольного образовательного учреждения: учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели.
Создавая развивающую речевую среду, активно используются интегрированные занятия, способствующие не только расширению и закреплению речевых навыков, но и стимулирующие творческое развитие детей, их коммуникативные умения, а также познавательную активность.
Интегрированные занятия, разрабатываемые группой специалистов, представляют собой объединение нескольких видов деятельности: речевой, музыкально-ритмической, физкультурной, изобразительной и др.
Важнейшее условие интеграции – близость содержания ведущих тем разных занятий, их взаимосвязь. Интегрирование занятий строится таким образом, чтобы возникло взаимопроникновение элементов разных знаний на каждом его этапе. Интегрированные занятия не имеют четкой структуры, но имеют отличительные особенности. Необходима предельная четкость, компактность, большая информативность учебного материала, логическая взаимообусловленность, свободное размещение наглядного материала, смена динамических поз и привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости детей за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности. Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания.
Такие занятия способствуют более тесной взаимосвязи в работе специалистов детского сада и сотрудничеству с родителями.
Включение дошкольников с нарушениями речи в разные виды деятельности на занятии позволяет повысить эффективность в коррекционной работе и стабильность полученных результатов.
В нашем детском саду комбинированного вида очень часто дети, имеющие речевые нарушения, зажаты, закомплексованы, отказываются говорить на публике, зная, что их речь непонятна для других, что они могут оказаться объектом для насмешек. Музыка является мощным средством, способствующим созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. В атмосфере созданного праздника дошкольники забывают о своих комплексах, ведут себя раскрепощено. В коллективном исполнении песен и танцев ребенку легче раскрыться и проявить свои таланты. Использованный на интегрированном занятии музыкальный репертуар закрепляет их речевые достижения.
Исходя из этого, мы связали коррекционно-логопедическую работу с использованием музыкального репертуара и логоритмических упражнений.
На занятия приглашаются дети, успешно
справившиеся хотя бы с одним дефектным звуком.
Поэтому количество детей, принимающих участие в
занятии, всегда разное.
Интегрированные занятия учителя-логопеда и
музыкального руководителя дошкольного
образовательного учреждения позволяют гибко
сочетать традиционные и нетрадиционные методы
обучения, которые представлены в современной
методической литературе. Так, в прилагаемом
конспекте занятия, отражено использование
традиционных стихотворений и танцев с
логоритмическими упражнениями (М.Ю.Картушина).
Заданий на закрепление навыков звукобуквенного
анализа слов с инновационным упражнением на
развитие кинестетических ощущений и
ориентировки в пространстве – выкладыванием
букв – «живых моделей» (дети сами являются
элементом буквы) по представленным схемам
(А.Е.Воронова). Упражнения на формирование
навыков суффиксального образования
относительных прилагательных с использованием
учебного моделирования (Т.В.Туманова).
Таким образом, интегрированные занятия
учителя-логопеда и музыкального руководителя
являются итогом коррекционной работы и
демонстрацией достижений воспитанников
детского сада, имеющих ту или иную речевую
патологию.
Предлагаем конспект интегрированного занятия
«Бал цветов». За основу был взят конспект,
опубликованный в журнале «Справочник старшего
воспитателя дошкольного учреждения» (№3, 2009г).
Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего дошкольного возраста «Бал цветов»
Коррекционно-развивающие задачи:
- Совершенствование навыков фонематического слуха.
- Автоматизация звуков /Ж/, /Ш/ в связной речи.
- Обобщение материала по теме «Цветы», «Насекомые».
- Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.
- Закрепление навыков суффиксального словообразования относительных прилагательных.
- Закрепление песенного и музыкального материала в игровой форме.
- Развитие подвижности голосового аппарата, речевого дыхания, координации движений, гибкости.
- Развитие кинестетических ощущений, пространственной ориентации.
- Развитие навыков коммуникации, самоорганизации и контроля.
Оборудование:
- Два обруча «полянка» и «клумба».
- Модели-схемы для упражнения на словообразование.
- Схемы букв «Ж», «Ш».
- Фишки для обозначения звуков в слове синего, зеленого и красного цвета.
- Костюмы для детей цветов и жуков.
Предварительная работа:
- Постановка и автоматизация звуков /Ж/, /Ш/, заучивание стихотворений.
- Беседа по лексическим темам «Цветы», «Насекомые».
- Упражнения на формирование навыков суффиксального словообразования.
- Занятия по развитию навыков звукобуквенного анализа слов.
- Разучивание танцев, песен, логоритмических упражнений.
- Упражнения на развитие кинестетических ощущений и ориентировки в пространстве.
Действующие лица:
- Ведущие: учитель-логопед, музыкальный руководитель.
- Цветы (колокольчик, ромашка, роза, фиалка, астра): девочки.
- Насекомые (жуки): мальчики.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети вбегают в зал под песенку «Волшебный цветок», девочки танцуют, мальчики садятся на стулья.
Танец цветов.
1 ребенок:
У нас сегодня прекрасный праздник,
Веселый праздник – бал цветов!
Цветам и взрослый, и ребенок
Любовь свою отдать готов.
2 ребенок:
Полевые и садовые цветы,
Приглашаем, приходите,
Не жалейте красоты!
3 ребенок:
Поздороваться с гостями
Каждый будет очень рад.
Мы встречаем вас сегодня,
Дверь открыв в наш детский сад.
Ведущий:
Каждый из цветов готов?
Мы начинаем бал цветов.
– А какие же цветы присутствуют сегодня на нашем балу? Какие из них полевые, а какие садовые? Поиграем в игру «Найди свое место».
Игра «Найди свое место»
(обручи: «клумба» и «полянка»)
Колокольчик:
Тонколистый, синеглазый,
Очень нежный лепесток.
Пью росу, склонив головку,
Колокольчик я, цветок.
Ромашка:
Я – ромашка полевая,
Про меня все люди знают.
Расту везде на воле,
Любуйтесь мною в поле.
Астра:
Как в саду красиво и светло,
Сколько астр на клумбе расцвело –
Набивные, махровые, пестрые,
Любят их и дети, и взрослые!
Фиалка:
Растет в саду фиалка,
Вам рвать меня не жалко?
Ветерок надо мною кружиться,
Поют мне песни птицы.
Ведущий:
А вот и розочка-красавица,
Всем она нам очень нравиться.
Но почему-то грустная она,
Вдруг приключилась с ней беда?
Роза:
Беда со мною приключилась.
Я к вам бежала, торопилась:
В нашем маленьком садочке
Засуха вдруг поселилась.
Помогите, поспешите,
Тучку, дождик отыщите.
Вы ладошек не жалейте,
Землю дождиком полейте.
Пальчиковая игра «Дождик»
(дети встают врассыпную)
Теплый дождик лил, да лил, Барабанят пальцами правой руки по левой ладони
Дело делал, не шалил. Барабанят пальцами левой руки по правой ладони
Вымыл крыши у домов Складывают руки над головой в форме крыши
И полил цветы садов. Поочередно дотрагиваются большим пальцем до остальных
Протянули мы ладошки, Вытягивают ладони вперед
Дождик их помыл немножко. Трут ладони, имитируя мытьё рук
Ведущий: Дождь полил цветы, и стали они еще прекрасней. А какой замечательный у них аромат! Давайте вдохнем аромат этих цветов.
Дыхательная гимнастика
(Дети стоят на коре. Сначала на выдохе произносим звук /А-А-А/, затем с музыкальным руководителем «пропеваем» на выдохе этот звук. Дети садятся на стулья.)
Ведущий: У каждого цветка свой аромат. Давайте его назовем. А помогут нам назвать аромат цветов модели-схемы.
Модель:
рисунок +
фишка
= ?
«роза»
красный квадрат
Упражнение на формирование навыков суффиксального образования относительных прилагательных (у розы аромат розовый, у ромашки – ромашковый, у фиалки, колокольчика, астры)
Ведущий: На замечательный аромат цветов слетелись насекомые. Отгадайте, какие:
Черен да не ворон,
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)
Музыкально-ритмическая композиция «Жуки» (М.Ю.Картушина, с дополнениями и изменениями)
Ведущий:А теперь давайте составим схему слова «жуки».
Звуковой анализ слова «жуки»
(Дети садятся за парты, выкладывают схему слова. Один ребенок выкладывает схему слова на доске.)
Ведущий: Еще раз назовите первый звук в слове «жуки». /Ж/. Какой это звук? (Согласный, звонкий.) Назовите парный звук. /Ш/ – согласный, глухой. Давайте выложим буквы «Ж», «Ш» на ковре.
Упражнение на развитие кинестетических ощущений и ориентировки в пространстве
(Выкладывание букв в соответствии со схемами. Дети – элементы букв.)
Ведущий:Дорогие ребята! Посмотрите как красив каждый цветок, но еще прекраснее они, когда танцуют вместе.
Танец «Веселая полька» (М.Ю.Картушина)
1 ребенок:
Мы на празднике сегодня
Веселились от души.
Все по-своему прекрасны:
Гости, милые цветы!
2 ребенок:
Пусть Земля, как сад весенний,
Расцветает с каждым днем.
Берегите вы природу
Без нее не проживем!
(Под музыку «Дорога добра» дети выходят из зала)