Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины"

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: Восстание декабристов, Некрасов поэма «Русские женщины», Н.А. Некрасов, Е.И. Трубецкая


Организационная информация

Тема урока Н.А. Организационная информация Некрасов. Поэма “Русские женщины”. История создания произведения, героини поэмы.
Предмет Литература.
Класс 7
Автор урока (ФИО, должность) Аверина Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы.
Образовательное учреждение Образовательное учреждение: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 47.
Республика/край, город/поселение Красноярский край, город Красноярск.

Методическая информация

Тип урока Комбинированный, в виде ролевой игры
Цели урока Цель:  изучение поэмы Н.А.Некрасова "Русские женщины", построенной на принципах историзма.
Задачи урока 1. Продолжить изучение жизни и творчества Н.А. Некрасова, познакомить учащихся с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов, используя историко-литературный материал

2. Развивать умение размышлять на заданную тему, оценивать поступки героев произведения.

3. Прививать навыки “игрового” выразительного чтения эпизодов поэмы, пробудить чувство уважения к женщине, способной преодолеть самые тяжкие жизненные испытания, а также уважение к труду поэта, увековечившего память о наших соотечественницах. 

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Знания: жизнь и творчество Н.А.Некрасова Умения: размышлять, оценивать поступки героев произведения.

Навыки: “игровое” выразительное чтение эпизодов поэмы, доклады и сообщения учащихся на заданные темы.

Необходимое оборудование и материалы Презентация с материалом о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, компьютер, проекционный экран, СD-проигрыватель.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся Изучение литературного материала в виде ролевой игры
Ход и содержание урока 1. Организационный момент

- Вести урок будут помогать ведущие, “биографы”, “исследователи творчества поэта”, “историки”, а также “актерская группа”.

- Эпиграф к уроку:

“В нашем Отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных”.

Из письма Н.А. Некрасова Л.Н. Толстому

- Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть суть этих слов поэта.

Сообщение темы, цели и задач урока (слайд № 1. Презентация)

2. Словарная работа. (Проверка домашнего задания учащихся).

Поэма, восстание, дворянство (дворянин), декабристы, самодержавие, крепостное право.

3. Слово о Н.А. Некрасове и о его творчестве.

1 ведущий:

Кто служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,-
Только тот себя переживет…

(Слайд № 2: “Н.А.Некрасов (1821 – 1877 гг.”)

Выступление группы “биографов”(слайды № 3, 4, 5: “Биографическая справка”, № 6: “А ты, поэт! избранник неба…”, № 7: “Сборники стихотворений”).

2 ведущий:

Да, поэзия Н.А. Некрасова служила “великим целям века”. В этом источник ее бессмертия, ее неувядающей силы. Вот почему нам, людям другого века, она близка своей верой в Родину и человека, светлым жизнелюбием и мужеством, влюбленностью в русскую природу. Вот почему при каждой встрече мы заново открываем для себя Некрасова, и стихи его будят в нас высокие и добрые помыслы, помогают познать мир и самих себя, делают нас щедрее и отзывчивее на все прекрасное.

Вся любовь и все помыслы поэта принадлежат России, русскому народу, крестьянству, забитому, втоптанному в грязь, но духовно не сломленному.

Выступление группы “исследователей творчества поэта” (слайды № 8: “Я лиру посвятил народу своему…”, № 9: “Унылый, сумрачный бурлак…” *прослушивание стихотворения “Не Волге”, № 10: “Железная дорога”, № 11: “Крестьянские дети”, №12 “В полном разгаре страда деревенская…”, № 13: “Тройка”, № 14: “Мороз, Красный нос”, № 15: “Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…”).

Чтение наизусть стихотворения “Несжатая полоса”

Беседа:

- Какова крестьянская доля, описанная в стихотворения?

- Каково отношение автора к герою произведения?

1 ведущий:

Мысль о своем духовном родстве с русским народом Н.А. Некрасов с потрясающей силой воплотил в восьмистишии 1848 года.

Выразительное чтение стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом…”

Беседа:

- О чем говорится в стихотворении?

- Какой вам представляется муза поэта? (Женщина- крестьянка, на долю которой выпало немало испытаний).

4. Изучение поэмы “Русские женщины”.

1 ведущий:

Певец Родины, Н.А. Некрасов, был певцом волевых и мужественных характеров, людей борьбы и действия. С особой силой и талантом самоотверженный подвиг женщины был воспет в поэме “Русские женщины”, которая состоит из 2-х частей: “Княгиня Трубецкая” (1872 г.) и “Княгиня Волконская” (1873 г.).

Первоначально поэма была названа “Декабристки”.

2 ведущий:

Героини поэмы – княгини Екатерина Ивановна Трубецкая и Мария Николаевна Волконская – жены декабристов.

Историческая справка – выступление группы “историков”:

1 историк – сообщение о восстании декабристов 1825 года (слайд № 16: “Союз благоденствия”, № 17: “Восстание декабристов”, № 18: “Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…” - портреты и имена декабристов)

2 историк – рассказ о судьбе жен декабристов (слайд № 19: “А.С. Пушкин читает М.Н. Волконской “Послание в Сибирь”)

Звучит “Песенка кавалергарда” (из к/ф “Звезда пленительного счастья”)

“Исследователи творчества поэта” - история создания поэмы “Русские женщины” (слайд № 20: “Пел о красавицах чудных…”)

Слово учителя о героинях поэмы “Русские женщины” (слайд № 21: Екатерина Ивановна Трубецкая)

В первой части поэмы поэт воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющей взгляды своего мужа – декабриста Сергея Петровича Трубецкого, и которая, преодолевая множество трудностей: сопротивление родителей, препятствия, чинимые властями, в конце концов, добивается у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь.

Ее примеру последовали многие, некоторые ехали даже не за мужьями, а за женихами.

Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вслед за мужем.

Инсценировка диалога “Трубецкая у губернатора” - “актерская группа”

Беседа:

- Как вы оцениваете поступки героев диалога?

- Какие аргументы выдвигал губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться?

- Что свидетельствует о том, что решение Трубецкой – не временный порыв, а результат твердого, осмысленного убеждения в своей правоте?

- Что заставило губернатора уступить княгине?

- Каково, по-вашему, отношение автора к героине 1-ой части поэмы?

Слово учителя: (слайд № 22: Мария Николаевна Волконская)

Работая над 2-й частью поэмы “Русские женщины”, Н.А. Некрасов узнал, что у его давнего знакомого М.С. Волконского, сына сосланного декабриста, хранятся записки его матери М.Н. Волконской. Поэт попросил разрешения ознакомиться с ними. Сначала Волконский наотрез отказался и только после настойчивых просьб согласился прочитать их Некрасову. По словам Волконского, слушая их, Николай Алексеевич по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: “Довольно, не могу, - бежал к камину, садился к нему и, схватившись руками за голову, плакал, как ребенок”.

(Чтение отрывков из статьи Н. Уминовой “Эта женщина должна быть бессмертна в русской истории”).

Духовный рост героини 2-ой части поэмы приводит ее к сближению с народом. Именно к нему обращает она слова глубокой благодарности и любви, выразившие и чувства самого поэта.

(Cлайд № 23: “Нет, я не жалкая раба…”)

Инсценировка монолога М.Н. Волконской “Спасибо вам, русские люди…” - “актерская группа”.

Беседа:

- Что вы можете сказать о героине 2-й части поэмы?

- Как вы думаете, почему поэт плакал, когда читал записки жены декабриста?

Обобщающая беседа.

- Как доказать, что произведение действительно является поэмой?

- Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская. Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав все-таки поэму “Русские женщины”? Аргументируйте свой ответ.

- Поэма имела исключительный успех у читателей. Как вспоминает сам поэт: “Литературные критики “ругают”, а публика читает и раскупает”. Как вы думаете, почему произведение имело такой успех?

- Прошло около 2-х столетий с тех исторических событий 1825-1826 гг. Как вы сегодня воспринимаете подвиг декабристов и их жен?

- Муза Некрасова – это женщина-крестьянка, почему же поэт создает поэму о дворянках (дамах из высшего света)?

- Вспомните слова эпиграфа к уроку. Чему учит поэзия Н.А. Некрасова?

5. Итог урока.

1 ведущий:

Поэзия Н.А. Некрасова учит нас чувствовать красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого является умение понять другого человека, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. В редкой поэтической отзывчивости на чужую радость и чужую боль Некрасов и по сию пору – исключительный и неповторимый поэт.

Слайд “Поэтическое завещание Николая Алексеевича Некрасова”

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ!

Проверка и оценивание ЗУНов Доклады и сообщения учащихся, выразительное игровое чтение поэтических отрывков, аналитические устные и письменные ответы на вопросы по теме урока
Рефлексия деятельности на уроке Письменный ответ на вопрос: Чем лично вам интересна поэзия Н.А. Некрасова?
Домашнее задание Написать небольшой рассказ-рассуждение о героинях поэмы Н.А. Некрасова “Русские женщины” с точки зрения их подвига.

В помощь учителю

Использованные источники и литература Учебник “Литература 7 класс”, сборники стихотворений Н.А.Некрасова
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить На уроке используется презентация с большим объемом иллюстративного материала, что позволяет ярко и современно применить мультимедиа как наглядно-иллюстративный метод обучения
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Урок является началом изучения творчества Н.А.Некрасова в 7 классе, после которого учащиеся изучают стихотворение “Размышления у парадного подъезда”. В презентации было показано, кому посвятил свое творчество поэт, и легче будет продолжить разговор о том, какие чувства хочет разбудить в читателях Некрасов.