Цели урока:
- Анализируя рассказ, помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой жизни, наполненной трудом, вызвать уважение к человеку - труженику.
- Работая над текстом произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, воссоздающего и творческого пересказа.
- Воспитывать ответственность, милосердие.
Оборудование:
- текст рассказа "В прекрасном и яростном мире",
- диск с эпизодом кинофильма по рассказу А.П. Платонова "В прекрасном и яростном мире",
- ТСО (проектор, экран, компьютер).
В каждой строчке рассказа: присутствует какой-то сильный дух, какая-то большая духовная мощь.
В.Попов
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Ученики зачитывают варианты плана, обсуждаем планы, записываем на доске и в тетрадях примерные варианты.
- "Он скучал от своего таланта как от одиночества".
- "Дальше ты поведешь машину, я ослеп".
- "Мальцева отдали под суд".
- "Что лучше - свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?".
- "Ты видишь теперь весь свет!".
Слово учителя.
Теперь мы понаблюдаем за развитием событий в рассказе Андрея Платонова, вдумаемся в характеры героев. В конце урока мы попытаемся ответить на вопрос: почему рассказ называется "В прекрасном и яростном мире"?
II. Аналитическая беседа.
- От чьего лица ведется повествование в рассказе?
- Что вы узнаете о работе машиниста Мальцева?
- Почему машинисту Мальцеву было скучно со своими помощниками?
Просмотр эпизода кинофильма о последней поездке Мальцева в качестве машиниста курьерского поезда.
- Как характеризует Мальцева ситуация, в которую он попал?
- Какие чувства он вызывает у вас?
- Опишите его внешность, поведение.
- Что помогает нам понять характер этого человека?
- Почему такое большое впечатление производит на вас
картина разбушевавшейся грозы?
Слово учителя.
- Платонов - большой мастер пейзажной живописи. С помощью художественной детали автор рисует зримые образы, мы как будто видим, слышим, осязаем грозу. В дерзком вызове природе уже содержалось и поражение героя: из троих человек, находящихся в кабине машины, молния ослепила одного Мальцева. Что говорит рассказчик по этому поводу?
III. Работа с текстом.
Ученики зачитывают отрывок из текста.
(":Я был ожесточен против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека; я чувствовал тайный и неуловимый расчет этих сил - в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня. Я понимал, что в природе не существует такого расчета в нашем человеческом, математическом смысле, но я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных для человеческой жизни обстоятельств, и эти губительные силы сокрушают избранных возвышенных людей".)
- Только ли в силу "избранности" молния ослепила Мальцева?
- Как переживает свое горе Мальцев?
- Ведется следствие, а Мальцева, к которому вернулось зрение, признают виновным и осуждают на тюремное заключение. Каким образом объясняет Мальцев свою способность в ослепленном состоянии вести поезд?
- Кто не соглашается с решением суда? Что он предпринимает?
- С какой целью проводится экспертиза и чем она заканчивается?
- Что переживает помощник Мальцева, узнав об этом?
Обратимся к тексту рассказа.
- Смирился ли он со случившимся? Прочитайте заключительные строки четвертой главы.
("Я решил не сдаваться:")
IV. Комментированное чтение пятой главы.
Итак, происходит возвращение к жизни Александра Васильевича Мальцева, теперь он видит "весь свет", обретая вновь любимое дело.
- Что помогает ему вернуться к полноценной жизни?
- Расскажите о Косте. Почему он не оставил Мальцева в беде?
- Почему же рассказ называется "В прекрасном и яростном мире"?
(Прекрасный - несущий красоту природы, радость творчества. Яростный - стремящийся не допустить власти человека над собой, ополчающийся на самых талантливых. Чтобы в таком мире прожить достойно, нужна огромная любовь к жизни, к миру. Нужно делать этот мир лучше, добрее, необходимо стремиться к духовному единению с людьми.
V. Подведение итогов урока.
- Насколько, по-вашему, рассказ Платонова актуален для нашего времени?
- Хотели бы вы изменить мир, чтобы он стал "ручным", не требовал от человека постоянной борьбы?
Слово учителя.
VI. Домашнее задание.
- 1 группа - воссоздающий пересказ.
- 2 группа - творческий пересказ. (Представьте, каким станет Мальцев после всего, что с ним случилось. Изменится ли он? Как? Каковы будут его отношения с людьми?).