Литература
-
"Музы Сергея Есенина". Литература в 11-м классе 2008
Вступление учителя о любви Есенина к Родине, к матери. Основная часть урока - о музах Сергея Есенина: Лидии Кашиной («Зелёная причёска»), Айседоре Дункан (цикл «Москва кабацкая»), Августе Миклашевской («Заметался пожар голубой»), Шаганэ Тальян («Шаганэ ты моя, Шаганэ!»), Галине Бениславской («Собаке Качалова»). Анализ стихотворений, посвящённых им.
-
"Музыка в жизни и творчестве И.С. Тургенева". Интегрированный урок литературы и музыки 2009
В предлагаемой разработке урока «Тургенев и музыка», проведенного учителями литературы и музыки совместно, отрывки художественных произведений писателя чередовались с музыкальными произведениями, которые упоминались в текстах. В системе изучения творчества писателя интегрированный урок был итоговым по литературной теме.
-
Муза естественных наук
2018
Цель урока: показать гармонию и единство мира науки и искусства, силу и многозначность слова, доказать это на конкретных примерах с помощью интеграции астрономии, химии и литературы.
-
Музейная экспозиция, посвященная поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2013
Урок литературы обозначает основной конфликт поэмы М.Ю. Лермонтова; определяет роль художественной детали в характеристике личности героев и оценке эпохи. Результат работы на уроке – схема возможной музейной экспозиции, посвященной произведению, которая позволит учащимся увидеть художественную и историческую ценность поэмы, а также создание словаря эпохи правления Ивана Грозного.
-
Музейный урок литературы "Отражение истории Ставрополького края в ромне А.Губина "Молоко волчицы" 2011
Урок с использованием экспозиции школьного музея помогает вызвать интерес учащихся к творчеству ставропольского писателя А.Губина, научить их собирать и анализировать информацию музейных экспозиций, соотносить ее с прочитанным текстом романа.
-
Музейный урок по рассказу А.П. Чехова "Свидание хотя и состоялось, но…" (в рамках общешкольного проекта "В гости к А.П. Чехову") 2010
Вступление знакомит читателей с предысторией подготовки музейного урока. Описание урока содержит традиционную формулировку темы, целей, задач урока, предлагает вниманию читателей конспект проведенного в музее урока. Заключение отмечает выигрышные достоинства подобной формы урока по сравнению с традиционным.
-
Музейный урок по теме "Юмористические рассказы А.П. Чехова" 2010
Вступление знакомит читателей с предысторией подготовки музейного урока, его авторами и участниками. Описание урока содержит традиционную формулировку темы, целей, задач урока, предлагает вниманию читателей конспект проведенного в музее урока. Выводы указывают на преимущества новой формы урока.
-
Музейный урок: «Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество». 10-й класс 2025
Цель урока: знать биографию писателя; знать аспекты творчества; уметь работать с текстами разных стилей и жанров.
-
Музы Н.А. Некрасова. Системы счисления и кодирование информации 2013
На уроке у учащихся расширяется представление о творчестве Н.А. екрасова. Ребята знакомятся со стихотворениями Некрасова о любви. Узнают, кому поэт посвящал стихотворения о любви.
-
Музыка и литература. Музыкальные басни 2011
Урок призван познакомить учащихся с жанром басни, где музыка является главным действующим лицом; дать понятие «квартет», «ноктюрн», подчеркнуть взаимосвязь музыки и литературы, обратить внимание учащихся на то, что оба искусства рождены жизнью.
-
Музыка стиха 2012
Цель урока – создание целостной картины мира через анализ поэтического текста, восприятие музыки и живописи. У учащихся развиваются навыки сопоставительного анализа произведений разных жанров. Формируется активная читательская позиция, самостоятельность и творческий потенциал учащихся.
-
Музыка, стихи, загадки, пословицы о животных
2024
Цели и задачи урока: развивать у обучающихся интерес к миру природы и музыки; пополнять знания обучающихся о животном мире из стихотворений, загадок, пословиц, научных статей; воспитывать экологическую и эстетическую культуру.
-
Музыкальная тема на страницах романа И.А. Гончарова "Обломов" 2012
Особую роль в романе И.А. Гончарова играет музыка. Обломов влюбляется в Ольгу, слушая ее пение, необыкновенно вдохновенное и прекрасное. Любовь к музыке – вот то общее начало, которое заставило зародиться чувству, сблизило ненадолго этих совсем непохожих людей. Материалы урока помогут учащимся глубже заглянуть во внутренний мир главных героев романа, почувствовать значимость музыкальности героев как одного из способов семантической детализации сюжета.
-
Музыкально-литературная композиция "Россия, Россия, горжусь я тобой!" 2007
Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства.
-
Музыкально-поэтическая композиция "Жди меня…" 2008
Данная разработка может быть использована в полном объеме как театрализованное представление для внеклассной работы по литературе или фрагментарно – как часть урока. Музыкально-поэтическая композиция "Жди меня..." составлена на основе произведений советских поэтов: Б.Окуджавы, И.Уткина, А.Недогонова, В.Высоцкого, Н.Рыленкова, П.Шубина и К.Симонова. Основной целью данной разработки является нравственное и патриотическое воспитание, формирование у учащихся чувства гордости за свою страну, за ее историю, уважения к своему народу, к его победам и достижениям.
-
Музыкально-поэтическая композиция "Земля моя – леса, поля и реки, страна моя, ты вся болишь во мне" 2010
Одна из целей экологического образования – помочь человеку через духовное начало осознать свое место в мироздании. "Чувства добрые" совестливости, сострадания, покаяния и разумного созидания помогут ему быть в гармонии с самим собой и природой. А такой человек никогда не уничтожит свой дом, в котором он живет, – Землю.
-
Музыкально-поэтический вечер "Эпоха петь нас подбивала…" По мотивам военных стихов и песен Б.Окуджавы и В.Высоцкого 2008
Представленная работа построена из рассказов о военной теме в творчестве двух поэтов-бардов разных эпох – Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого. Материал был подготовлен учителем с использованием стихотворных текстов, музыкального сопровождения, слайд-шоу. Музыкально-поэтическая композиция рассчитана на школьников 7–11-х классов.
-
Музыкально-цветовая ассоциация на произведение М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2010
Цель урока: раскрыть значение человеческих судеб на фоне государственной власти; показать через межпредметные связи особенности жанра песни; развивать логическое и образное мышление в их синтезе.
-
Музыкально–литературная композиция "Экология и война" 2009
Вывод какой должны сделать учащиеся: мы живем в мире, где постоянно происходят военные конфликты, где жизнь и смерть находятся параллельно. Позиция "я - в стороне" приводит к разрушению не только окружающего, но и самого человека, с молчаливого согласия такого человека и начинается война.
-
Музыкальное начало и одаренности Б.Л. Пастернака, изучаемые на уроках литературы 2011
В статье рассказывается о роли музыки в жизни и творчестве Б.Л. Пастернака.
-
Музыкальный урок–концерт "Что за прелесть эти сказки!" 2009
Это мероприятие можно проводить во время школьной предметной декады, по завершении темы полугодия или года, уроком-концертом для родителей.
-
Мультимедийное слайд-шоу на уроке внеклассного чтения в 5-м классе по книгам Успенского Э.Н. "Командировка в Простоквашино" 2006
Открытый урок по литературе в 5-м классе с использованием мультимедийного слайд-шоу. Компьютер уже сам по себе настраивает учащихся на то, что сейчас начнется что-то интересное, необычное. Урок действительно необычен: мы отправляемся в командировку. Цель данного урока познакомить учащихся с творчеством Э.Н. Успенского; научить их анализировать прозаический текст, активизировать внимание, память, мышление и речь учащихся; продолжить формирование навыков, умений по литературе: работать с книгой, собирать и систематизировать материал для выступления, использовать воспитательные возможности материала урока для повышения интереса к учебному предмету.
-
Мультимедийное сопровождение уроков литературы в 11-м классе (флэш-презентации). Разработка интегрированного урока "Африка в поэзии Н.Гумилева" 2009
Цели данного урока: изучение творчества Николая Гумилева; формирование образа поэта-путешественника, поэта-исследователя; открытие новых граней поэзии Гумилева; открытие Африки через поэзию Николая Гумилева.
-
Мультимедийный проект по литературе: "Образ Вечной Женственности в поэтическом мире А.Блока" 2007
Цели проекта: постижение многогранного и многоцветного поэтического мира стихотворений А. Блока; создание речевого художественного видеообраза стихотворений; овладение приемами обработки информации; совершенствование навыков компьютерного дизайна.
-
Мультимедийный творческий проект на уроках литературы в условиях цифровизации образовательного процесса
2019
Представлен алгоритм работы по организации выполнения МТП литературоведческого характера.
-
Мультимедийный урок – занятие "Введение в предмет «Журналистика»" 2008
Данный урок, построенный в форме телепередачи, дает представление в целом о профессии журналиста. Сценарий занятия создан по мотивам произведений Л.Филатова "Что это такое? Интервью простое!" и "Про Федота-стрельца, удалого молодца".
-
Мультимедийный урок "Акмеизм и акмеисты". 11-й класс 2011
Урок построен в форме беседы, чтения и анализа стихотворений и сопоставления их с полотнами художников. Он сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации. Результативность урока повышается за счет выбора эффективных методов и приемов, подбора материала, направленного на активизацию творческой деятельности учащихся.
-
Мультимедийный урок в 11-м классе "Пророк несбывшегося рая" (творчество Сергея Есенина в свете философско-эстетических исканий эпохи). 2009
Изучение творчества С.Есенина в школе нуждается в тщательно взвешенном отборе и преподнесении текстов для анализа. Долгое время существовал устоявшийся в массовом сознании стереотип восприятия С.Есенина только как "деревенского Леля", "тонкого русского лирика", душа которого вскормлена красотой родной края, народными песнями. Открыть учащимся глубину философско-эстетических исканий поэта, связанных с проблемами начала века, мы попробовали в предложенном уроке.
-
Мультимедийный урок литературы в 5-м классе по теме: "В мире сказок" 2006
Данный урок проводится после изучения сказок, это обобщающий урок. Дети имеют представление о том, что такое фольклор, его жанры; в чём разница между народной и литературной сказкой. Ребята с большим удовольствием рисовали иллюстрации к прочитанным сказкам, сами сочиняли сказки. Итогом нашей работы был опрос. Данный вид работы вызвал огромный интерес у детишек. Для некоторых было открытием, что их родители, бабушки и дедушки с удовольствием читают сказки и сейчас.
-
Мультимедийный урок литературы в 7-м классе "Цветы чужого сада" (японская лирическая миниатюра в русской поэзии) 2008
Цель представленного урока – постараться понять, почему европейцев всегда привлекала японская культура, философия и найти главные отличительные черты японской поэзии от русской. Выбранная система вопросов и заданий постепенно и ненавязчиво подводит учеников к логичным выводам. В ходе урока использованы переводы и произведения русских поэтов.