Н.С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" – история любви или история уголовного преступления?

Разделы: Литература


Цель:

  • Раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова.
  • Увлечь учащихся творчеством писателя.

Задачи:

  • Развивать читательские умения при определении нравственных оценок образов героев.
  • Развивать умение определить авторскую позицию, проследить, как Лесков раскрывает в повести социальную и общечеловеческую проблематику, трагедию сильной личности.
  • Обучать навыку сравнительной характеристики.
  • Развивать навыки монологической речи, обобщений и сравнений.
  • Развивать эстетический вкус.
  • Воспитывать гражданскую позицию, позицию критического отношения к бездуховному существованию.
Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который я производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов.

Н.С. Лесков

Первую песенку, зардевшись, спеть.

Поговорка

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Учитель. Н.С. Лесков пришел в литературу уже сложившимся человеком, много поездившим по стране, прекрасно знающим жизнь, причем самые различные ее стороны. Вероятно, поэтому большая часть произведений писателя носит полемический характер.

В начале своего творческого пути, в 1865 году, Лесков написал повесть со столь странным названием, сталкивая в нем два понятия: “Леди Макбет”, ассоциировавшееся с известной трагедией Шекспира, и “Мценский уезд” – с глухой российской провинцией.

2. Беседа по вопросам

Учитель. Как автор определяет жанр своего произведения? (Назвал его очерком, жанром публицистики, стараясь подчеркнуть этим фактом, что повествование ведется о реальных событиях и причинах, эти события породивших.)

– Как начинает свое произведение автор? (С первых же строк произведения Лесков сообщает нам, читателям, какова же главная героиня: “Выдали ее замуж за нашего купца Измайлова с Тускари, из Курской губернии, не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось…”.)

– Какую другую судьбу вызывают в памяти эти строки? (Судьбу купчихи Катерины Кабановой из пьесы Островского “Гроза”.)

– Можно ли обнаружить сюжетные параллели в драме Островского и повести Лескова? (Да. 1)Молодая купеческая жена расстается с мужем, на время уезжающим из дома; 2)во время этой супружеской разлуки к героиням Лескова и Островского приходит любовь; 3)оба сюжета завершаются трагической развязкой – гибелью героинь; 4)сходные обстоятельства в жизни двух купчих: скука купеческого дома и бездетная жизнь за неласковым мужем.)

– Вывод? (Обнаруженное сходство не случайность. Лесков высоко ценил драму “Гроза” и полемизировал с критиками, считавшими, что народный быт может быть лишь предметом уголовной хроники, а не искусства.)

3. Аналитическое чтение повести

Учитель. Как же выглядела героиня Лескова? (“Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел 24-й год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненькая, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы.”)

– Какой же характер был у Катерины Львовны? (“...у Катерины Львовны характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да купаться бы в рубашке над пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою…”.)

– Отличается ли нрав героини Островского от характера героини Лескова? (В отличие от молодой купчихи Измайловой Катерина Кабанова обладает обостренным поэтическим воображением. Она страдает не столько от внешних ограничений, сколько от внутреннего чувства несвободы. Сны и видения Катерины Кабановой для нее – вторая натура, едва ли не более зримая, чем окружающий мир. Покоряет ее глубокая религиозность.)

– Подтвердите текстом произведений различное видение мира героинями. (Кабанова: “…Я жила ни об чем не тужила, точно птичка на воле…Встану я, бывало, рано…схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью…Потом пойдем с маменькой в церковь…до смерти я любила в церковь ходить! Точно … я в рай войду…А какие сны мне снились…какие сны! Или храмы золотые или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся…”. Измайлова: “Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет со скуки в супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, – опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой. Зевала-зевала, ни об чем определенном не думая, да и стыдно ей наконец зевать стало…”.)

– Как приходит любовь к Катерине Кабановой? (Как “мечта какая-то”. “Все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует…”.)

– А к Катерине Львовне? (Любовь к Катерине Измайловой приходит со скуки: “Что это я, в самом деле, раззевалась?…Хоть встану по двору прогуляюсь или в сад пройдусь…”.)

– Каково психологическое состояние Катерины Кабановой? (Она страдает и страшится своей любви: так сильно в ней чувство долга, а представление о супружеской неверности не докучные слова. Любовь ее – изначально психологическая драма, заставляющая героиню и радоваться, и страдать. “…и такая мысль придет на меня…каталась бы теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке га хорошей, обнявшись…грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это не хорошо, ведь это страшный грех…что я другого люблю?”)

– А что можно сказать о любви Катерины Львовны? Чем же ее пленил приказчик Сергей? (Словами.”Вас, я так рассуждаю, целый день на руках носит надо – и то не уморишься, а только за удовольствие это будешь для себя чувствовать”. Никто никогда так не говорил с Катериной Львовной, и душа ее, жаждущая любви и привязанности, не заподозрила обмана и расчета.)

– Обратимся к сценам свиданий в обоих произведениях, они показательны. Их сопровождает песенный образ. Но если в драме “Гроза” песенная образность – естественный способ внутреннего самовыражения героини, то для Сергея – это “разменная монета”, которой он пользуется в корыстных целях. Каков же результат? (Катерина Львовна, слыша признания Сергея, “готова за него в огонь, в воду, в темницу и на крест”.)

– Какие мотивы стали основой сюжета в драме “Гроза”? (Мотивы греха и раскаяния, вины и наказания. Для самой героини греховным преступлением становится нарушение нравственного закона.)

– А в повести Лескова? (Внутренних преград для страсти Катерины Измайловой нет, и поэтому со всей отпущенной ей природой силой она устраняет внешние препятствия, возникающие на ее пути.)

– И история любви в сюжете повести становится историей уголовных преступлений. Проследим за ней. (Сначала Катерина Львовна ведет себя стихийно. Она не собиралась убивать свекра, но он стал первой помехой ее любви и тем предрешил свою судьбу: “…умер Борис Тимофеевич, да и умер, поевши грибков, как многие, поевши их, умирают…”.)

– В чем особенность этого повествования? (О смерти Бориса Тимофеевича говорится скороговоркой, как о деле будничном и привычном.)

– Изменилось ли что-нибудь в доме, в городе после смерти купца? (Нет.)

– А как изменило первое преступление Катерину Львовну? (“То она была баба не робкого десятка, а тут и нельзя разгадать, что такое она себе задумала: ходит козырем, всем по дому распоряжается, а Сергея от себя и не отпускает”.)

– Обратимся ко второму эпиграфу урока, являющемуся и эпиграфом повести: “Первую песенку, зардевшись, спеть”. Каков его смысл? (Страшно только начало. Человек, совершающий преступление, переступает через собственную совесть, потом его уже ничто не остановит. Хладнокровное убийство свекра – первый шаг на пути нравственного самоубийства Катерины Измайловой.)

– Кто же явился режиссером мценской трагедии? (Сергей. Хотя первое убийство совершается помимо его воли, мысль об убийстве купца Зиновия Измайлова им настойчиво провоцируется: “…муж твой наедет, а ты, Сергей Филиппыч, и ступай прочь…и смотри, как возьмут вас за белые ручки и поведут в опочивальню, должен я все это переносить в моем сердце и, может, даже сам для себя через то на целый век презренным человеком сделаться…Я ведь не как другие…я чувствую, какова есть любовь и как она черной змеею сосет мое сердце…”.)

– Каков же результат? (Героиня становится послушным орудием в руках жадного и расчетливого циника: второе убийство отличается изощренной жестокостью, хладнокровием. Эту жестокость Катерина Львовна демонстрирует не только перед мужем, но и перед любовником. Она “равнодушно” просит Сергея подержать унижаемого Зиновия Борисыча, именно поэтоу на просьбу Зиновия Борисыча об исповеди отвечает: “Хорош и так будешь”, – спокойно и педантично смывает купчиха “два крошечных пятнышка, величиною с вишню”.)

– Пронаблюдаем за психологическим состоянием преступников. (“Губы Сергея дрожали, и самого его била лихорадка”, “у Катерины Львовны только уста были холодны”.)

– Дает ли представление о дальнейшем развитии сюжета появление в доме неожиданного наследника? (Конечно, ведь для любовников уже нет никаких преград в достижении своекорыстных целей: богатства для приказчика и любви для купчихи. Поэтому появление мальчика-страстотерпца только подчеркивает глубину нравственного падения героев. “…Видел сам, собственными моими глазами видел, младенец лежал повержен на ложе, а они вдвоем душили его…”.)

– Сделайте вывод. (Безудержная страсть Катерины Львовны не принесла ей счастья.)

– Завершая разговор о сюжете повести, выясним своеобразие ее развязки. (Их в произведении две: первая – разоблачение, суд и наказание – завершает события уголовных преступлений; вторая – трагическая развязка истории любви Катерины Измайловой, которая после ареста впала в состояние равнодушного оцепенения: “Она никого не понимала, никого не любила и себя не любила”.)

– Лесков скрупулезно анализирует “анатомию” безудержной страсти. Эта страсть с разрушительной силой внутренне уродует Катерину Львовну, убивает в ней материнское чувство. Докажите. (Мечтавшая некогда о ребенке, Катерина Львовна равнодушно отворачивается от новорожденного младенца в острожной больнице и так же равнодушно отрекается от него: “Любовь ее к отцу, как любовь многих слишком страстных женщин, не переходила никоею своею частью на ребенка…”.)

– Обобщим все, о чем говорили сегодня. (Катерина Львовна – натура сильная и свободная. Но свобода, не знающая нравственных ограничений, превращается в противоположность. Сильная натура, оказавшись во власти “свободы” преступлений, неминуемо обречена на гибель.)

– Почему? (Свобода не может быть безграничной, в человеке должен быть силен нравственный закон, который не допустит преступления.)

– Как изображена Катерина Львовна в последних главах? (Она представлена совсем не так, как в мценском сюжете. Она вызывает не изумление и ужас, а жалость. Ведь преступница сама становится жертвой.)

– Почему? (Чем сильнее и безогляднее ее любовь к Сергею, тем откровеннее и циничнее его надругательство над нею и ее чувством. Бездна нравственного падения приказчика так страшна, что его пытаются усовестить видавшие виды каторжники-арестанты.)

– Пробуждается ли чувство вины, раскаяния у Катерины Львовны? (Возможно, ведь в волжских темных волнах мерещатся ей головы убитых ею мужа, свекра, племянника. Это леденящее душу видение оказывается последним впечатлением в жизни “леди Макбет Мценского уезда”. Но, погибая, она увлекает за собой последнюю жертву – соперницу Сонетку: “Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу…”.)

4. Вывод

Учитель. Сделайте самостоятельно вывод.

5. Итог урока

Учитель. Подводим итоги нашего “расследования”.

Итак, две женщины, две купчихи, две Катерины, две трагические судьбы. Но Катерина Кабанова – “луч света”, озаривший на мгновение бездну “темного царства”, а Катерина Измайлова – плоть от плоти “темного царства”, его прямое порождение.

6. Заключение

Учитель. Письменно ответьте на вопрос, ставший темой урока.