Один из гибких навыков, который так важен для современного человека, - это эмоциональный интеллект. Развивать его можно с помощью художественных произведений на уроках литературы.
Эмоциональный интеллект - это навыки и способности человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять этими эмоциями для решения практических задач.
Одной из составляющих эмоционального интеллекта является такое качество, как эмпатия - умение человека реагировать на эмоциональные проявления окружающих, разделять их чувства, глубину их переживаний, не теряя связи с реальностью.
Читая художественные произведения, анализируя поступки героев, их поведение, чувства и мысли, ребенок учится сочувствовать и сопереживать им, понимать эмоции, которые они испытывают.
Для развития эмпатии на уроках литературы в старших можно использовать интересные психологические приемы в качестве обучающих.
Приём "Карта эмпатии"
После прочтения сказки, басни или рассказа предлагаем ученикам составить "Карту эмпатии". Если произведение крупное, то такие карты можно составлять после прочтения его глав или частей. Что представляет собой "Карта эмпатии"?
В центре помещаем имя персонажа, а вокруг - блоки с такими названиями:
- говорит
- думает
- делает
- чувствует
Беседуем с учениками, обсуждаем поведение героя по этим критериям, вносим в карту ключевые слова, цитаты и получаем полную картину состояния героя. Ученики не просто видят поступки персонажа - перед ними открывается всё, что за этими поступками стоит (почему и зачем он их совершил, что при этом испытывал, что думал и говорил).
Приём "Календарь эмоций"
Этот прием также используется в обычной жизни. Люди ведут календари, чтобы отследить свое эмоциональное состояние, перепады настроения. Родители в подобных календарях отмечают эмоции своих детей в разные дни. Точно так же можно наблюдать за эмоциональными переменами героев книг. Научившись наблюдать за вымышленным персонажем, ребенок научится понимать и окружающих его людей.
В календаре, который мы используем на уроках литературы, в верхней части будут стоять не дни недели, а номера глав или эпизодов. Слева в столбик пишутся различные эмоции:
- радость
- разочарование
- грусть
- гордость
- тревога
- счастье
- сожаление
- стыд
- любопытство
- волнение и др.
Читая книгу, дети с помощью крестиков или галочек отмечают эмоции, которые испытывал тот или иной герой в определенных ситуациях.
Можно использовать такой календарь иначе: отмечать в нем свое читательское эмоциональное состояние при прочтении произведения (кстати, неплохая альтернатива читательскому дневнику).
Приём "Коробочка счастья"
Это тоже не специальный прием, предназначенный для обучения. Заимствуем его у психологов и применяем в своей сфере.
Применять его лучше, когда изучаем с детьми какое-нибудь крупное произведение в течение нескольких уроков. В начале первого урока устанавливаем красивую коробочку в классе и предлагаем детям после каждого урока, на котором была прочитана глава (часть) произведения, а также после прочитанного дома записывать на листочках моменты, когда они испытывали положительные эмоции: радость, восхищение, ликование, восторг, одобрение, умиротворение, удовлетворение, облегчение и т.д.). Надо одним предложением описать ситуацию и одним словом - эмоцию. Список с эмоциями можно повесить рядом с коробкой, чтобы у учеников не возникало трудностей с формулировками. В конце изучения произведения следует подвести итог: достаем все записи и озвучиваем, закрепляя таким образом положительные ощущения от прочитанного.
Приём «Миром правят мысли»
Коммуникативный прием, направленный на развитие эмоционального интеллекта и часто применяемый мною на уроках и внеурочных занятиях, это прием «Миром правят мысли». Он предполагает разбор в начале или в конце урока одной цитаты известного актера, режиссера, писателя, политика или философа, связанной с восприятием мира, с эмоциями. Стараюсь подбирать цитаты, когда слова принадлежат человеку, знакомому современным подросткам. Предлагаю ученикам согласиться или не согласиться с цитатой и аргументировать свою точку зрения. Например, «Я не боюсь ошибок потому, что они лучше всего могут чему-то научить» (Орландо Блум) или «Смысл жизни - в умении видеть» (известный кинорежиссер Андрей Кончаловский) и другие.