Труд как нравственная основа человеческой жизни в рассказе А.П. Платонова "В прекрасном и яростном мире"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Анализируя рассказ, помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой жизни, наполненной трудом, вызвать уважение к человеку - труженику.
  • Работая над текстом произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, воссоздающего и творческого пересказа.
  • Воспитывать ответственность, милосердие.

Оборудование:

  • текст рассказа "В прекрасном и яростном мире",
  • диск с эпизодом кинофильма по рассказу А.П. Платонова "В прекрасном и яростном мире",
  • ТСО (проектор, экран, компьютер).

В каждой строчке рассказа: присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь.
В.Попов

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Ученики зачитывают варианты плана, обсуждаем планы, записываем на доске и в тетрадях примерные варианты.

  • "Он скучал от своего таланта как от одиночества".
  • "Дальше ты поведешь машину, я ослеп".
  • "Мальцева отдали под суд".
  • "Что лучше - свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?".
  • "Ты видишь теперь весь свет!".

Слово учителя.

Теперь мы понаблюдаем за развитием событий в рассказе Андрея Платонова, вдумаемся в характеры героев. В конце урока мы попытаемся ответить на вопрос: почему рассказ называется "В прекрасном и яростном мире"?

II. Аналитическая беседа.

- От чьего лица ведется повествование в рассказе?

- Что вы узнаете о работе машиниста Мальцева?

- Почему машинисту Мальцеву было скучно со своими помощниками?

Просмотр эпизода кинофильма о последней поездке Мальцева в качестве машиниста курьерского поезда.

- Как характеризует Мальцева ситуация, в которую он попал?

- Какие чувства он вызывает у вас?

- Опишите его внешность, поведение.

- Что помогает нам понять характер этого человека?

- Почему такое большое впечатление производит на вас

картина разбушевавшейся грозы?

Слово учителя.

- Платонов - большой мастер пейзажной живописи. С помощью художественной детали автор рисует зримые образы, мы как будто видим, слышим, осязаем грозу. В дерзком вызове природе уже содержалось и поражение героя: из троих человек, находящихся в кабине машины, молния ослепила одного Мальцева. Что говорит рассказчик по этому поводу?

III. Работа с текстом.

Ученики зачитывают отрывок из текста.

(":Я был ожесточен против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека; я чувствовал тайный и неуловимый расчет этих сил - в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня. Я понимал, что в природе не существует такого расчета в нашем человеческом, математическом смысле, но я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных для человеческой жизни обстоятельств, и эти губительные силы сокрушают избранных возвышенных людей".)

- Только ли в силу "избранности" молния ослепила Мальцева?

- Как переживает свое горе Мальцев?

- Ведется следствие, а Мальцева, к которому вернулось зрение, признают виновным и осуждают на тюремное заключение. Каким образом объясняет Мальцев свою способность в ослепленном состоянии вести поезд?

- Кто не соглашается с решением суда? Что он предпринимает?

- С какой целью проводится экспертиза и чем она заканчивается?

- Что переживает помощник Мальцева, узнав об этом?

Обратимся к тексту рассказа.

- Смирился ли он со случившимся? Прочитайте заключительные строки четвертой главы.

("Я решил не сдаваться:")

IV. Комментированное чтение пятой главы.

Итак, происходит возвращение к жизни Александра Васильевича Мальцева, теперь он видит "весь свет", обретая вновь любимое дело.

- Что помогает ему вернуться к полноценной жизни?

- Расскажите о Косте. Почему он не оставил Мальцева в беде?

- Почему же рассказ называется "В прекрасном и яростном мире"?

(Прекрасный - несущий красоту природы, радость творчества. Яростный - стремящийся не допустить власти человека над собой, ополчающийся на самых талантливых. Чтобы в таком мире прожить достойно, нужна огромная любовь к жизни, к миру. Нужно делать этот мир лучше, добрее, необходимо стремиться к духовному единению с людьми.

V. Подведение итогов урока.

- Насколько, по-вашему, рассказ Платонова актуален для нашего времени?

- Хотели бы вы изменить мир, чтобы он стал "ручным", не требовал от человека постоянной борьбы?

Слово учителя.

VI. Домашнее задание.

  • 1 группа - воссоздающий пересказ.
  • 2 группа - творческий пересказ. (Представьте, каким станет Мальцев после всего, что с ним случилось. Изменится ли он? Как? Каковы будут его отношения с людьми?).