Цели:
- раскрыть перед обучающимися гениальное мастерство Гоголя в области словесной живописи, его безграничную любовь к родной природе;
- закрепить умения обучающихся в анализе поэтических картин природы;
- выявить элементы устного народного творчества “Майской ночи”;
- обогатить словарный запас обучающихся;
- развивать культуру устной и письменной речи.
- воспитывать интерес к художественному слову, к творчеству Н.В. Гоголя.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Репродукция картины А. Куинджи “Ночь на Днепре”.
Словарная работа: грёзы, ландшафт, риторический вопрос, олицетворение, эпитет, гипербола, восклицание, очарование, божественный, благочестивый.
Тип урока: урок-анализ поэтических средств изобразительности в картине украинской ночи.
Ход урока
I.
1. Сообщение темы, цели урока.
Все, что может природа иметь прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все что народ может иметь оригинального, типического – все это радужными цветами блестит в поэтических грезах Гоголя
В.Г. Белинский
2. Работа с эпиграфом к уроку. В.Г. Белинский называл “Вечера…”
“Поэтическими грёзами” господина Гоголя.
Согласны ли вы со словами В.Г. Белинского? Как понимаете смысл эпиграфа? Смысловой анализ поэтических средств изобразительности в картине украинской ночи даст возможность ответить на поставленные вопросы.
Толкование слова “греза” записывается в тетради (греза – мечта, призрачное видение, сон).
II. Проверка домашнего задания.
1. Выделить части текста “Украинская ночь” (3 части).
Учащиеся выделяют 3 части в тексте.
Учитель (или учащийся) зачитывает I часть текста (до слов: “недвижно, вдохновенно стали леса…”), и класс устанавливает, что здесь автор набрасывает лишь общую картину ночи, избегая какой-либо детализации. Ведущим образом здесь является образ чего-то “необъятного”, раздающегося и раздвигающегося “еще необъятнее”. Но в этом “необъятном” все же бросаются в глаза бегло данные потом штрихи, во-первых, ярко выраженной жизни “горит и дышит он” - небесный свод, и во-вторых “благоухания”.
Это сочетания “необъятного” с полнотой жизни и ароматом благоухания и вызывает у автора, восторженный возглас: “Божественная ночь! Очаровательная ночь!”
2. Как вы понимаете значение слов “божественный”, “очаровательный”? (Обращение к “Словарю русского языка” С.И.Ожегова). Запись в тетради.
Вывод: то, что дано в первой части текста “Украинской ночи”, получает свою конкретизацию в дальнейшем описании ночи.
Во второй части (от слов: “Недвижно, вдохновенно стали леса…” до повторяющегося возгласа “Божественная ночь! Очаровательная ночь!”), художник акцентирует определенные черты, какими характеризуется украинская ночь. (Отрывок зачитывается).
Это ее тишина и покой. “Недвижно… стали леса”, “тихи и покойны пруды”, “чащи черемух, … изредка лепечут листьями”, как бы боясь нарушить торжественную тишину ночи. (Дается толкование слова “ландшафт”. Запись в тетради).
Создается ландшафт, навевающий впечатление всеобщей дремоты и сна в природе или, по меньшей мере, полной успокоенности, согреваемый дыханием неба.
Отсюда понятна и реакция автора на созерцаемую им картину ночи: он погружается в мир “серебряных видений” и, упоенный всем окружающим, вновь восклицает: “Божественная ночь! Очаровательная ночь!” Однако здесь авторский рефрен звучит по-иному: в нем не столько восторга и восхищения “необъятностью” картины, сколько очарования и упоения гармонией тишины, царящей в природе. (Толкование слова “рефрен”). Запись в тетради.
(Поэтому при чтении текста рефрен, заключающий вторую часть, должен прозвучать с иным оттенком, чем в конце первой части).
Чтение 3 части.
1. С какой картиной встречаемся в 3 части?
С иной картиной встречаемся в 3 части. Мир, покой и тишину здесь сменяет движение в природе: оживают леса, пруды; все вокруг наполняется громом соловья, к его пению прислушивается даже месяц… “Как очарованное, дремлет на возвышении село”. Однако это оживление оказывается коротким: тишина и покой вновь разливаются в природе, умолкают песни, и “благочестивые люди уже спят… Все тихо”. Так заканчивает Гоголь свою картину очаровательной украинской ночи. (Толкование слова “благочестивый”). Запись в тетради.
III.
1. В чем заключена основная идейная тональность картины украинской ночи? В очаровании поэта мирной красотой ночи, данной в сочетании с ее ширью и “необъятностью”. Для выражения такого именно восприятия украинской ночи гениальный художник нашел и соответствующие средства поэтического языка.
Творческая работа. Заполнение таблицы (приложение 1).
Для усиления образно-выразительной функции речи автор использует риторический вопрос и восклицание.
2. С чего он начинает зарисовку ночи? (С риторического вопроса: “Знаете ли вы украинскую ночь?” и тотчас же восклицает: “О, вы не знаете украинской ночи!”).
Словарная работа: риторический вопрос, олицетворение, эпитет, гипербола, восклицание.
3. С какой целью автор начинает зарисовку ночи риторическим вопросом? (Таким приемом он сразу мобилизует внимание читателя и создает у него своеобразную настороженность – готовность услышать от автора о чем-то исключительном, из ряда вон выходящем, уже наполнившем душу поэта непреодолимым желанием излиться, высказаться…) (Приложение 3)
4. Что же взволновало поэта?
(“Необъятный небесный свод”, представляющийся ему живым, “горящим” и “дышащим” и все более разрастающимся).
5. Какое поэтическое средство изобразительности использует автор? Для чего? (Олицетворение. Оно вносит в картину ночи впечатление полноты жизни. Гипербола. Гиперболичность изображения (“необъятный свод… раздался еще необъятнее) усиливает это впечатление неизмеримостью масштабов небесного свода. Рядом с этим мы слышим от поэта об “океане благоуханий”, разлитых вокруг.
Эта новая гипербола выполняет ту же функцию. Она создает представление о чем-то захватывающем, целиком покоряющем человеческую душу…
Вывод: так мог писать, конечно, только романтик, для которого гораздо важнее найти словесные краски для передачи читателю своих реакций на созерцаемые красоты природы, чем быть точным в воспроизведении объекта изображения.
6. Найти поэтические средства изобразительности во 2 части картины украинской ночи. Пересказ 2 части (индивидуальное задание).
(Приемы олицетворения, как главному и ведущему в изображении украинской ночи, автор не изменяет и во второй части картины. Земная природа теперь у него притаилась: “Чащи черемух и черешен… лепечут листьями”, словно опасаясь внести разлад в царящий покой; “ветрение, подкравшись, мгновенно целует их” (листья черемух), усиливая, таким образом, впечатление полной гармонии, разлитой в природе. Мягкий, ласковый характер движения в природе вызывает соответствующее настроение и в душе поэта: не хаос мыслей и чувствований рождается в создании поэта, а толпы стройно возникающих “серебряных видений”.
7. Какой эпитет употребляет автор?
Используя эпитет “серебряные видения” Н. Гоголь оттеняет светлый, радостный характер созерцания.
Чтение 3 части.
8. Что внесено в картину ночи? (Мотив движения. Краски меняются).
В центре внимания поэта и читателя всепокоряющая песнь соловья, громом рассыпающаяся по всему “небесному своду”, пробуждающая все живое и заставляющая заслушаться даже месяц. Пением соловья заслушивается и сам поэт, окончательно побежденный красотой ночи, сочетающей в себе ласковые зрительные впечатления со звуковыми - с мелодией песни соловья.
9. Чему передается очарование поэта?
(Очарование поэта передается и неодушевленным силам природы - месяцу, толпящимся ослепительно белым хатам).
10. Какой художественный прием использует автор?
Прием олицетворения, как видим и здесь считается ведущим: все живет, завороженное обаянием ночи. Но вот все смолкает, поэт скупо, лаконично возвещает о торжестве тишины, навевающей душевный мир и покой.
Вывод: в этом покое и заключена сила очарования “божественной” украинской ночи.
11. Что связывает “Майскую ночь” с устным народным творчеством. (Употребления эпитетов, метафор, гипербол, восклицаний, олицетворений).
IV. Обобщение.
(Учитель проверяет, в какой мере учащиеся поняли роль поэтических средств изобразительности в тексте).
- Какова роль восклицаний, риторических вопросов, приемов олицетворения, гипербол использованных автором в обрисовке украинской ночи? Риторические восклицания, служат для выразительности речи, усиливают эмоциональность. Олицетворения создают в тексте образ природы. Гиперболы придают речи художественную выразительность.
- Работа над репродукцией картины А. Куинджи “Ночь на Днепре”. (Приложение 2, Приложение 4).
- Что связывает “Майскую ночь” с устным народным творчеством? (Употребление эпитетов, метафор, гипербол, восклицаний, олицетворений).
V. Д/з. Подготовить устный близкий к тексту пересказ “Майской ночи” с внесением в него тех средств поэтического языка, которые использованы художником для передачи гармонии, царящей в природе. (Дать образец пересказа учащимся).
Литература
- Н.В. Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки”. “Майская ночь”.
- Русская литература XVIII – XIX веков: Справочные материалы. – М., 1995.
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М., 1988.
- Развитие речи. Выразительные средства художественной речи.
- Г.С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н.А. Максимчук, О.С
Рыбикова, - М.
“Русское слово”, 2005. - Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей. Москва. Терра – книжный клуб. Издательство “Республика”, 1998.
- Н.А Ионина. Сто великих картин. Москва, “Вече”, 2003г.