Цели урока:
- Показать жанровое и композиционное своеобразие романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
- Философское осмысление числа “ три” в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
- Разобраться в особенностях взаимопроникновения трех миров в романе.
- Вынести нравственные уроки , главные ценности, о которых говорит писатель.
- Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.
Оборудование урока: мультимедийная установка, СD с записью электронного урока, выставка книг-произведений писателя, стенд “Жизнь и творчество М.А.Булгакова”, газета “Сатира в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, инсталляция по теме.
План урока.
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! 11Б класс СОШ № 78 Приволжского р-на г.Казани приветствует вас на уроке по теме: “Три мира в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
- Сегодня мы продолжим изучение романа , созданного М.Булгаковым. Итак, цели нашего урока следующие:
1. Показать жанровое и композиционное своеобразие романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
2. Обратить внимание на символику числа “три” в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.
3. Осмыслить взаимопроникновение трех миров.
4. Вынести нравственные уроки , главные ценности, о которых говорит писатель.
- У нас три группы, которые представят три мира романа:
- Ершалаимский мир;
- Московская действительность;
- Фантастический мир.
1) Сообщения подготовленных учеников (философия П.Флоренского, Г.Сковороды о троичности бытия)
2) Групповая работа
- Итак, работает первая группа.
Древний Ершалаимский мир
Учитель:
- Как раскрывает характер Пилата его портрет?
- Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце их встречи?
- Каково главное убеждение Иешуа?
Если “московские главы” оставляют ощущение несерьезности, фантастичности , то первые же слова романа об Иешуа весомые, ритмичные. Здесь все дышит подлинностью. Нигде мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир – не дано. Но только видим и слышим, как действует его ум, как трещит и расползается привычная реальность и связь понятий. Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям. Пример человека, постигшего истину, желающего ею поделиться с миром, способного понять и простить.
Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, “ настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой – либо иной власти”.
- Кто является олицетворением власти?
Олицетворением власти, центральной фигурой является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи.
- Каким изображает Булгаков Пилата?
Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.
Составление КЛАСТЕРА.
Найдите, пожалуйста, сцену допроса (глава 2) Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?
“Что есть истина?”
Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.
- Почему Пилат утверждает смертный приговор?
- За что наказан Пилат?
“Трусость-самый тяжкий порок”,-повторяет Воланд ( глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что “более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу” И тут вступает Мастер : “Свободен! Свободен! Он ждет тебя!” Пилат прощен.
Современный московский мир
Никогда не разговаривайте с неизвестными.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Учитель:
Автор обращается к читателям с предупреждением. Председатель правления Массолита, редактор толстого журнала Берлиоз,- человек умный и образованный.
- Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?
Ученики:
Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности. Где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий.
- За что же так страшно наказан Берлиоз?
За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного?
Воланд раздражается: “Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!” Берлиоз и получает “ничто”, небытие. Получает по своей вере.
Каждому будет дано по его вере (гл.23) Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею доброй воли. Председатель МАССОЛИТА, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому “убийство” Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.
- Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры?
- Степа Лиходеев (гл.7)
- Варенуха (гл.10,14)
- Никанор Иванович Босой (гл.9)
- Буфетчик (гл.18)
- Аннушка (гл.24,27)
- Алоизий Могарыч (гл.24)
Наказание в самих людях.
Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.
Горожане сильно изменились внешне…гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?
Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.
Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…
Воланд подводит итоги: “Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди..в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…
- Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?
Изображению московского мещанства служат шарж, гротеск. Фантастика являтся средством сатиры.
Мастер и Маргарита
Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?
Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Маргарита – земная, грешная женщина.
- Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной?
Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.
Любовь-второй путь в сверхреальность, так же, как творчество - вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность( как Левий Матвей) и на подвиг верности. Маргарита способна бороться за своего Мастера. Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.
- Найдите в тексте подтверждение этому.
Сцена бала у Воланда ( глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).
Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой любви Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.
Составление КЛАСТЕРА.
Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования?
Взаимоотношение творца-художника и общества.
-Чем Мастер похож на Иешуа?
Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман.
Потусторонний мир
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
- С кем пришел Воланд на землю?
Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению( они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости).
- С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?
Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому Балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя.
- Кто составлял свиту Воланда?
Свиту Воланда составляли три “главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.
- Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?
Проблема смысла жизни.
Шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.
Составление КЛАСТЕРА.
- Какая действительность в Москве?
Реальная, катастрофически развивающаяся действительность.Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.
Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.
-Чем схожи Ершалаим и Москва?
Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.
3)Анализ индивидуальных работ :
- составление кластеров (образы Иешуа, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, Воланда и т.д.);
- презентация ученических работ.
4) Итоги урока, выводы.
Выводы:
- все планы книги объединены проблемой добра и зла;
- темы: поиска истины, тема творчества
- все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются.
Жанр синтетичен:
- и сатирический роман
- и комическая эпопея
- и утопия с элементами фантастики
- и историческое повествование.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ и ОТВЕТ НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС УРОКА
(портрет писателя, Библия, роман автора, репродукция картины И.Глазунова "Иисус Христос в терновом венке”, зажженные 33 свечи).
- Так во имя чего можно взойти на Голгофу ? Во имя чего шли на муки Иисус Христос, Иешуа, современники писателя, сам М.А.Булгаков ?
Основной вывод:
Взойти на Голгофу можно во имя ИСТИНЫ, ТВОРЧЕСТВА, ЛЮБВИ – считает автор.
5)Домашнее задание: эссе на тему: “Человеческое милосердие” (фрагмент художественного фильма В.Бортко “Мастер и Маргарита” - Мастер прощает П.Пилата).
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреевская М. О “ Мастере и Маргарите “.Лит. обозрение, 1991. №5.
2. Белозерская - Булгакова Л. Воспоминания. М. Худ. литература, 1989. С. 183 - 184.
3. Булгаков М. Мастер и Маргарита. М. Молодая Гвардия. 1989. 269 с.
4. Галинская И. Загадки известных книг. М. Наука, 1986. С. 65 - 125.
5. Гете И - В. Фауст. Хрестоматия по зарубежной литературе. М. Просвещение, 1969. С. 261
6. Гудкова В. Михаил Булгаков: расширение круга. Дружба народов, 1991. №5. С. 262 - 270.
7. Евангелие от Матфея. “Сборник в ночь на 14 нисана” Екатеринбург Сред.-Урал. кн.изд-во 1991 С. 36 - 93.
8. Золотоносов М. Сатана в нестерпимом блеске. Лит.обозрение.1991. № 5.
9. Карсалова Е. Совесть, истина, человечность. Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” в выпускном классе. Литература в школе. 1994. № 1. С.72 - 78.
10. Крывелев И. Что знает история об Иисусе Христе. М. Сов. Россия. 1969.
11. Соколов Б. Михаил Булгаков. Серия “Литература” М. Знание. 1991. С. 41
12. Франс А. Прокуратор Иудеи. Сборник “В ночь на 14 нисана” Екатеринбург. Сред.-Урал. кн. изд. 1991. С.420 - 431.
13. Чудакова М. Михаил Булгаков. Эпоха и судьба художника. М.А.Булгаков. Избранное Ш.Б. М.Просвещение С. 337 -383.
14..Сайты Интернета:
- uroki.net.
- 5 ka.at.ua
- referatik.ru
- svetotatyana.narod.ru