Три злодейства (по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама")

Разделы: Литература


Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства.

А. С. Пушкин

По типу: урок обобщения и систематизации знаний.

По форме: урок-размышление.

Метод обучения: стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности:

а) создание эмоционально-нравственной ситуации.

Цели:

развивающая:

a) развивать навыки и умения сравнительного анализа произведения;
б) формировать навыки и умения работы с критическим материалом;
в) закрепить умение формулировать выводы.

образовательная:

а) познакомить с понятием философско-психологической повести;
б) продолжить работу по развитию умений лаконично и точно передавать свои мысли;

Формировать навык работы с раздаточным материалом в группах.

воспитательная:

в) пробудить чувство ответственности за свою собственную жизнь, за свои поступки.

ХОД УРОКА

Пушкин любил игру. Она влекла его, ибо отвечала страстной, эмоциональной натуре.

Он с удовольствием и увлечением играл в бильярд и шахматы. Не будучи сильным шахматистом, бурно переживал поражение.

Среди игр самое видное место занимали карты. Тема карт особенно ярко проявилась в повести “Пиковая дама”. И не случайно Пушкин эпиграфом к повести взял толкование пиковой дамы из Новейшей гадальной книги. Пиковая тема дама означает тайную недоброжелательность. А эпиграфом к нашему уроку являются слова, взятые из этого произведения (зачитать)

Поэтому и тема нашего урока – “Три злодейства”.

Вопросы классу.

– Актуально ли это произведение в наши дни?
– О ком из героев сказано?

Форма работы групповая.

Следующий этап нашей работы – выяснить, кто совершил эти злодейства, почему, каковы последствия?

(Раздаю вопросы группам, которые помогут решить поставленную задачу. Во время самостоятельной работы в группах звучит фрагмент из оперы П. И. Чайковского “Пиковая дама“)

Приступаем к обсуждению:

– Кто же совершил эти злодейства?

Вопросы для групп:

1 ГРУППА: первое злодейство Германна (Рисунок 1) – обманутая Лизавета Петровна.

1) Что можно сказать о ее жизни?
2) Что ее толкнуло откликнуться на домогания влюбленного военного инженера?
Успел ли Герман полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время. Когда роковой целью его ухаживаний было проникновение в дом графини?
3) Что же помешало ему полностью отдаться возникшему чувству.

2 ГРУППА: вторая жертва – старуха-княгиня.

1) История ее жизни, особенности характера персонажа.
2) Чувствует ли себя виновным Германн. Раскаивается ли он в том, что совершил?

3 ГРУППА: третья жертва – сам Германн.

1) Что это за человек?
2) Как Томский говорил о Германне?
3) Почему Герман идет в монастырь, где должны были отпевать графиню?
4) Почему из карточной колоды Пушкин выбрал именно эти три карты?
5) Игра с Чекалинским. Каким предстает Германн во время игры?

ВЫВОД:

– Как вы думаете, объединены ли эти три злодейства между собой?

(Комментирование опорного конспекта)

Вывод ко всему уроку:

Он проиграл потому, что алчность, жажда обогащения постепенно заслонили в его душе все остальные человеческие чувства. Человек с душой Мефистофеля превращается в душевнобольного. Мечтавший обрести покой и независимость, он вынужден до конца своих дней беспокойно повторять название трех роковых карт.

Презентация