Цели урока:
- развитие сотрудничества, взаимопомощи (научиться работать в группе, распределять обязанности, помогать друг другу и бороться за общий успех);
- увидеть многозначные образы произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «расшифровать» их, дать объяснение;
- развитие речи учащихся, развитие аналитических способностей, умения сопоставлять разные факты, умения мыслить, делать выводы.
Предварительное задание.
Домашнее задание было в каждой группе свое:
- 1-я группа - первая встреча Гринёва с Пугачёвым, во время метели. Образы – символы (метель, дорога, вожатый, сон) и их роль.
- 2-я группа – встреча Гринёва с Пугачёвым в Белогорской крепости. Образы – символы (красный цвет, тулуп, виселица) и их роль.
- 3-я группа – встреча Гринёва с Пугачёвым в Бердской слободе. Образы – символы и их роль (орёл и ворон, «царский дворец»).
Ход урока
1. Организационный. Вступительное слово учителя
Учитель. Тема сегодняшнего урока – "Три встречи Гринёва с Пугачёвым. Образы – символы в романе".
Сегодня на уроке мы рассмотрим 3 встречи Гринёва с Пугачёвым, поразмышляем над авторской мыслью, попробуем понять особенности мастерства писателя. А вы расскажете, к каким выводам пришли.
Итак, удачи всем в работе! Запишите в тетради число, тему урока.
2. Ревизия знаний
Произведениям Пушкина свойственны символические образы. И роман «Капитанская дочка» не исключение.
Презентация. Слайд 1.
Учитель. Что же такое символ? С этим термином мы уже сталкивались, вспомните, в каких произведениях?
Презентация. Слайд 2.
Ученики. В рассказах А.П. Чехова. Например, шинель Червякова. Он умер прямо в ней, шинель – символ его пресмыкательства, его страха.
Ученики. Шинель - символ деления людей на низших и высших, шинель на Червякове мёртвом означает, что человек в нём давно умер, остался только чин.
Учитель. Какие чеховские символы вы ещё можете привести в качестве примера?
Ученики. В рассказе «Хамелеон» решето с конфискованным крыжовником, шинель Очумелова, палец Хрюкина.
Учитель. Итак, символ - многозначный образ.
3. Выдвижение гипотезы
Учитель. Итак, символ - многозначный образ. Наша задача - выяснить, для чего А.С. Пушкин использовал символы в произведении «Капитанская дочка»?
Ваше предположение?
Ученики. Пушкин вводит их для того, чтобы ярче показать характеры героев.
Учитель. Да, видимо, это так, ведь главная задача писателя – раскрыть характеры персонажей, показать их мысли, чувства. Будем записывать выводы в наших тетрадях по двум героям: Гринёву и Пугачёву.
4. Групповая работа (домашнее задание)
Учитель. Итак, давайте вспомним 3 встречи Петра Гринёва с Пугачёвым, расшифруем образы-символы романа, как они выявляют черты характера персонажей.
Рассмотрим первую встречу Гринёва с Пугачёвым.
Посмотрим, к каким выводам пришли участники 1 группы.
Что подчёркивает метель? Как характеризует Гринёва, Пугачёва?
Ответы участников 1 группы:
Пётр Гринёв настаивает на поездке, несмотря на уговоры ямщика и Савельича, и вдруг “облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель». Метель подчёркивает «блуждания» Гринёва, он перед этим проиграл деньги, сбился с дороги в прямом и переносном смысле.
Метель - образ-символ романа, он связан не только с Гринёвым, заблудившемся в непогоду, но и с Пугачёвым, ведь впервые на страницах произведения он появляется во время снежного бурана, чуть не погубившего Петра Гринёва. Автор так твёрдо связывает вождя народа с этой снежной стихией, вихрем, что даже пренебрегает хронологией: метель случилась в начале сентября, что не совсем правдоподобно.
Метель – стихия природы, этот образ - символ перемен, бунта, крушения чего-то, символ протеста, когда человек может погибнуть, восстание Пугачёва – стихийный протест народа, грозное событие.
Мы думаем, что герои проявили такие качества (записываем в таблицу):
Пугачёв |
|
Ребячество, самонадеянность |
сметливость, природный ум, уверенность. |
Учитель. Кстати, речь в произведении ведётся и о дворянах. А дворяне связаны с образом осени. Помните, генерал подвязывает яблони в саду, когда Пугачёв уже в Белогорской крепости, в ней снег, а в 40 км – угасает осень. Что символизирует осень?
Ученики. Видимо, слабость, угасание дворянства.
Ученики 1 группы. Следующий образ – дорога: «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе». Кто говорит? – Пугачёв. А что такое дорога? А вспомните еще: заблудился в пути, сбился с пути, найти верный путь…
Дорога – это путь человека, какой он выбирает, поэтому и говорится, что сбился с пути, ведь Гринёв проиграл деньги Зурину, накричал на Савельича, вёл себя не лучшим образом.
Ученики 1 группы. Есть ещё один образ-символ. Выводит Гринёва и Савельича к постоялому двору не просто мужик, а Вожатый. Он, будущий вождь восстания Пугачёв, уже проявляет лидерские качества: умение убеждать, внушать доверие, вести за собой.
Что отмечаем в Пугачёве? - Задатки вождя, лидера, отвагу, решительность.
В Гринёве? - Нуждается в поддержке, сбился с дороги. Лишён сословных предрассудков. Милосерден к вожатому, благодарен за помощь.
Ученики 1 группы. А дальше Гринёв видит «сорокалетнего мужика… Сон Гринёва – символический, пророческий. Он наполнен символами.
Кровь, топор в руках чернобородого мужика, мёртвые тела – символы насилия, кровопролития, гибели людей.
Ласка его по отношению к Гринёву – это его особое, милосердное отношение к молодому дворянину, он даже будет участвовать в любовных делах дворянина, поможет соединиться с Машей.
Учитель. Как развиваются их отношения?
Ученики. Вывод. Гринёв милосерден, добр к людям, а милосердие, доброта Гринёва и благодарность за оказанную услугу мужика вернётся к нему позже. Он, этот мужик, выведет Гринёва из труднейшей ситуации, став его вожаком, затем посажёным отцом.
Пугачёв |
|
Нуждается в поддержке, сбился с дороги. Милосердный. Благодарный. Лишён сословных предрассудков. Растерянный, на распутье |
Задатки вождя, лидера, отвага, решительность; сметливость. Жестокий, кровожадный, а также ласковый, добрый посажёный отец |
Учитель. А теперь слово 2 группе. Вторая встреча Гринёва с Пугачёвым. Они опять встретились зимой. Пугачёв свалился как снег на голову защитникам Белогорской крепости.
Ученики 2 группы. Образ-символ - красный кафтан на Пугачёве, захватившем Белогорскую крепость. Красный - красивый, нарядный, видим его тщеславие. Пугачёв проливает кровь, поэтому красный цвет - это ещё и символ боли, страдания людей, кровопролития, символ жестокости самозванца. Но он понятен простому народу, разбрасывает деньги, умеет убеждать.
Ученики 2 группы. Образ-символ и виселица.
Виселица – наказание за сопротивление, неповиновение, угроза жизни. Виселица – символ жестокости Пугачёва.
А ещё виселица - рок, судьба. Когда Пугачёв приглашает к себе на пирушку Гринёва в Белогорской крепости, то молодой дворянин слышит, как эти разбойники во главе с вожаком поют песню про виселицу, предвидя свою судьбу.
Ученики. Образ-символ и тулуп. Это был подарок от чистого сердца, между Гринёвым и Пугачёвым протянулась ниточка добра, милосердия. Автор через эту символическую деталь показывает положительные качества Пугачёва: доброту, чувство благодарности, некое чувство справедливости.
Учитель. Как Гринёву удалось избежать наказания, когда он не обещал Пугачёву не выступать против него?
Ученики. Гринёв говорил искренно, честно, это и подкупило Пугачёва, он почувствовал отсутствие фальши в словах молодого дворянина. И гринёв проявил находчивость, сказав, что он лицо подневольное, на службе.
|
Пугачёв |
Смелость, отвага, чувство чести и долга. |
Тщеславие. Жестокость, безжалостность. |
Ученики 3 группы. Третья встреча Гринёва и Пугачёва.
Где встречаются герои снова? В Бердской слободе. Гринёв видит Пугачёва во «дворце». Это изба, где стены оклеены золотой бумагой. Это образ-символ, образ-пародия. Приближённые Пугачёва «неласково» встретили его, даже предлагали казнить, лишь снисходительность Пугачёва и находчивость Гринёва спасли ситуацию.
Учитель. Какие качества героев здесь видим?
Пугачёв |
|
Чувство товарищества (не бросил Савельича) |
Тщеславие, самозванство, притворная важность; горделивый, затем простой и благородный, снисходительный |
Ученики. Еще Пугачёв пытается по дороге в Белогорскую крепость «душевно» поговорить с Гринёвым, рассказывает ему калмыцкую сказку про орла и ворона. Себя он, конечно, приравнивает к орлу - птице свободолюбивой и светлой, приравниваемой даже к солнцу. Гринёв же в силу своих сословных представлений относит вождя к символическому образу ворона, который, хотя и мудрый, но питается падалью, то есть сеет смерть, несёт кровопролитие, войну.
Ученики. Мы предлагаем записать такие качества героев:
Пугачёв |
|
Ограниченный сословными предрассудками, не понимающий свободолюбие Пугачёва |
Свободолюбивый, мечтает о дикой вольнице, авантюрный характер |
Учитель. Какое желание возникает у Гринёва по отношению к Пугачёву, когда он увидел его в обществе Хлопуши и Белобородова?
Ученики. Он хотел вырвать его из среды злодеев.
Учитель. Получается, что, обвиняя Пугачёва в кровопролитии, он всё-таки ему симпатизирует? Или его отношение к герою более сложное?
Ученики. Конечно, Гринёв не принимает насилие и жестокость Пугачёва, но он спасает его от смерти, помогает спасти Машу и соединяет влюбленных.
Учитель. Посмотрите на следующие слайды. Действительно, отношение Гринева к Пугачёву двойственное.
Презентация. Слайды 16-17.
Пушкин в самом начале произведения показывает нам Пугачёва глазами Гринёва, а он отмечает «живые» глаза», выражение лица «довольно приятное, но плутовское».
Интересно об этом сказала М. Цветаева в книге «Мой Пушкин»: От Пугачёва на Пушкина – следовательно и на меня – шла могучая чара… Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой… такого любить – никакая благодарность не заставит…»
5. Размышление, расширение темы
И здесь мы понимаем, что Пушкина вообще волновала тема восстания против правительства.
Интересно, что роман был закончен к известной всем дате, Пушкин её торжественно написал - 19 октября 1836 года. Что это за дата?
Ученики. День открытия Царскосельского лицея.
Учитель. А теперь посмотрите на рисунки Пушкина, которые встречаются в его черновиках в 30-е годы. Виселица и пять повешенных. Что тревожило поэта?
Ученики. Судьба декабристов, многих он знал. Пять из них были казнены. Учитель. Как Пушкин относился теперь восстанию? А может, ответ в романе «Капитанская дочка»? В 1834 был написан исторический труд «История Пугачёвского бунта», а потом вдруг художественное произведение - «Капитанская дочка».
Посмотрите на отношение Гринёва на бунт Пугачёва в 5 главе и в 13 главе.
|
|
«Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение». |
Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! |
Ученики. С одной стороны, он говорит, что события эти «дали душе сильное и благое потрясение», а с другой стороны, говорит о «бессмысленном и беспощадном» бунте. Очевидно, и Пушкин, думая о восстании против правительства, и сочувствовал восставшим, и осуждал насилие.
Учитель. Сделаем вывод. Что ещё помогают понять образы-символы?
Ученики. Не только про героя, злодей Пугачёв или милосердный человек, но и как автор относился к народному восстанию, бунту, что его тревожило. И получается, что Александр Сергеевич Пушкин, рассказывая.
Учитель. Да, А.С.Пушкин переживал за судьбы восставших против правительства, но он предлагал иной путь – путь милосердия, путь понимания, умения договариваться.
И закончить урок хочется словами Д.Самойлова: "Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу".
6. Итоги урока
Что вам понравилось? Как работали группы, чью группу вы хотели бы назвать лучшей?
7. Отметки и домашнее задание (слайд-презентации – сочинение-миниатюра)
Использованная литература
1. Символические образы в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» http://lit-helper.com/p_Simvolicheskie_obrazi_v_povesti_A__S__Pushkina_Kapitanskaya_dochka
2. Символ в литературе. http://www.bukinistu.ru/simvol.html
3. М.Гладилин. Образ метели в повести А.С.Пушкина Метель. https://www.proza.ru/2016/03/23/2021
4. М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» http://homlib.com/cvetaeva-mi-1/moy-pushkin