Трудности ознакомления первоклассников с алфавитом и пути их преодоления

Разделы: Литература


В жизни культурного человека огромное значение имеет чтение. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания и использовать их на практике, поскольку процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьёзными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.

По мнению психологов Б.Г.Ананьева, Е.В.Гурьянова, А.Р.Лурия, А.А.Люблинской и др., знание алфавита имеют ведущее значение в любой сознательной деятельности человека. Чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Совершенствование навыков чтения и письма сказывается на общем развитии младшего школьника, от степени овладения ими зависит успех продвижения ребенка в учебе и его психическое развитие.

Альтернативой частотного принципа построения является такой способ обучения письму и чтению, при котором ребенку с самого начала, при чтении и письме первых слогов и слов, открывается общий закон русской письменности, лежащий в основе прочтения любого открытого слога. Этот общий позиционный принцип русского чтения можно сформировать до знакомства с большинством букв. Ребенок, владеющий принципом позиционности, принципом упреждающей ориентации на букву гласного, следующую за буквой согласного, способен прочесть слог с любой новой буквой. Тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении с конкретными звуками. Практика показывает, что достижение желаемого результата достигается двумя путями.

Первый из них - обстоятельная работа над графическим обликом буквы на уроке. Лучше запомнить конфигурации буквы помогают следующие приёмы:

  • поэлементный анализ облика буквы (Из каких частей состоит буква: палочек или кружочков?);
  • сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?);
  • сравнение новой буквы с уже изученными (Какую букву напоминает новая буква?);
  • поиски буквы в общеклассной, индивидуальной кассах и ленте букв (Где на улице вы видели эту букву? Найди домик, в котором живет буква.);
  • конструирование буквы: выкладывание её из счетных палочек, кубиков; лепка из пластилина; вырывание из бумаги (Сделай букву);
  • печатание буквы в тетрадях, блокнотах с нелинованной бумагой, дописывание верхней и нижней части буквы (Напечатай букву);
  • распознавание буквы в предложениях, текстах (Подсчитай сколько раз новая буква встречается в строке, в тексте. Найди букву в тексте и поставь точку или подчеркни, посчитай сколько раз буква встретилась);

Второй путь, который обеспечивает запоминание учащимися графического облика букв, - регулярное повторение изученных звуков и букв. При воздействии на слуховой анализатор его деятельность связывается с деятельностью соответствующих речедвигательных и зрительных органов и создаётся ассоциативная цепь: фонема - артикуляция - буква. Эта цепочка, если она хорошо закреплена, возникает в мозгу ребенка одновременно и независимо от того, какое звено этой цепи активизировано нами. Ребёнок, услышав тот или иной звук на уроке обучения грамоте, немедленно отвечает на него соответствующими речедеятельными процессами и точно представляет себе зрительный образ - букву, которая соответствует этому звуку речи. То же самое мы будем иметь и тогда, когда покажем ему букву: увидев её, ребенок тут же соотнесёт графический образ с определенной фонемой и ответит соответствующей артикуляцией. На каждом уроке чтения и письма отводим специальное время на решение этой задачи. Нетрадиционному интересному построению такого этапа урока, направленного на повторение изученных звуков и букв, помогают дидактические игры. Они настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы; анализировать её конфигурацию, вспоминать звуковые эквиваленты.

Рассмотрим пути преодоления трудностей ознакомления первоклассников с алфавитом.

Первая трудность - нарушение звукопроизношения.

Если вместо «МАША ЕЛА КАШУ» ребёнок произносит «МАСЯ ЕВА КАСЮ», то именно так он и прочтёт, следовательно, вместо чтения мы получим стойкое закрепление дефектов произношения. В данном случае работает только один совет - как можно быстрее нормализовать устную речь ребёнка с помощью логопедических занятий. Не торопиться с чтением, а к изучению букв приступать, пользуясь консультациями логопеда.

Вторая трудность - ребёнок не может запомнить и путает похожие по написанию буквы.

В таком случае нужно заняться изучением каждой буквы по отдельности: обводить по контуру, раскрашивать, вырезать из бумаги, лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, крупы, бусинок, мастерить их из проволочки и т.д. Запоминанию зрительного образа буквы хорошо помогают рифмовки, в которых буква соотносится с похожим предметом. Например:

У - сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

Третья трудность - неправильное называние букв на начальном этапе обучения чтению.

Называя буквы так, как положено в алфавите, дети получают сочетания звуков (БЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ, ЭС, ЭН, ЭМ и т.д.). Соответственно при чтении они используют эти сочетания и не понимают, почему вместо слова «МАМА» получилось «ЭМ, А, ЭМ, А», а «КОТ» превратился в неизвестного зверя «КА, О, ТЭ».

Учить ребёнка называть букву именем звука, чтобы их слияние проходило легко и давало «живое слово»: «М, А, М, А» - «МАМА», «К, О, Т» - «КОТ».

Четвёртая трудность - механическое чтение.

Зная все буквы и называя их правильно, дети при чтении длинных слов (П, О, Д, У, Ш, К, А), забывают с чего начали и теряют смысл слова. В этом случае надо учить послоговому чтению. При этом стараться, чтобы юные грамотеи читали нараспев, с протягиванием гласных (ПОО - ДУУШ - КАА, МАА - ЛИИ - НАА). Так у ребёнка намного быстрее появятся слитность и осознанность чтения.

Пятая трудность - начинающий чтец, увлечённый техникой, не сразу улавливает смысл предложения. Пытаясь понять прочитанное предложение, он снова и снова возвращается к его началу.

Первоклассник обучается образовывать слова, составляя их из звуков и букв, формировать предложения и небольшие тексты. И наоборот, учится расчленять свою речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и отдельные звуки. Это способствует развитию фонематического слуха. Обучение письму на элементарном уровне происходит параллельно. Ребенок учит буквы, учится обозначать звуки при помощи букв, составлять из них слова, а из слов простейшие предложения. Необходимо добиваться понимания каждого читаемого слова, каждой фразы и текста в целом. Лучше несколько раз прочитать слово и понять его значение, чем, гонясь за скоростью, назвать все буквы в предложении и не уловить содержания. После чтения фразы, необходимо попросить ребёнка повторить её целиком, а прочитанный рассказ или стихотворение предлагать ему пересказать своими словами. Только так чтение станет сознательным, «смысловым», принесёт наибольшую пользу, а главное - удовольствие!

Можно предложить ребенку рифмовки для запоминания:

Знает Вова, знает Света: А похожа на ракету.
Нарисует эту букву и Андрей, и Аллочка,
Столбик влево, столбик вправо,
Посредине палочка.

А - начало алфавита, тем она и знаменита.
Два столбика наискосок, а между ними - поясок.

Буква У напомнит ушки у зайчонка на макушке,
У улитки рожки тоже так на букву У похожи.

Посмотри на колесо и увидишь букву О.
О похожа на кольцо и немного на яйцо.

В старом дереве дупло ну совсем как буква О.
Это - Э, с открытым ртом и огромным языком.

Страус эму рот открыл, букву Э изобразил.
- Эге-гей! - крикун кричит, изо рта язык торчит.

На калитку посмотри, чем она не буква И?
Между двух прямых досок, одна легла наискосок.

А бедняжка буква Ы ходит с палочкой, увы!

Буква Т стоит на крыше, телевизор в доме том,
Т в антенну превратилась и на крыше очутилась.

Букву П в спортивном зале перекладиной назвали,
Ну-ка, милый, не ленись, подойди и подтянись!
На хоккее, на футболе буква П - ворота в поле.

К - два бревна стояли рядом,
Вдруг, один переломился и к другому прислонился.

С - села мышка в уголок, съела бублика кусок.
Полумесяц в небе тёмном буквой С повис над домом.

З не просто завитушка, З - пружинка, крендель, стружка.
З - на эту букву посмотри, она совсем как цифра 3.

Эта буква широка и похожа на жука, и при этом, точно жук, издаёт жужжащий звук Ж-ж-ж-ж.

Три шипа, а снизу палка, чьи-то шины очень жалко!
Шины по шоссе шуршали, но шепнули Ш-ш-ш-ш и встали

Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.

Ь - мягкий знак живёт беспечно, он без кепки ходит вечно.

Словно букву В Алёна держит трубку телефона.

Перед нами буква Г стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге горбит спину буква Г.

Вот стоит, дымок пуская, домик - буква Д простая.

Е - Ева гребнем причесалась, в нём три зубчика осталось!
Буква Е передохнула, как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула - получилась буква Ё.

Букву Й зовут «И кратким», Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И, сверху галочку пиши.

Алфавит продолжит наш буква Л - лесной шалаш.

Р издалека видна: стоянка здесь запрещена.
Р - Похожа буква на топор! - воскликнуло полено.

- Дрожу от страха до сих пор, расколет непременно!
Взявшись за руки мы встали и на М похожи стали.

На букве Н я, как на лесенке, сижу и распеваю песенки

Ф - с этой буквой на носу филин прячется в лесу.
Федя ходит руки в боки, значит, выучил уроки.

Х - забавная игрушка, деревянная вертушка.

Вот какая буква Ц с коготочком на конце.
Коготок-царапка, как кошачья лапка.

Да, вы правильно решили: Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.

На расчёску Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам чистить зубы по утрам.

Из ведра не просто так нам воды напиться:
Нужен ковшик - твёрдый знак (Ъ), чтобы не облиться.

Чтобы О не укатилась, крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось: получилась буква Ю.

Я - бедняга с рюкзаком, путешествую пешком.

В современной школе рассматриваются и в какой-то мере решаются задачи совершенствования методов обучения.

Методы и приёмы обучения, используемые в начальных классах должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. Но это не означает, что материал для изучения должен быть всегда только лёгким. В процессе обучения детям необходимо преодолевать посильные трудности, чтобы овладевать знаниями, новыми умениями, обучаться тому, чего они ещё не умеют. Только в этом случае обучение будет соответствовать общему развитию учащихся, т.к. преодоление каких-либо трудностей активизирует учебный процесс. Использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, способствует повышению качества знаний по предмету.

Методика чтения и изучения литературы имеет другие задачи - знакомство ученика с образцами литературы, привитие и совершенствование навыков беглого, сознательного и выразительного чтения. На этом этапе ребенок уже не просто учится читать, но и приобретает способность понимать прочитанное и выражать свое отношение к тексту. Изучение языковой теории формирует у ученика систему языковых понятий. На этом этапе ребенок получает сведения о фонетических особенностях языка, морфемного состава слов; знакомится с правилами словообразования, написания слов и предложений, частей речи и синтаксиса. Методика правописания направлена на обучение правильного написания слов и предложений, знакомит ребенка с понятием орфографии и помогает сформировать орфографический навыки. Раздел развития речи позволяет выявить речевые проблемы у учеников и найти пути их преодоления, позволяет пополнить словарный запас и научиться четко выражать свои мысли

Примерная структура урока чтения в первом классе

Время (мин)

Характеристика этапа урока

1

2-3

Тема. Постановка цели. Речевая разминка

2

3-5

Повторение изученного, проверка домашнего задания

3

3

Работа по предметным картинкам. Составление и анализ звуковых моделей.

4

4

Артикулирование и характеристика нового звука

5

2

Фонематические упражнения

6

2-3

Знакомство с новой буквой

7

3

Чтение слогов-слияний. Работа в парах.

8

2-3

Чтение слов в столбиках. Чтение по цепочке.

9

1

Физкультминутка

10

2-3

Работа по сюжетной картинке

11

5-7

Работа с текстом. Работа в группе.

12

1

Физкультминутка

13

3

Выполнение игровых и занимательных заданий

14

1-2

Постановка и пояснение устного домашнего задания

15

1-2

Рефлексия. Подведение итогов урока

На уроках предусмотрены игровые моменты, отгадывание загадок, чтение и рассказывание сказок, инсценировки, творческое рисование и т.д. Каждый из этапа урока не занимает по времени более 5-7 минут, что дает возможность не перегружать детей однотипной информацией и формами работы. Учителю рекомендуют не менять длительность каждого этапа, так как он соответствует возрастным особенностям младших школьников. Чередование этапов в структуре урока так же менять не желательно, т.к. оно разработано в соответствии с методом обучения грамоте (в данном случае аналитико-синтетическим), что и определило данную последовательность.

Игра помогает формировать новую деятельность - учебную. Поэтому ученые, методисты, передовые учителя всегда рекомендовали внедрять игровые методы, одним из которых является дидактическая игра.

Игры к теме «Звуки и буквы»

1. «Узнай, кто какие звуки издает».

Цель: развитие слухового восприятия.

Оборудование: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз).

Ход игры: Учитель показывает картинку, учащиеся называют изображенный на ней предмет. На вопрос учителя, как звенит пила, жужжит жук и т.д., отвечает представитель ряда, а затем все дети воспроизводят этот звук.

2. «У кого хороший слух?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Оборудование: набор предметных картинок.

Ход игры: Учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах учитель показывает картинку молча.

3. «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Оборудование: набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Ход игры: Учитель произносит стихотворение, а ученики хором называют звук, который они чаще всего слышали: «Ученик учил уроки. У него в чернилах щеки».

4. «Кто в домике живет?»

Цель: развитие умения определять наличие звука в слове.

Оборудование. Домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок; набор предметных картинок.

Ход игры: Учитель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик.

5. «Кто больше?»

Цель: развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Оборудование: набор пройденных букв, предметные картинки.

Ход игры: Каждому ученику дается одна из пройденных букв. Учитель показывает картинку, ученики называют изображенный предмет.

6. « Каждому свое место»

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование: У каждого ученика набор предметных картинок и три карточки, каждая из которых разделена на три квадрата. В одной карточке закрашен первый квадрат, а в другой - средний квадрат, в третьей - последний квадрат.

Ход игры: Ученики размещают картинки под той или иной карточкой, в зависимости от места изучаемого звука в слове.

7. «Где наш дом?»

Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Оборудование: набор предметных картинок, название которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны буквы обозначающие дифференцируемые звуки (например [с- ш]).

Ход игры: Каждый ученик, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука [с] или [ш], выставляет картинку в соответствующий кармашек.

8. «Что изменилось?»

Цель: развитие умения проводить звукобуквенный анализ.

Оборудование: буквы из разрезной азбуки.

Ход игры: Учитель составляет слово из букв разрезной азбуки. Дети прочитывают его. Затем они закрывают глаза, а учитель меняет, вставляет или убавляет одну-две буквы. Открыв глаза, учащиеся прочитывают слово и определяют, что изменилось. (Бочка-ночка-точка, репка-лепка-кепка, шапка-папка-лапка).

9. «Кто успеет?»

Цель: закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование: набор элементов пройденных букв (5-8) у каждого ученика.

Ход игры: Учитель предлагает учащимся послушать шуточные стихотворения о том, как появились буквы. Затем он читает стихотворение повторно, а учащиеся должны к концу стихотворения собрать из элементов возможные буквы, не оставив ни одного лишнего.

10. «Заглавная буква» (лото)

Цель: развитие умения соотносить строчную и заглавную буквы.

Оборудование: У каждого ученика карточки лото с заглавными буквами по три на каждой карточке и по три пустых карточки, чтобы закрыть ими буквы лото. Карточки со строчными буквами у учителя.

Ход игры: Учитель берет свою карточку, показывает ее, учащиеся называют букву, ищут в своих карточках заглавную букву и закрывают ее пустой карточкой.

Игры на тему «Звуки гласные и согласные»

1. «Чей домик?»

Цель: развитие умения определять наличие или отсутствие изучаемого звука в слове, различать гласные и согласные.

Оборудование: два домика, белого и синего (красного) цвета в зависимости от того, с согласными или гласным работают дети; набор предметных картинок.

Ход игры: Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет изображенный на ней предмет и определяет, есть или нет изучаемый звук в слове. Если звук есть, кладет в синий (красный) домик, если изучаемого звука в слове нет - в белый домик.

2. «Красное - синее»

Цель: формирование знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование: синие и красные кружки у каждого ученика.

Процесс исполнения: Педагог говорит явный звук, ученики повторяют его вслед за педагогом, воздевая красный кружок и отодвигая его потом в направленности с рта в промежуток тянущийся руки. Проговаривание педагогом согласного звука ученики побуждают синий кружок, выговаривают звук, удерживая кружок около рта.

3. «Кто больше?»

Цель: закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Ход игры: Класс делится на группы по рядам. Каждой группе учитель предлагает выбрать какой-нибудь один согласный или гласный звук. Когда звук выбран, ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с данного звука.

Игры на тему «Звонкие и глухие согласные»

1. «Глухой - звонкий»

Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, закрепление знаний о парных звонких и глухих согласных.

Оборудование: у каждого ученика по два синих флажка, один из них с красной окантовкой.

Ход игры: Учитель произносит звук, ученики показывают соответствующий флажок: если звук глухой - синий, если звонкий - синий с красной.

2. «Наоборот»

Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, правильно произносить их.

Процесс исполнения: Педагог именует звонкий согласный - учащиеся именуют парный глухой либо наоборот. Сидячие в первом ряду именуют звонкие согласные, во втором - парные глухие. Проговаривание звука допускается объединить с определением его согласно глухости (звонкости).

3. «Кто вернее и быстрее?»

Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование: класс делится на три-четыре группы по рядам или по звеньям. Ученики каждой группы выходят по порядку к столу, берут верхнюю картинку из своей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный звук в слове, определяют его как звонкий или глухой.

Игры на тему «Твердые и мягкие согласные»

1. Загадки

Цель: развитие умения отгадывать загадки и различать твердые и мягкие согласные в начале слов-отгадок с последующей их записью.

Белый камушек растаял-
На доске следы оставил.
Был сперва водой, потом
Прочным сделался мостом.
(Мел) (лед)

Игры на тему «Алфавит»

1. «Кто быстрее?»

Цель: закрепление знания алфавита, его практическое применение.

Оборудование: две - три стопки книг в зависимости от рядов в классе.

Процесс игры: Любому ряду предоставляется равное число книжек. Поясняется линия задачи: уложить книжки так, чтоб имени авторов размещались согласно алфавиту. Ученики согласно очередности выбирают книжки с своей стопки и раскладывают их согласно алфавиту на столе либо в специальной подставке.

2. «Поможем зверям»

Цель: закрепление знания алфавита; обогащение словаря.

Оборудование: картинки, изображающие животных, с подписями.

Процесс исполнения: Педагог сообщает: «Собрались в бору звери, принять решение организовать выступление. Любому желалось обозначиться первоначальным. Начали звери пререкаться. Обезьяна рекомендовала представлять в порядке алфавита. И все звери дали согласие. Однако только лишь они никак не ведали алфавита. Несомненно, поможем им, ребята?». Ребята выходят согласно очередности к доске и устанавливают в наборное основание иллюстрации с наименованием животного в режиме алфавита.

3. «Словарь - наш друг»

Цель: закрепление знания алфавита; обогащение словаря.

Оборудование: школьный орфографический словарь, карточки с буквами.

Ход игры: Каждый ученик получает карточку с буквой. Предлагается всем найти в словаре слова, начинающиеся с данной буквы, и четыре-пять из них выписать в тетрадь.

Игры на тему «Слог»

1. «Чудесный мешочек»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Ход игры: Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса, в зависимости от задания.

2. «Телеграф»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Процесс исполнения: Педагог сообщает: «Дети, сегодня автор с вами сыграем в телеграф. Я буду именовать фразы, а вы их согласно очередности станете отправлять по телеграфу в иной город». 1-ое слово говорит согласно слогам и сопутствует его хлопками. Потом некто именует термин, а поднятый учащийся лично говорит его согласно слогам, сопутствуя хлопками. В случае если учащийся осуществил спецзадание неверно, телеграф разрушается.

3. «Молчанка»

Цель: развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование: карточки с цифрами 1,2,3 у каждого ученика.

Ход игры: Учитель называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

4. «Отгадайте, кого я называю».

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Ход игры: Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. ( Се-ре-жа, Ма-ри-на).

5. «Собери слова»

Цель: развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: карточки со слогами.

Процесс исполнения: руководитель сообщает на доске фразы и выдает согласно одной карточке любому учащемуся. Учащиеся согласно системе уходят к доске и прикладывают собственную карточку к прописанному слогу так, чтоб удалось слово. В завершении игры педагог делает отличное предложение занести в тетрадях запомнившиеся фразы согласно слогам.

6. «Найди ошибку»

Цель: развитие умения определять правильное и неправильное деление слов на слоги.

Оборудование: слова, записанные на доске в следующей разбивке: пар-ус, пар-та, пар-к.

Процесс исполнения: Педагог сообщает: «Мальчик далеко не знал законов разделения текстов в слоги, а ему необходимо передвинуть слова парус, мебель, сквер, шествие, парочка, парничок. Он разделял в абсолютно всех словах первоначальную часть пар, а другую часть решил передвинуть. Грамотно ли некто осуществлял? Отыщите ошибки».

7. «Цепочка»

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Ход игры: На доске записано слово окно по слогам. Далее ученики подбирают слово, которое начинается с последнего слога слова окно (но-ра), затем - новое слово, начинающееся слогом ра- и т.д.

Подобным способом, чтобы деятельность с применением дидактических игр в различных стадиях изучения (исследование нового материала, обобщение) существовала наиболее эффективной, успешной, нужно соблюдать последующие правило выполнения дидактических игр в заданиях изучения грамоте:

  1. Соотношение игры дидактическим целям урока. Содержимое дидактических игр обязано, первоначально только, отображать учебный материал урока.
  2. Разнообразие игр согласно содержанию и конфигурациям исполнения.
  3. Установление зоны дидактической игры в текстуре задачи, времени и методики ее выполнения.
  4. Конструктивная созидательная позиция любого соучастника игры. Необходимо создать игру так, чтобы любой ребенок пожелал и сумел самовыразиться, продемонстрировать собственные познания, мастерство и возможности.
  5. Общедоступность и престижность игры с целью детей. Условия игры обязаны быть понятны и легкодоступны ребятам, а задача - интересна и совпадать с их целью. Только лишь в данном случае допускается спровоцировать у детей превосходное состояние, удовлетворенность от успешного решения.
  6. Темперамент игры. Важное значение имеет наружное формирование игры, оно обязано являться живописным и находиться в зависимости от нахождения игры.
  7. Педагогу необходимо быть подготовленным к руководству игровой работой и учебе младших школьников мастерству.

Учитывая особенности современных школьников, нужно помнить, что успешное изучение алфавита можно сделать не только продуктивным и познавательным, но и занимательным с использованием мультимедиа. При использовании занимательности в процессе обучения следует учитывать степень трудности вопросов и заданий, индивидуальные особенности учащихся, их отношение к предмету. Учителю надо тщательно подходить к отбору занимательного материала для изучения букв, учитывать в практике работы, что одни занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства, другие - обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал, пользоваться справочной литературой. Активизация познавательной деятельности становится выше в том случае, когда педагог целенаправленно организует взаимодействие учащихся в познании, предметно-практической деятельности, игре и общению, то есть организуют познавательную деятельность на уроке. Нужно, чтобы содержание и формы создавали условия для удовлетворения тех потребностей, которые являются источниками активности личности обучающегося.

Список используемой литературы

  1. Баринова, Е.А. Методика русского языка / Е.А.Баринова. - М.: Просвещение, 2011. - 368 с.
  2. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанная на содержательном обобщении / В.В.Давыдов. Томск, 2012. - 123с.
  3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчика. -М., 2011. - 248 с.
  4. Формирование механизмов чтения и письма у детей. // Грани культуры. Вторая международная научная конференция: Тезисы докладов и выступлений. / Под ред. Е.Г.Соколова. - СПб, 2012. - С.315.