Цель: Продолжить знакомство детей с лучшими образцами якутской национальной литературы.
Учить анализу короткого рассказа (работа над содержанием, художественным образом, изобразительными средствами).
Прививать интерес к якутской литературе, обратить внимание на ее особенности.
Способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.
Наглядность, ТСО: Портрет писателя, картина “Вечер в тундре”, грамзапись “Блюза Пинка Флойда”.
Возлюби ближнего своего, как самого себя...
Один в поле не воин...
- “Тундра — это Двое...” — по рассказу С. П. Данилова “Двое” (запись темы в тетрадях).
- Учитель: Ребята, прежде, чем мы приступим к работе над рассказом С. П. Данилова, обратимся к “Плитке шоколада” А. Дорохова.
- Чтение рассказа “Двое”. Читаются все эпизоды, связанные с подвигом Байбааса, композиционно представляющие самостоятельный рассказ.
- Анализ прочитанного:
- Словарно-лексическая работа. Учитель вместе с детьми разбирается в значении непонятных слов: кухлянка, постромки, нарты и др.
- Вопрос: Какие эпизоды произвели на вас самое сильное впечатление? Почему? Учащиеся зачитывают и объясняют, чем их “потряс”, “удивил”, “поразил” тот или иной фрагмент.
- Исследование художественного образа с опорой на текст; одновременно составляется и записывается в тетради план по данным направлениям.
- Представление героя
- Главные черты характера
- Экологический аспект
- Национальный вопрос
- Проблема подвига
- Опытный охотник – якут
- Добросердечность, отзывчивость
- Любовь к природе, к животным
- Чувство национального родства
- Сила воли и духа, физическая выносливость
- Ролевая игра (продолжение анализа текста)
- Вывод по уроку: Какой эпиграф можно взять к теме урока и к рассказу “Двое” (пословицы, поговорки, изречения из Библии, из стихов)? — “Один в поле не воин”, “Возлюби ближнего своего, как самого себя”... Учащиеся выбирают один из предложенных эпиграфов или предлагают (по аналогии) свой вариант, аргументируют свой выбор. Отбираются наиболее удачные и убедительные ответы.
- Домашнее задание: Рассказ по составленному плану.
1. Ученик: Два паренька, только что окончившие школу и приехавшие работать в совхоз на целину, заблудились с машиной в степи. Сначала у них кончилось горючее. Затем пришли к концу взятые на дорогу продукты.
И вот, когда один из пареньков, еле держась на ногах от голода, ушел к ржавому болотцу за водой, другой случайно наткнулся на лежавшую под сиденьем небольшую плитку шоколада. Это был “неприкосновенный запас”, который хранил на самую последнюю минуту ушедший за водой товарищ.
Оставшийся пытался бороться с нетерпимым желанием, но потом кусочек за кусочком съел всю плитку, ничего не оставив другу, который, еле передвигая ноги от слабости, все же тащил ему котелок с водой.
Вернувшись, ушедший за водой понял все, но не сказал ни слова. И лишь, когда товарищ, поборов стыд, признался в своем подлом поступке, отрезал:
— А что с тебя взять? Хлюпик!
И это слово прозвучало как пощечина.
2. Учитель: Ребята, а сейчас другой человек хочет поведать о своей беде.
3. “Михась”: Я приехал на север из Белоруссии. Paботаю трактористом на строительстве рыбзавода. Однажды в пути у меня лопнул радиатор. Пока я паял трещину, замерз мотор; начал его отогревать — загорелся ватник на капоте. Я получил сильные ожоги, трактор вести не мог. Решил идти пешком до первой охотничьей избушки. Мела пурга. И вскоре я, сбившись со следа, упал и потерял сознание. Спасибо старому якутскому охотнику. Он подобрал и спас меня.
Учитель: Слово за вами, ребята.
4. Ученик (примерный ответ): Молодой человек из “Плитки шоколада” оказался трусливым эгоистом, он не понимал закона степей. Он достоин презрения, наказания.
В этом коротком рассказе заложен глубокий смысл. Дорохов говорит нам, “чтобы не оказаться в таком же положении, привыкай воспитывать в себе чувство ответственности за каждый поступок. Помни, что, когда ты вырастешь, товарищи будут судить о тебе по твоему поведению, и их суд может оказаться порой очень суровым.
5. Ученик: А вот Михась пострадал из-за своей беспечности и неопытности. Его жаль. Он не знает законов тундры, но он оказался “счастливчиком”, т.к. ему помог добрый человек — охотник Байбаас.
6. Учитель: Значит, не все люди жестоки; как говорят, “мир не без добрых людей”... Об одном из них и пойдет разговор на нашем уроке.
Направления
(запись на доске)
План
Байбаас - главный герой рассказа
Вспомогательные вопросы для нахождения в тексте цитат по вышеуказанным направлениям (цель: добиваться от учащихся умения делать выводы по цитатам текста, вынося их в пункты плана — установка на старшие классы):
а) Найдите строчки текста, сообщающие о профессии героя, его деловых качествах. (Записывается вывод № 1 — см. план).
б) В каких поступках, какие черты характера проявляет герой? Зачитайте. (Вывод № 2)
в) Как относится Байбаас к природе, к животным? Докажите текстом. (Вывод № 3)
г) Какие чувства испытывает старый якут к молодому белорусу? Приведите пример из текста. (Вывод № 4)
д) Спасение Михася — подвиг, благородный поступок, норма поведения человека? Докажите или обоснуйте свои мысли. (Вывод № 5)
Дополнительный вопрос (если учащиеся затрудняются ответить): Благодаря чему удалось Байбаасу спасти молодого тракториста?
После составления плана можно включить рассказ по плану (или дать это как домашнее задание) одного-двух учащихся.
Общий вывод: Ваше отношение к герою?
Ответ: Милосердие и мужество Байбааса вызывают восхищение, гордость, чувство надежности и уверенности в дне сегодняшнем и завтрашнем.
Учитель: Давайте разберемся в художественных средствах, с помощью которых автору удалось создать такое небольшое, но выразительное произведение.
1) Рассматривание портрета.
2) Краткое сообщение ученицы о Софроне Петровиче Данилове:
С. П. Данилов родился в Горном районе Якутии. Семья была дружная, гостеприимная, трудолюбивая, доброжелательная к детям. Жизнь протекала среди прекрасной и суровой северной природы, что позднее найдет отражение в творчестве писателя.
Героями его произведений стали охотники, оленеводы, рыбаки — труженики сурового северного края.
Данилов – мастер короткого рассказа, особенно ему удаются рассказы о тундре и ее обитателях. Писатель влюблен в свою прекрасную землю и стремится передать частицу этой любви своим читателям.
Софрон Данилов пишет так, чтобы мы с вами могли “увидеть и почувствовать” красоту его любимой Якутии”.
Учитель: Теперь попробуем “увидеть и почувствовать...”
3) Суть игры:
Учащиеся делятся на группы:
а) Общество “Словесники”.
б) Общество “Охраны природы”.
в) Общество “Художники”.
“Словесники” находят в тексте описание пейзажа и определяют его художественные достоинства (эпитеты, олицетворения, сравнения), “охранники” работают над темой “Человек и олень”. Цель ролевой игры —активизация самостоятельной деятельности учащихся; развитие навыка анализа.
4) Обмен мнениями:
а) начинается с подготовленного чтения отрывка из рассказа “Слово о Тундре” на фоне музыки — блюза Пинка Флойда (сказочная фантастика);
б) “Словесники”, работавшие над этим отрывком, быстро называют эпитеты, сравнения, олицетворения: снег — “белый, как лебединое крыло”, “сверкает, как драгоценные камни”, “летящий ветер, тяжелые тучи” и т. д.
в) “Охранники” приводят цитаты: олень “посмотрел виновато”, “сам найдет дорогу домой...”, “встал, значит, все, силы кончились...” и т. п.
г) “Художники” делают иллюстрации к рассказу, защищают свои работы.
Вывод: С. Данилов — мастер короткого, поэтичного рассказа, отражающего сложные отношения человека и природы... природы и человека...
Лучшие иллюстрации учащихся к рассказу, представлены ниже: