Цель урока:
- познакомить учащихся 7-го класса с личностью поэта;
- сформировать читательский интерес к его творчеству;
- показать неразрывную связь поэта и его лирического героя.
На доске:
- Романтика – то, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека.
- Романтичный – мечтательно–созерцательный.
- Экзотический – 1. Необычный для данной местности, несвойственный
и чуждый ей.
2. перен. Причудливый, диковинный, поражающий своей странностью.
Конквистадор (испанс.) – участник испанских завоевательных походов в Центральную и Южную Америку в 15–16 вв., завоеватель.
Ход урока
Приложение. Слайд 1
– Сегодня вы впервые открываете для себя имя Николая Степановича Гумилева.
Это удивительный человек, силой воли создавший себя, и удивительный поэт, путешественник, романтик. Надеюсь, что вас очарует творчество поэта и не оставит равнодушными его личность.
Запись в тетради темы урока.
Слайд 2
(Эпизод учебного фильма о Гумилеве или выразительное чтение отрывка из “Петербургских зим” Г.Иванова)
… Семилетний Гумилев упал в обморок оттого, что другой мальчик перегнал его, состязаясь в беге. Одиннадцати лет он покушался на самоубийство: неловко сел на лошадь – домашние и гости видели это и смеялись. Год спустя он влюбляется в незнакомую девочку– гимназистку. Он следит за ней, бродит за ней по улицам, наконец, однажды подходит и, задыхаясь, признается: “Я вас люблю”. Девочка ответила “дурак” и убежала, Гумилев был потрясен. Ему казалось, что он ослеп и оглох. Он не спал ночами, обдумывал способы мести: сжечь дом, где она живет? Похитить ее? Вызвать на дуэль ее брата? Обида, нанесенная двенадцатилетнему, Гумилеву была так глубока, что в тридцать лет он вспоминал о ней смеясь, но с оттенком горечи…
Гумилев подростком, ложась спать, думал об одном: как бы прославиться. Мечтая о славе, он вставал утром, пил чай, шел в Царскосельскую гимназию. Часами блуждая по парку, он воображал тысячи способов осуществить свою мечту. Стать полководцем? Ученым? Безразлично что – только бы люди повторяли имя Гумилева, писали о нем книги. Удивлялись и завидовали ему.
Понемногу эти детские мечты сложились в стройное мировоззрение, которому Гумилев был верен всю жизнь. Он твердо считал, что право называться поэтом принадлежит тому, кто не только в стихах, а и в жизни всегда стремится быть лучшим, первым, идущим впереди остальных. И от природы робкий, застенчивый, болезненный человек, Гумилев “приказал” себе стать охотником на львов, уланом, добровольно пошедшим воевать и заработавшим два Георгия. То же, что и с собственной жизнью, он проделал и над поэзией.
Слайд 3
Запись в тетради: “Он твердо считал, что право называться поэтом принадлежит тому, кто не только в стихах, а и в жизни всегда стремится быть лучшим, первым, идущим впереди остальных” Г. Иванов “Петербургские зимы”
– Он много странствовал по экзотическим и древним просторам Африки. Он представляет себя конквистадором– искателем приключений.
Слайд 4
(стихотворениеие “Я конквистадор в панцире железном”) – чтение стихотворения.
– Образ лирического героя заявлен в первом стихе, прочитайте, кем представляет себя лирический герой?
(Я конквистадор в панцире железном)
– Посмотрите на доску, кто такой конквистадор?
– Давайте попробуем заменить это слово синонимичными понятиями.
Записываем в тетрадь.
(Конквистадор – воин, рыцарь, путешественник)
– К чему стремится лирический герой? Обратим внимание на глаголы.
Выпишите из текста глагол + существ.
Преследую звезду
Прохожу по пропастям, прохожу по безднам,
Отдыхаю в саду
Найду любовь
Создам мечту
Зачарую песней битв
Вплету лилею голубую
Проверяем, что у вас записано – слайд 5
– Сделаем выводы.
(Герой занимает активную жизненную позицию. Это целеустремленная личность, которая способна создать себе мечту, неутомимо стремится найти свою любовь и свою звезду, которую он “весело преследовал”, “то отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам”. Перед мечтой ни за что не отступит: “Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую”)
– Во втором четверостишии есть глаголы, которые не вошли в словосочетания, выписанные нами, но они подчеркивают силу воли героя, его целеустремленность. Какие это слова?
(Но я молчу, жду и верю)
– Это деятельная сторона характера лирического героя, а какие слова помогают нам понять настроение душевное?
(Весело, радостно, “Как смутно в небе диком и беззвездном!
Он умеет радоваться жизни, способен замечать красоту природы, философски созерцать ее.)
– Н.Гумилев, как и его лирический герой, не любил сидеть дома, его страстью была экзотика, интерес к африканскому и азиатскому континентам, к мифологии и фольклору племен, населяющих их, к яркой и буйной растительности экваториального леса, к необычным животным.
Слайд 6
Из письма Н.Гумилева поэту М. Кузьмину. 1913 г.
“Дорогой Миша, пишу уже из Харара. Вчера сделал 70 километров на муле, сегодня мне предстоит ехать еще 50 километров, чтобы найти леопарда… Здесь есть и львы и слоны, но они редки, как у нас лоси, и надо надеяться на свое счастье, чтобы найти их.
Мне кажется, что мне снятся одновременно два сна, один неприятный и тяжелый для тела, другой восхитительный для глаз. Я стараюсь думать только о последнем и забываю о первом…”
Поэт охотится на леопардов и акул. Он изучает предания, поверья, легенды, вот одна из них: “Если убитому леопарду не опалить немедленно усов, дух его будет преследовать охотника”
(Читаем стихотворение “Леопард”)
– Каким вам представляется лирический герой стихотворения?
(Лирический герой – охотник, впечатлительный человек. Он буквально ощущает присутствие убитого им леопарда, ему кажется, что он слышит, как зверь “мурлычет у постели”, что хочет ему сказать. В 4–7 строфах отчетливо слышна аллитерация на р, ш, в. Она передает и рычание, и мурлыканье зверя.)
– Жалеет ли лирический герой, что убил леопарда?
(Нет. Он жалеет только о том, что “не спалил ему усов”.
– Как вы понимаете четыре последних строфы стихотворения?
(Охота – это страсть, она сильнее голоса рассудка:
Только поздно! Вражья сила
Одолела и близка:
Вот затылок мне сдавила
Точно медная рука…
…………………………..
И не в силах я бороться,
Я спокоен, я встаю,
У жирафьего колодца
Я окончу жизнь мою.)
(Читаем стихотворение “Капитаны”)
– Стихотворение построено как поэтическое описание живописного полотна. Как вам представляется картина морского фона?
(Зеленая зыбь моря, скалы, ураганы, клочья пены, гребни волн, паруса кораблей.)
– Давайте внимательно прочитаем 1–е четверостишие и прислушаемся к каждому звуку, что слышите?
“з” – изгибы зеленых зыбей – скрип мачт
“ж” “ш” “с” – на южных, меж скал, жемчужных, шелестят паруса – шорох парусов, накатывающихся волн.
– Как относится к своим героям–капитанам автор?
Он называет их “открывателями новых земель” и восхищается ими.
– Что восхищает Гумилева в этих людях?
Они смелые и мужественные (не страшны ураганы, изведали мальстремы и мель, путь их “дерзостный”)
Риторический вопрос в 7 и 8 строфах подтверждает это.
Они отличаются от обыкновенных обывателей, дышащих “пылью затерянных хартий”,т.е. пыльных, никому не нужных книг и документов. Они противопоставлены.
Герои-капитаны изображены идеальными, они обретают себя в романтике странствий. Они не любят сидеть дома – прочь от домашнего уюта и будней цивилизации.
Да здравствуют приключения и опасности:
И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,
Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыплется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.
– Капитаны изображены здесь нарочито изысканно, вам не кажется? Почему?
В этом весь Гумилев. Я уже сказала вам, что он создал себя силой своего воображения и силой воли, вернее сначала он создал своего лирического героя, а потом под него создавал себя. И в своем стремлении изменить себя он достиг высот. Сегодня уже непонятно, что первично, что вторично. Настоящий эстет, все, к чему он прикасается, должно быть красиво, романтично.
Не случайно сти-ие “Сады души”, перед нами раскрывается внутренний мир поэта.
– Поделитесь впечатлениями, что вас поражает в стихотворении?
– Огромное влияние на Гумилева оказали полотна французского художника Поля Гогена. Часами простаивал поэт перед его картинами. Удивительный мир далекой Океании, фигуры таитянских женщин, буйные краски тропической растительности, полусказочные животные– все это влекло в неведомые заморские страны, будило неуемную фантазию.
Приложение. Слайды 7– 13
(Репродукция картин “Женщина с цветами в руках”, “Беседа”, “Женщина, держащая плод”, “Пейзаж с павлинами”, “Сбор плодов” и др.)
Путешествие по заморским странам он сумел превратить поэтические строки. Разве не перекликаются его африканские стихотворения с сюжетом полотен французского художника?
Сколько поэтов преждевременно потеряла Россия! Как воскресить их? Как оживить? Живой водой воистину может стать наше прикосновение к их стихам, наша память о них.
Только тогда расцветут “сады души” погибших поэтов и удивят нас своей красотой и благородством.