Литература
-
Урок литературы "Человек создан для счастья…". Нравственный урок по повести А.Лиханова "Солнечное затмение". 10-й класс 2016
Урок литературы в 10-м классе по повести А.Лиханова «Солнечное затмение», на котором созданы условия для осмысления учащимися нравственного содержания повести средствами технологии проблемного обучения. Цель урока: развивать у учащихся умение формулировать и высказывать собственное мнение по волнующим проблемам, аргументировать его, сравнивать с мнением одноклассников, принимать или отвергать чужую позицию.
-
Урок литературы "Человек трудом славится" (по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"). 6-й класс 2015
Цель урока: исследовать связь образа Вакулы с темой труда в повести; показать, как в повести отразилась мечта Гоголя о сильной, гармоничной натуре, созданной для свободного, творческого труда; развивать умение следить за сюжетом, характеризовать литературного героя на основе его поступков, отношения к окружающему; отбирать нужные для анализа эпизоды; побудить к творчеству; воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда, творческое отношение к труду, эстетическое чувство.
-
Урок литературы "Чистота и святость пути человека, в чьем сердце – мама…" (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2012
Цель урока: закрепить навыки анализа эпизода (рассмотреть роль эпизода в раскрытии идеи романа, в композиционном своеобразии произведения); показать на основе ключевых слов отражение авторского замысла в раскрытии образов; помочь учащимся осмыслить проблему взаимоотношения родителей и детей; подвести учеников к восприятию идеи автора об опасности отпадения от семьи, материнской любви, от традиции почитания родителей.
-
Урок литературы "Ю.С. Рытхэу и его рассказ "Хранитель огня". 6-й класс 2013
Особенность урока состоит во включении в содержание урока вопросов и заданий, направленных на создание мотивации у обучающихся, предоставляющих возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, формулировать свою позицию и доказывать её. Тщательно осуществлён выбор содержания урока: факты биографии, творчества и характеристика личности Ю.С. Рытхэу; характеристика героев его произведений, жителей Чукотки; рассказ «Хранитель огня» как иллюстрация жизненных устоев людей северных народов.
-
Урок литературы "Я лиру посвятил народу своему…" (по творчеству Н.А. Некрасова) 2010
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта Н.А. Некрасова? Воспитание на примере Н.А. Некрасова и его поэзии высоких гражданских качеств.
-
Урок литературы «"Дубровский" — роман о благородном разбойнике» 2010
На данном уроке через анализ прозаического текста учащихся подводят к пониманию своеобразия пушкинской трактовки художественного типа "благородный разбойник"; в течение урока ученики знакомятся с понятием "синквейн", составление которого помогает выразить свое отношение к герою.
-
Урок литературы «Братья в литературе» («Собратья по перу» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита») 2015
В основе урока литературы в 11-м классе – поисковая беседа по 5, 6, 13, 28-м главам. Цель: найти ответ на вопрос: «Соответствуют ли изображенные в романе литераторы высокому званию писателя-мастера?» Вывод по теме – вечные истины всегда остаются вечными. Конечный продукт – совместно составленный план по теме.
-
Урок литературы «В лермонтовских Тарханах». 9-й класс 2015
Цель заочного путешествия: познакомить учащихся с фактами биографии поэта; ввести в особый эмоциональный мир, оживить воспоминания, создать своеобразный «эффект присутствия»; развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы; воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма в групповой работе.
-
Урок литературы «Волшебный край» театра... (А.С.Пушкин и театр) 2020
В работе содержится материал о раннем проявлении интереса А.С.Пушкина к театру, его взаимоотношения с актерами театра; можно найти ответы на вопросы в исследовательских работах учеников: Почему люди ходили в театр? Какое место занимал театр в жизни людей XIX века? Каков дух театра XIX века? Цель урока: воспитание любви к искусству, к творчеству А.С.Пушкина, показать роль театра в личности, индивидуальности поэта, в жизни каждого русского человека.
-
Урок литературы «Есенин – самый "русский" поэт». 11-й класс 2015
Урок, посвященный поэзии Сергея Есенина, выявляет особенности художественного мира поэта, воссоздает характер лирического героя Сергея Есенина. Ключевые понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики поэта, особенности стиля, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути. Урок формирует информационную и коммуникативную культуру.
-
Урок литературы «Идеал человека в понимании Н.А. Некрасова». 10-й класс 2015
Цель урока: дать представление об идеале человека в понимании Н.А. Некрасова; воспитывать уважительное отношение к подвигу передовых людей: В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского.
-
Урок литературы «Искусство, культура и поэзия Японии». 7-й классе 2015
Урок знакомит учащихся с искусством, культурой, поэзией (трехстишиями хокку) Японии. Воспитывает толерантное отношение к культуре, языку Японии. Материалы урока могут быть использованы во внеклассной работе по литературе, МХК.
-
Урок литературы «На это слово не ложатся тени» (образ матери в стихотворениях Н.А.Некрасова и Р.Гамзатова) 2019
Цели урока: познакомить учащихся с лирикой Н.А.Некрасова и Р.Гамзатова, посвященной матери; сопоставить женские образы героинь; углубить представление о соотношении лирического героя и биографии автора в стихах.
-
Урок литературы «Обсуждение повести В. Кондратьева "Сашка"». 11-й класс 2015
Урок литературы посвящен обсуждению повести В. Кондратьева «Сашка» с целью вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.
-
Урок литературы «Опять поминальный приблизился час…» (А. Ахматова «Реквием»). 11-й класс 2015
Цель урока: поговорить о том, что было явной былью и что забывать никак нельзя, ибо, как сказал А.С. Пушкин: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Поможет комментарий и анализ поэмы А. Ахматовой «Реквием». Урок включает работу в группах, чтение поэмы под музыку.
-
Урок литературы «Пейзаж и "святая прелесть" молитвенного слова в стихотворениях М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива", "Молитва"». 7-й класс 2015
Урок расширяет представления о поэтическом мире М.Ю. Лермонтова и своеобразии его пейзажных картин. Поставленная цель достигается в создании лексической ассоциативной цепочки с указанием изобразительных средств.
-
Урок литературы «Писать надо так, чтобы слова рвались, как патроны в костре». Творчество Василия Макаровича Шукшина 2021
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством В.М.Шукшина, писателя, драматурга; показать лучшие нравственные качества русского народа, которые видел Шукшин, сам впитал в детстве, показал в произведениях; развить творческие способности учащихся, учить выразительному чтению, умению инсценировать текст; воспитывать нравственные качества: доброту, трудолюбие, любовь к малой родине.
-
Урок литературы «По праву памяти» (Анализ стихотворений «Хотят ли русские войны?» Е.Евтушенко, «Я убит подо Ржевом» А.Твардовского) 2020
Тема урока определяет его неразрывную связь с историей Отечества. Актуальность методической разработки заключается в том, что учащиеся постигают на уроке духовно-нравственную категорию память через анализ произведений о Великой Отечественной войне. Кроме того, учатся осмысливать события современной истории, видеть актуальность и анализировать проблематику произведений классики.
-
Урок литературы «Религиозное осмысление романа М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"». 10-й класс 2015
Урок литературы помогает осмыслить роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» как образец высокохудожественного произведения, в котором утверждаются незыблемые христианские ценности.
-
Урок литературы «Смоленская робинзонада Михаила Пришвина». 9-й класс 2015
Есть в русской литературе писатели, открыть которых для себя можно в любом возрасте – в детстве, юности, будучи зрелым человеком. Один из таких художников – М.М. Пришвин. Много прекрасных мгновений запечатлено в слове на страницах его книг. Среди них особое место занимает произведение «Школьная робинзонада». Часть биографии писателя связана со Смоленским краем.
-
Урок литературы «Сонет Серебряного века». 11-й класс 2015
Цель урока: дополнение знаний о поэзии Серебряного века, знакомство с сонетами В. Брюсова, К. Бальмонта, О. Мандельштама, И. Северянина и И. Бунина.
-
Урок литературы «Судьба народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Размышления у парадного подъезда"». 7-й класс 2015
Урок знакомит с творчеством Н.А. Некрасова; обозначается главная тема некрасовской поэзии; учащиеся находят в стихах поэта авторское отношение к проблеме.
-
Урок литературы «Устное народное творчество. Обрядовый фольклор». 6-й класс 2015
Цель урока: знакомство с устным народным творчеством, формирование устойчивых знаний о истории русского фольклора.
-
Урок литературы «Христианские мотивы в романе Достоевского "Преступление и наказание" и в рассказе Солженицына "Матрёнин двор"» 2018
Что такое духовность, нравственность? Как учитель может воспитать духовно-нравственную личность? Конечно, своей личностью и средствами предмета, особенно если этот предмет – литература. Материал представленной разработки объемный, но рассчитан на один урок. Поэтому подготовка к нему ведется на протяжении нескольких уроков, используется индивидуальный и групповой метод выполнения домашнего задания в виде исследования Евангельских текстов, подбора цитатного материала.
-
Урок литературы «Что значит быть счастливым?» (по сказке Г.Х.Андерсена «Чайник») для 6-го класса с использованием методического приема «Чтение с остановками» 2022
Цель урока: привлечение внимания детей к осмысленному чтению с использованием технологии развития критического мышления.
-
Урок литературы (7-й класс) "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2009
Урок посвящен изучению творчества М.Ю. Лермонтова, его одному из ярчайших произведений. Учитель использует предварительную работу с целью изучения эпохи ХVI века, образа Ивана Грозного. Дается ученикам задание: нарисовать рисунки по заданному эпизоду. В ходе урока учащиеся составляют киноленту-презентацию из своих рисунков, сопровождая каждый кадр комментариями.
-
Урок литературы (Внеклассное чтение) "Души прекрасные порывы" 2021
Цель урока: побуждать учеников к разностороннему проявлению лучших душевных качеств, формировать качества духовно-нравственной личности, компетентности в сфере эстетической, творческой, познавательной деятельности, способствовать развитию навыков работы в группе.
-
Урок литературы (внеклассное чтение) в 7-м классе по теме "Волга в изображении русских поэтов" 2010
Урок построен на основе местного саратовского материала. Авторы попытались соединить лирику Н.А. Некрасова с творчеством саратовских поэтов на основе сравнения образа Волги. Материал урока позволяет продолжить обучение сопоставительному анализу лирических стихотворений, дает возможность обучающимся более широко познакомиться с творчеством саратовских поэтов.
-
Урок литературы (КСО) по былинам: "Тайна трех богатырей" 2008
Урок показывает историческую достоверность основных былинных героев, их силу и нравственную красоту, также расширяются знания учащихся о богатырях земли русской, и раскрывается историческая достоверность основных героев былинного эпоса.
-
Урок литературы (литературное краеведение) по теме "Сравнительный анализ уральских сказов П.Бажова и сибирских сказов В.Галкина" 2009
Тема литературного краеведения достаточно актуальна: развивается интерес к художественной литературе прошлого и наших дней, к истории родного края, формируются навыки анализа и критической оценки литературных произведений. Представленный материал может быть использован для проведения урока либо внеурочного мероприятия по литературе.