Введение
Память – категория вечная. Память о доме на войне – та движущая сила, которая способна призвать солдат к ратному подвигу, тот рычаг, который помогает «сколько раз увидеть врага – столько раз его и убить»; оставшиеся дома обязательно должны помнить о тех, кто ушел на войну, помнить и ждать, чтобы спасти их своим ожиданием. А когда всё закончится нашей победой, нужно обязательно помнить обо всех славных делах, здесь уже речь об исторической памяти. Это прописные истины.
И школьникам, и взрослым известны такие строки о доме:
Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах…
(К.Симонов)
или о степени ожидания как о мере ответственности за судьбу родного человека:
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
(К.Симонов)Вот уже 60 лет над нашей землёй звучит «Реквием»:
Вспомним всех поименно, горем вспомним своим...
Это нужно — не мертвым! Это надо — живым!
(Роберт Рождественский)
Но мало кто из учащихся знает, что Иркутская область рождала не менее талантливых писателей и поэтов. Уходили ли они на войну или были детьми послевоенного времени, но могли написать о священном понятии «память» не менее ярко и проникновенно.
В рамках факультативного курса «Проектирование виртуальных экскурсий» при изучении литературы Сибири есть возможность познакомить учеников с талантливыми земляками: Джеком Алтаузеном, Моисеем Рыбаковым, Иосифом Уткиным и другими. Рассказать об их нелёгкой судьбе, вместе изучить их произведения о войне.
Цель работы: представить конкретные примеры использования некоторых приёмов работы с текстом, которые помогут не просто «пройти тему» памяти на войне и о войне, а именно запомнить строки, написанные нашими земляками, проникнуться ими, а значит, помогут в формировании чувства патриотизма у школьников, чувства гордости за своих предков.
Задачи:
- описать приемы активного чтения, которые помогают развитию читательской грамотности и воспитанию чувства патриотизма у школьников (солнце ассоциаций, круги Эйлера, дерево мудрости, создание рисунка-символа произведдения, найди пару, письмо с пробелами);
привести примеры применения данных приемов при изучении произведений о войне сибирских авторов в рамках факультативного курса «Проектирование виртуальных экскурсий».
Глава 1. Приёмы работы с текстом, которые способствуют развитию читательско грамотности
- Солнце ассоциаций - в центр солнца помещаем основное понятие, с которым будем работать на занятиях, на лучах записываем ассоциации, которые возникают у детей, когда они слышат это слово. Приём помогает «разговорить» даже тех детей, которые не всегда активны, настроить на восприятие дальнейшей информации.
- Использование кругов Эйлера – применение геометрической схемы, которая помогает находить и делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями.
- Дерево мудрости (применительно к нашей теме – «Древо Памяти») – создание дерева, на ветки которого в процессе работы над темой будут постепенно помещаться «листья» с зафиксированными на них идеями, выводами, касающимися темы занятий.
- Создание рисунка-символа произведения – приём рефлексии, способствующий пристальному вниманию к тексту, его переосмыслению и развитию творческих способностей ребёнка.
- Найди пару – приём, способствующий активизации критического мышления, выделение похожих предметов, тем, явлений из ряда других.
- Письмо с пробелами - восстановление пропусков в тексте способствует формированию читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста. В нашем случае позволит сравнить восстановленный текст с оригиналом и прийти к выводу о неповторимости авторского слова.
Глава 2. Применениеприемов активного чтения при изучении произведений о войне сибирских авторов в рамках факультативного курса «Проектирование виртуальных экскурсий»
Рассмотрим конкретное применение перечисленных приёмов на факультативных занятиях данного курса.
Занятие 1, вводное: «Война и память»
На первом занятии ватман (Приложение, п. 1), к которому будем обращаться и на всех последующих уроках в рамках данной темы, разделен на три части – 1 – «Солнце ассоциаций», 2 - «Круги Эйлера», 3 – «Древо памяти» для фиксации выводов (пока – только ствол).
- В центре солнца записано слово «Память», дети указывают свои ассоциации к данному понятию, фиксируем сказанное на лучах. Чаще это личные переживания. Если сами упоминают о героическом прошлом или подвиге народа, от этого можно оттолкнуться и начать дальнейшую беседу. Если нет – сообщаем сами, что помимо личной памяти есть и память народная.
- Слово «Память» записываем в круг в центре. Спрашиваем, о каких значимых событиях прошлого должен помнить наш народ. Войну 1941-1945 года дети в любом случае назовут сразу. Вписываем слово «Война» во второй круг. Спрашиваем, что находится в общей зоне, что общего между войной и памятью. На нашем первом занятии семиклассники в первую очередь сообщили о том, что мы должны помнить о войне: подвиг не должен быть забыт, потому что он особый, для нас и т.д. В верхней части зоны наложения кругов фиксируем «*потомки помнят и гордятся».
После этого дети знакомятся с отрывками известной поэмы «Реквием» и «Послевоенной песни» Роберта Рождественского (выводим на экран):
Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим...
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!Эта память – верьте, люди, -
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем,
Вновь придёт война.
Беседуем с детьми о том, что Рождественский никогда не жил в Восточной Сибири, но его чувства знакомы и понятны жителям любого уголка нашей страны.
Далее дети получают раздаточный материал (Приложение, п. 2) и работают в парах. После парного обсуждения вопросов делимся выводами с другими, дополняем, совместно приходим примерно к такому выводу: «Память о войне нужна, потому что подвиг людей был велик, и для того, чтобы война не повторилась». Кратко записываем вывод на один из листков, возможно, сопровождаем уместной цитатой из текста, помещаем его на «Дерево» (Приложение, п. 1). Первый вывод сделан.
Занятие 2. «Баллада о тополях» Марка Сергеева
В начале урока проецируем на экран фотографию той самой тополиной аллеи, которая известна далеко за пределами Иркутска благодаря «Балладе о тополях» Марка Сергеева. Предлагаем угадать, какой это город, что это за деревья.
Далее – краткая информация о Марке Сергееве (участник войны, почётный гражданин города Иркутска и т.д.). Дети получают тексты, вместе обсуждаем произведение. Приходим к тому, что идея произведения созвучна выводам, сделанным на предыдущем уроке.
Создание рисунка-символа произведения. После обсуждения «Баллады» детям предлагается объединиться в группы. Каждая группа создаёт свой эскиз памятника знаменитым тополям; детям также предлагается выбрать строки, которые можно разместить на мемориальной табличке. Во время такой работы учащиеся обращаются к тексту, думают, творят.
Занятие 3. «Если дорог тебе твой дом…»
В результаты работы на этом занятии дети должны прийти к выводу, что личная память солдата – движущая сила в бою, тот рычаг, который помогает «сколько раз увидеть врага – столько раз его и убить». Знаменитый призыв Константина Симонова - наиболее известный, но не единственный в своём роде: «Если дорог тебе твой дом, где ты русским выкормлен был, (…)». Далее, как мы помним, перечисляется всё, что в этом доме дорого солдату. Подобный мотив проходит сквозь многие произведения и сибирской литературы, с некоторыми из них дети знакомятся на этом уроке.
Работа в группах. Найди пару.
Группа 1 получает 4 карточки (Приложение, п. 3) – с отрывком стихотворения Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом..», со стихотворением Моисея Рыбакова и любым другим стихотворением о войне, имеющим иной мотив (у меня – произведение Юрия Воронова), а также с заданием к ним. Группе предложено выбрать пару с созвучными мотивами, обосновать свой выбор и ответить на поставленные вопросы.
Группа 2 получает 3 карточки (Приложение, п. 4) – две с произведениями поэтов Константина Симонова и сибиряка Георгия Суворова (авторы не указаны), одну с надписью «автор - сибиряк». Нужно выяснить, что объединяет два произведения, к какому из них относится 3-я карточка; обосновать своё мнение.
Группы выступают, ищем общее в произведениях наших земляков и произведениях известных авторов. Ищем отличия. Совместно с детьми приходим к выводу: за солдатом - отчизна, память о доме, о тех, кто дорог, ведёт в бой и не даёт права на слабость. Вывод кратко записывается на ещё один листок для «Древа» (Приложение, п. 1).
В подтверждение правильности этой мысли знакомимся с другими произведениями поэтов-сибиряков: «Вся отчизна меня провожала» Джека Алтаузена.
Оглянулся я молча и замер:
На перроне, средь ясного дня,
Сотни женщин махали платками,
На войну провожая меня.И успел я прочесть в каждом взоре:
"Милый, будь беспощаден в борьбе,
Пусть великое русское горе
Гневом сердце наполнит тебе..."(…) И рука у меня не дрожала,
Потому что в тот день голубой
Вся Отчизна меня провожала,
Весь народ провожал меня в бой.
и «Мы с Байкала» Моисея Рыбакова
Эх, Байкал, родной, гривастый,
Едем, едем на войну,
Вспоминать мы станем часто
Синюю твою волну. (…)
Из сибиряков удалых
Выйдет не один герой.
Нас немало,
Мы с Байкала,
Мы встаём в могучий строй.
Выбранную цитату записываем на лист, помещаем лист на дерево. В области наложения «Кругов Эйлера» фиксируем – память солдата о доме.
Занятие 4. «Ожиданием своим ты спасла меня…»
Следующая категория, с которой предстоит разобраться учащимся – память любящих людей о бойце, те память и ожидание, которые обязательно помогут воину вернуться домой живым и невредимым.
Письмо с пробелами. Проецируем на экран текст известного стихотворения Константина Симонова с пропусками вместо некоторых слов, дети пытаются угадать пропущенные слова:
«Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
…. своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела …,
Как никто другой».
После этого обсуждаем тему и идею стихотворения. Далее с помощью строк произведений других авторов подтверждаем – Симонов не единственный, кто думал и писал именно так. Знакомим детей с биографией Иосифа Уткина.
Далее дети пытаются восстановить пропущенные слова его стихотворения (Приложение, п. 5) «Ты пишешь письмо мне» (работа в парах).
После обсуждения в парах обсуждаем стихотворение вместе, вначале слушаем предположения детей, потом узнаём единственно правильный (авторский) вариант. Эта работа позволяет вспомнить эпитеты, сравнения олицетворения, метафору и антитезу, поговорить о единственно верных, ярких и ёмких образах, которые нашёл автор.
Приходим к выводу: память – та категория, которая способна спасти бойца, если он верит, что его любят и ждут. Выбираем цитату, оформляем листок и помещаем на Дерево. На области наложения «Кругов Эйлера» фиксируем: «Ожидание и память о солдате спасут его».
Знакомство с произведениями сибирских авторов о войне предполагает также изучение таких мотивов, как
- память воина, связанная с переосмыслением простых вещей, которых не замечали «до» и которые кажутся такими важными на войне («Даже не знал, как счастливо мы жили тогда, до войны» Моисей Рыбаков, сожаления о поведении до войны главного героя повести «Живи и помни» В.Распутина); или наоборот – до войны это было поводом для страшного волнения, а сейчас «вернуть бы то время» («Отвлекающий манёвр» Дмитрия Сергеева);
- память самого солдата после Победы, в мирное время – о погибших товарищах, о вещах, которые теперь кажутся немыслимыми, а тогда воспринимались как единственно правильные («Ну что с того, что я там был» Юрия Левитанского, «Встречи на войне» и «Юрий Милославски» Владимира Померанцева, «Недетская вина» Владимира Журавлёва и др) .
В данной работе приведено лишь несколько приёмов работы с текстами произведений, позволяющих учащимся запомнить важные и нужные строки произведений наших земляков, получить урок нравственности, добра, научиться ценить то, что вокруг.
Использованные источники
- Журавлев В. Недетская вина// Сибирь. – 2017. –№ 1. – С. 101-107.
- Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ/ Сост. О.Н.Шахерова. - Иркутск: ВостСибКнига, 2007. - 304 с. Померанцев В.М. Своими судом: Повести и рассказы. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1986. - 320 с. Пороховая память. Стихи, письма, воспоминания. (составитель Раппопорт Е.) - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1975. - 128 с.
- Распутин В.Г. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. Повесть, рассказы. - М.: Современник; Братск: ОАО Братсккомплексхолдинг, 1997. - 478 с. Сергеев Д.Г. В сорок втором. Повесть и рассказы. - М.: Современник, 1975. - 236 с.
- Сергеев Д.Г. Позади фронта. Повести. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1976. - 240 с.
- Чувахова С.А. Основное общее образование Стратегии смыслового чтения и работа с текстом. - https://multiurok.ru/files/priiomy-raboty-s-tiekstom.html
- Никанорова В.В. Использование кругов Эйлера в русском языке - https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-krughov-eiliera-v-russkom-iazykie.html