Литература
-
"Тундра - это двое…" Урок внеклассного чтения 2003
Представлена разработка урока внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу С.П.Данилова "Двое".
-
"Ты всегда в ответе за всех, кого приручил…" (Урок по сказке Экзюпери "Маленький принц")
2011
Урок нацелен на то, чтобы показать значимость сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в формировании высоконравственных качеств личности. Урок разделен на две части. Первая - защита ученических презентаций, которые были самостоятельно созданы в группах литературоведов. Вторая – дискуссия на тему: «Актуальны ли в нашем XXI веке заповеди Маленького принца? Нужны ли они нам с вами?»
-
"Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил" (урок внеклассного чтения в 7-м классе по повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо") 2008
Ёмкость названия и содержания повести Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» достигается за счёт антитезы – противопоставления контрастных цветов: белого и чёрного. Эпитеты «белый», «чёрный» в прямом значении характеризуют окрас Бима; в переносном – поступки людей, его окружающих.
-
"Тяжело бывает одинокому человеку" (По рассказу В.Шукшина "Горе"). 7-й класс 2011
Урок позволяет учащимся на примерах развития личности главного героя, используя приемы сравнения и сопоставления, выйти на самостоятельное видение жизненной ситуации. Важным аспектом является развитие монологического высказывания по теме через личностное отношение и помогает формировать четкую позицию значимости нравственных категорий в жизни человека.
-
"Тяжесть души" (урок по повести Ю.Нагибина «Встань и иди» в 10-м классе) 2010
В повести дана картину общественных нравов. Страх и ложь живут не в лагере, а разъедают душу оставшихся на свободе. Они деформируют совесть, гордость, искренность, уродуют общественные и семейные традиции, делают узниками тех, кто якобы свободен.
-
"У войны не детское лицо" 2014
Статья посвящена детям – участникам войны. Многие мальчишки и девчонки отдали свое детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадками, смехом, играми, праздниками. Отдали, чтобы земля осталась землей людей, у которых жизнь обязательно должна начинаться с книг и тетрадей, игр и праздников.
-
"У театральной афиши" (урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума") 2008
Построение урока и его оформление позволяет ребятам (особенно тем, кто лишен возможности часто бывать в театре или не был вообще) почувствовать атмосферу театра. Урок развивает и воспитывает творческое воображение, зрительскую культуру, культуру общения, умение "исполнять" роли героев пьесы.
-
«Убежать никак нельзя». Урок-размышление по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро» с использованием метода Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» 2019
Это урок – размышление о нравственном выборе в жизни человека. Как поступить в трудной жизненной ситуации? Как сохранить человеческое достоинство? Метод групповой познавательной активности «Шесть шляп мышления Боно» помогает рационально организовать изучение произведения и выявить разные стороны восприятия и оценки. Этот метод позволяет отделить эмоции от логики, творчество от информации. Каждая шляпа задает определенный образ мышления.
-
Три встречи Гринёва с Пугачёвым. Образы-символы в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 2019
Цели урока: увидеть многозначные образы произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», «расшифровать» их, дать объяснение; развитие речи учащихся, развитие аналитических способностей, умения сопоставлять разные факты, умения мыслить, делать выводы.
-
Три злодейства (по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама") 2012
Цель урока: развивать навыки и умения сравнительного анализа произведения; формировать навыки и умения работы с критическим материалом; закрепить умение формулировать выводы; познакомить с понятием "философско-психологическая повесть"; развивать умение лаконично и точно передавать свои мысли; формировать навык работы с раздаточным материалом в группах; пробудить чувство ответственности за свою жизнь, поступки.
-
Три мира в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2012
Цель урока: показать жанровое и композиционное своеобразие романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»; философское осмысление числа «три» в романе; разобраться в особенностях взаимопроникновения трех миров в романе; вынести нравственные уроки, главные ценности, о которых говорит писатель; развивать интерес к личности и творчеству писателя.
-
Три урока по творчеству В.П. Астафьева 2007
Одна из задач современной школы - формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры учащегося. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком на уроках русского языка и литературы. Так на художественных текстах отрабатываются навыки выразительного чтения, умения находить языковые средства, создающие художественную ткань произведения. Хорошим материалом для формирования указанных навыков и умений, на мой взгляд, являются небольшие по объёму "Затеси" В.П.Астафьева.
-
Три урока по Шукшину 2008
Ложные и истинные праздники героев В.М. Шукшина. В рассказах "Степка", "Распас", "Сапожки", "Беспалый", "Сураз" и др. автор поднимает проблему маленьких, ненастоящих праздников людей, живущих для себя, для своего удовольствия, и широких праздников души, праздников любимых героев.
-
ТРИЗ-педагогика на уроках литературы 2006
В 70–80-е годы XVIII века вопросы крепостного права, служения отечеству, воспитания и нравов были очень злободневны. Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, решая их по-разному, в соответствии со взглядами авторов. Фонвизин тоже не остался в стороне от этих проблем.
-
Тропинки детства Алитета Немтушкина в повести "Мне снятся небесные олени" 2011
Урок поможет семиклассникам войти в художественный мир писателя и поэта Алитета Немтушкина, учащиеся познакомятся с обычаями и традициями эвенкийского народа, откроют для себя прелесть особых отношений эвенков к миру природы. Электронная презентация поможет создать у ребят соответствующие картины.
-
Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться") 2008
Мастерская проводится на уроке, посвященном творчеству Н.Заболоцкого в 6-м классе. Участников мастерской нужно посадить по группам (6 групп по 4–5 человек вокруг столов). Задачей урока можно считать приобщение учащихся к миру идей, образов поэзии Заболоцкого, мастерская также обучает анализировать поэтический текст. Анализ в данном случае - это способ понять замысел автора.
-
Труд как нравственная основа человеческой жизни в рассказе А.П. Платонова "В прекрасном и яростном мире" 2012
Цель урока – показать труд как нравственное содержание человеческой жизни. Передать чувства автора, которые вложены в изображение героев рассказа. Идеи добра, взаимопонимания, жизни для других.
-
Трудности ознакомления первоклассников с алфавитом и пути их преодоления 2022
В акте чтения принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении с конкретными звуками. Результат достигается двумя путями. Рассмотрим пять путей преодоления трудностей ознакомления с алфавитом. Активизация познавательной деятельности становится выше, если педагог организует взаимодействие учащихся в познании, предметно-практической деятельности.
-
Трудный век российского царства: "Эпоха Ивана Грозного в истории и литературе" 2005
"Песня про купца Калашникова" переносит учащихся в глубокую старину. Проводя этот урок, я ставила прежде всего воспитательные задачи: побудить школьников еще раз обдумать и пережить сердцем конфликты, связанные с защитой чести и человеческого достоинства. Одновременно ученики формируют и обогащают свои знания об эпохе Ивана Грозного, о некоторых личных качествах самодержца, вообще - о многообразии и сложности человеческих характеров. Кроме того, совершенствуются литературоведческие знания о теме, идее, построении художественного произведения, о фольклоре как одном из источников художественной литературы. Развиваются умения сопоставлять героев и на этом основании проникать в глубины их характеров, постигать особенности авторской позиции, а также умение давать развернутые ответы на вопросы.
-
Турнир знатоков кулинарных блюд (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2005
Данное мероприятие проводилось в 9-м классе после изучения романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Цель занятия - привитие интереса к творчеству поэта посредством художественной детали, расширение кругозора учащихся.
-
Турнир знатоков литературы 2008
Урок-соревнование между двумя командами по литературе рассчитан на учеников 6-го класса, разработан на основе учебника, автор Т.Ф. Курдюмова. Урок ставит цели: проверить знание текстов произведений, привить любовь и интерес к изучению литературы, повторить полученные знания на уроках литературы.
-
Турнир знатоков поэзии 2013
Цель турнира: пробудить, удовлетворить и развить интерес учащихся к поэзии разных эпох, жанров, стилей.
-
Ты нам поведай, театральная афиша… 2004
Комедия "Горе от ума" - благодатный материал для изучения в классе: она вызывает большой интерес у учащихся; ее образы легко воспринимаются; язык комедии понятен и выразителен. Уроки, на которых рассматриваются темы: замысел, история создания, жанровое своеобразие произведения, - не всегда воспринимаются с интересом, поэтому я предлагаю провести урок - исследование "Ты нам поведай, театральная афиша...", где объектом исследования становится театральная афиша. Эта афиша будет выполнять функцию опорного конспекта и рабочей тетради.
-
Тыйыс дойдум, тымныын да миэхэ олус кунду
2011
Автор знакомит с навыками проектирования. Применяются методы групповой работы учащихся, проектирование. Формируются коммуникативная, информационная, общекультурная компетентности и активизация знаний учащихся.
-
Тютчев Ф.И. Стихотворения о любви. Литературно-музыкальная композиция 2012
Музыкально-литературная композиция содержит рассказ об истории создания отдельных стихотворений Ф.И. Тютчева, которая относится к любовной лирике поэта и повествует об отдельных страницах жизни поэта. На уроке звучат стихи Тютчева и романсы на его стихотворения.
-
У войны — не женское лицо 2006
Сценарий составлен по документальной повести Светланы Алексеевич "У войны – не женское лицо". Также использованы стихотворения И. Уткина и Ю. Друниной.
-
У литературной карты России. "Человек в мире природы в произведениях писателя-астраханца Ю.В. Селенского" 2010
Несомненно, что наиболее важным в уроке являются его нравственные ориентиры: воспитание любви к родному краю, к родной природе, бережного к ней отношения. А также развитие у детей эмоциональной чуткости к слову, формирование умения анализировать художественный текст, расширение культурного кругозора. Урок построен по модульной модели.
-
Удивительный мир Вероники Тушновой 2016
Талантливая советская поэтесса Вероника Михайловна Тушнова, оставила нам в наследство замечательные стихи, которые очаровывают своей искренностью, красотой и нежностью. Именно об этом говорится в статье. Особое внимание уделено высказываниям современников Вероники Тушновой о ней и ее творчестве, а также значимости употребления личных местоимений в стихотворениях поэтессы. Кроме того, представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвященного творчеству В.М.Тушновой.
-
Удивительный мир сказов Бажова. 5-й класс 2015
Цель урока: систематизировать и обобщить знания по сказам писателя. Задачи: перечитать любимые сказы; развивать творческие и познавательные способности; воспитывать интерес к творчеству уральского сказителя.
-
Удивительный мир сказок А.С.Пушкина 2024
Задачи урока: повторить и закрепить знания сказок А.С.Пушкина, вспомнить интересные фрагменты; учить правильно и четко отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарный запас; развивать речь, умение внимательно слушать; воспитывать любовь, уважение и интерес к сказкам А.С.Пушкина; определить вид сказок А.С.Пушкина по их признакам; уточнить отличие авторской сказки от народной.