Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины"

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: Восстание декабристов, Некрасов поэма «Русские женщины», Н.А. Некрасов, Потическое завещание, Е.И. Трубецкая


Организационная информация

Тема урока Н.А. Организационная информация Некрасов. Поэма “Русские женщины”. История создания произведения, героини поэмы.
Предмет Литература.
Класс 7
Автор урока (ФИО, должность) Аверина Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы.
Образовательное учреждение Образовательное учреждение: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 47.
Республика/край, город/поселение Красноярский край, город Красноярск.

Методическая информация

Тип урока Комбинированный, в виде ролевой игры
Цели урока Цель:  изучение поэмы Н.А.Некрасова "Русские женщины", построенной на принципах историзма.
Задачи урока 1. Продолжить изучение жизни и творчества Н.А. Некрасова, познакомить учащихся с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов, используя историко-литературный материал

2. Развивать умение размышлять на заданную тему, оценивать поступки героев произведения.

3. Прививать навыки “игрового” выразительного чтения эпизодов поэмы, пробудить чувство уважения к женщине, способной преодолеть самые тяжкие жизненные испытания, а также уважение к труду поэта, увековечившего память о наших соотечественницах. 

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Знания: жизнь и творчество Н.А.Некрасова Умения: размышлять, оценивать поступки героев произведения.

Навыки: “игровое” выразительное чтение эпизодов поэмы, доклады и сообщения учащихся на заданные темы.

Необходимое оборудование и материалы Презентация с материалом о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, компьютер, проекционный экран, СD-проигрыватель.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся Изучение литературного материала в виде ролевой игры
Ход и содержание урока 1. Организационный момент

- Вести урок будут помогать ведущие, “биографы”, “исследователи творчества поэта”, “историки”, а также “актерская группа”.

- Эпиграф к уроку:

“В нашем Отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных”.

Из письма Н.А. Некрасова Л.Н. Толстому

- Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть суть этих слов поэта.

Сообщение темы, цели и задач урока (слайд № 1. Презентация)

2. Словарная работа. (Проверка домашнего задания учащихся).

Поэма, восстание, дворянство (дворянин), декабристы, самодержавие, крепостное право.

3. Слово о Н.А. Некрасове и о его творчестве.

1 ведущий:

Кто служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,-
Только тот себя переживет…

(Слайд № 2: “Н.А.Некрасов (1821 – 1877 гг.”)

Выступление группы “биографов”(слайды № 3, 4, 5: “Биографическая справка”, № 6: “А ты, поэт! избранник неба…”, № 7: “Сборники стихотворений”).

2 ведущий:

Да, поэзия Н.А. Некрасова служила “великим целям века”. В этом источник ее бессмертия, ее неувядающей силы. Вот почему нам, людям другого века, она близка своей верой в Родину и человека, светлым жизнелюбием и мужеством, влюбленностью в русскую природу. Вот почему при каждой встрече мы заново открываем для себя Некрасова, и стихи его будят в нас высокие и добрые помыслы, помогают познать мир и самих себя, делают нас щедрее и отзывчивее на все прекрасное.

Вся любовь и все помыслы поэта принадлежат России, русскому народу, крестьянству, забитому, втоптанному в грязь, но духовно не сломленному.

Выступление группы “исследователей творчества поэта” (слайды № 8: “Я лиру посвятил народу своему…”, № 9: “Унылый, сумрачный бурлак…” *прослушивание стихотворения “Не Волге”, № 10: “Железная дорога”, № 11: “Крестьянские дети”, №12 “В полном разгаре страда деревенская…”, № 13: “Тройка”, № 14: “Мороз, Красный нос”, № 15: “Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила…”).

Чтение наизусть стихотворения “Несжатая полоса”

Беседа:

- Какова крестьянская доля, описанная в стихотворения?

- Каково отношение автора к герою произведения?

1 ведущий:

Мысль о своем духовном родстве с русским народом Н.А. Некрасов с потрясающей силой воплотил в восьмистишии 1848 года.

Выразительное чтение стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом…”

Беседа:

- О чем говорится в стихотворении?

- Какой вам представляется муза поэта? (Женщина- крестьянка, на долю которой выпало немало испытаний).

4. Изучение поэмы “Русские женщины”.

1 ведущий:

Певец Родины, Н.А. Некрасов, был певцом волевых и мужественных характеров, людей борьбы и действия. С особой силой и талантом самоотверженный подвиг женщины был воспет в поэме “Русские женщины”, которая состоит из 2-х частей: “Княгиня Трубецкая” (1872 г.) и “Княгиня Волконская” (1873 г.).

Первоначально поэма была названа “Декабристки”.

2 ведущий:

Героини поэмы – княгини Екатерина Ивановна Трубецкая и Мария Николаевна Волконская – жены декабристов.

Историческая справка – выступление группы “историков”:

1 историк – сообщение о восстании декабристов 1825 года (слайд № 16: “Союз благоденствия”, № 17: “Восстание декабристов”, № 18: “Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…” - портреты и имена декабристов)

2 историк – рассказ о судьбе жен декабристов (слайд № 19: “А.С. Пушкин читает М.Н. Волконской “Послание в Сибирь”)

Звучит “Песенка кавалергарда” (из к/ф “Звезда пленительного счастья”)

“Исследователи творчества поэта” - история создания поэмы “Русские женщины” (слайд № 20: “Пел о красавицах чудных…”)

Слово учителя о героинях поэмы “Русские женщины” (слайд № 21: Екатерина Ивановна Трубецкая)

В первой части поэмы поэт воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющей взгляды своего мужа – декабриста Сергея Петровича Трубецкого, и которая, преодолевая множество трудностей: сопротивление родителей, препятствия, чинимые властями, в конце концов, добивается у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь.

Ее примеру последовали многие, некоторые ехали даже не за мужьями, а за женихами.

Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вслед за мужем.

Инсценировка диалога “Трубецкая у губернатора” - “актерская группа”

Беседа:

- Как вы оцениваете поступки героев диалога?

- Какие аргументы выдвигал губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться?

- Что свидетельствует о том, что решение Трубецкой – не временный порыв, а результат твердого, осмысленного убеждения в своей правоте?

- Что заставило губернатора уступить княгине?

- Каково, по-вашему, отношение автора к героине 1-ой части поэмы?

Слово учителя: (слайд № 22: Мария Николаевна Волконская)

Работая над 2-й частью поэмы “Русские женщины”, Н.А. Некрасов узнал, что у его давнего знакомого М.С. Волконского, сына сосланного декабриста, хранятся записки его матери М.Н. Волконской. Поэт попросил разрешения ознакомиться с ними. Сначала Волконский наотрез отказался и только после настойчивых просьб согласился прочитать их Некрасову. По словам Волконского, слушая их, Николай Алексеевич по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: “Довольно, не могу, - бежал к камину, садился к нему и, схватившись руками за голову, плакал, как ребенок”.

(Чтение отрывков из статьи Н. Уминовой “Эта женщина должна быть бессмертна в русской истории”).

Духовный рост героини 2-ой части поэмы приводит ее к сближению с народом. Именно к нему обращает она слова глубокой благодарности и любви, выразившие и чувства самого поэта.

(Cлайд № 23: “Нет, я не жалкая раба…”)

Инсценировка монолога М.Н. Волконской “Спасибо вам, русские люди…” - “актерская группа”.

Беседа:

- Что вы можете сказать о героине 2-й части поэмы?

- Как вы думаете, почему поэт плакал, когда читал записки жены декабриста?

Обобщающая беседа.

- Как доказать, что произведение действительно является поэмой?

- Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская. Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав все-таки поэму “Русские женщины”? Аргументируйте свой ответ.

- Поэма имела исключительный успех у читателей. Как вспоминает сам поэт: “Литературные критики “ругают”, а публика читает и раскупает”. Как вы думаете, почему произведение имело такой успех?

- Прошло около 2-х столетий с тех исторических событий 1825-1826 гг. Как вы сегодня воспринимаете подвиг декабристов и их жен?

- Муза Некрасова – это женщина-крестьянка, почему же поэт создает поэму о дворянках (дамах из высшего света)?

- Вспомните слова эпиграфа к уроку. Чему учит поэзия Н.А. Некрасова?

5. Итог урока.

1 ведущий:

Поэзия Н.А. Некрасова учит нас чувствовать красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого является умение понять другого человека, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. В редкой поэтической отзывчивости на чужую радость и чужую боль Некрасов и по сию пору – исключительный и неповторимый поэт.

Слайд “Поэтическое завещание Николая Алексеевича Некрасова”

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ!

Проверка и оценивание ЗУНов Доклады и сообщения учащихся, выразительное игровое чтение поэтических отрывков, аналитические устные и письменные ответы на вопросы по теме урока
Рефлексия деятельности на уроке Письменный ответ на вопрос: Чем лично вам интересна поэзия Н.А. Некрасова?
Домашнее задание Написать небольшой рассказ-рассуждение о героинях поэмы Н.А. Некрасова “Русские женщины” с точки зрения их подвига.

В помощь учителю

Использованные источники и литература Учебник “Литература 7 класс”, сборники стихотворений Н.А.Некрасова
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить На уроке используется презентация с большим объемом иллюстративного материала, что позволяет ярко и современно применить мультимедиа как наглядно-иллюстративный метод обучения
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Урок является началом изучения творчества Н.А.Некрасова в 7 классе, после которого учащиеся изучают стихотворение “Размышления у парадного подъезда”. В презентации было показано, кому посвятил свое творчество поэт, и легче будет продолжить разговор о том, какие чувства хочет разбудить в читателях Некрасов.