Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства.
А. С. Пушкин
По типу: урок обобщения и систематизации знаний.
По форме: урок-размышление.
Метод обучения: стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности:
а) создание эмоционально-нравственной ситуации.
Цели:
развивающая:
a) развивать навыки и умения сравнительного анализа произведения;
б) формировать навыки и умения работы с критическим материалом;
в) закрепить умение формулировать выводы.
образовательная:
а) познакомить с понятием философско-психологической повести;
б) продолжить работу по развитию умений лаконично и точно передавать свои мысли;
Формировать навык работы с раздаточным материалом в группах.
воспитательная:
в) пробудить чувство ответственности за свою собственную жизнь, за свои поступки.
ХОД УРОКА
Пушкин любил игру. Она влекла его, ибо отвечала страстной, эмоциональной натуре.
Он с удовольствием и увлечением играл в бильярд и шахматы. Не будучи сильным шахматистом, бурно переживал поражение.
Среди игр самое видное место занимали карты. Тема карт особенно ярко проявилась в повести “Пиковая дама”. И не случайно Пушкин эпиграфом к повести взял толкование пиковой дамы из Новейшей гадальной книги. Пиковая тема дама означает тайную недоброжелательность. А эпиграфом к нашему уроку являются слова, взятые из этого произведения (зачитать)
Поэтому и тема нашего урока – “Три злодейства”.
Вопросы классу.
– Актуально ли это произведение в наши дни?
– О ком из героев сказано?
Форма работы групповая.
Следующий этап нашей работы – выяснить, кто совершил эти злодейства, почему, каковы последствия?
(Раздаю вопросы группам, которые помогут решить поставленную задачу. Во время самостоятельной работы в группах звучит фрагмент из оперы П. И. Чайковского “Пиковая дама“)
Приступаем к обсуждению:
– Кто же совершил эти злодейства?
Вопросы для групп:
1 ГРУППА: первое злодейство Германна (Рисунок 1) – обманутая Лизавета Петровна.
1) Что можно сказать о ее жизни?
2) Что ее толкнуло откликнуться на домогания
влюбленного военного инженера?
Успел ли Герман полюбить Лизавету Ивановну за то
короткое время. Когда роковой целью его
ухаживаний было проникновение в дом графини?
3) Что же помешало ему полностью отдаться
возникшему чувству.
2 ГРУППА: вторая жертва – старуха-княгиня.
1) История ее жизни, особенности характера
персонажа.
2) Чувствует ли себя виновным Германн.
Раскаивается ли он в том, что совершил?
3 ГРУППА: третья жертва – сам Германн.
1) Что это за человек?
2) Как Томский говорил о Германне?
3) Почему Герман идет в монастырь, где должны были
отпевать графиню?
4) Почему из карточной колоды Пушкин выбрал
именно эти три карты?
5) Игра с Чекалинским. Каким предстает Германн во
время игры?
ВЫВОД:
– Как вы думаете, объединены ли эти три злодейства между собой?
(Комментирование опорного конспекта)
Вывод ко всему уроку:
Он проиграл потому, что алчность, жажда обогащения постепенно заслонили в его душе все остальные человеческие чувства. Человек с душой Мефистофеля превращается в душевнобольного. Мечтавший обрести покой и независимость, он вынужден до конца своих дней беспокойно повторять название трех роковых карт.