Цель: Расширить знания учащихся о жизни и творчестве поэтов пушкинской поры.
Оборудование урока: портреты поэтов, фотовыставка «Памятные места».
Форма урока: устный журнал.
Ход урока
Вступление учителя.
Вчерашний день, минувший год
Не умирают в человеке.
Прошедший век – он в нашем веке
Ещё звенит, ещё поёт.
Время, когда жил и творил А.С. Пушкин – сложное время. Это время ещё устойчивого крепостничества, это время отечественной войны 1812г., время зарождения тайных политических обществ, время разгрома декабрьского восстания 1825г. Это время страшной реакции Николаевской России. Но это было и время рождения новой русской литературы, и главная роль в этом процессе принадлежала А. С. Пушкину.
В постановке и решении важнейших проблем в литературе Пушкин не был одинок. Наряду с ним и вокруг него действовала целая плеяда замечательных поэтов: Батюшков, Кюхельбекер, Рылеев, Языков, Вяземский, Дельвиг, Баратынский и другие. Каждый из них внёс свой вклад в общее дело подъёма и обновления русской литературы.
Ученик читает стихотворение Л. Озерова «Далёкий отсвет пушкинской плеяды…»
Далёкий отсвет пушкинской плеяды…
Нам вряд ли увидать другой такой.
Не своды, не колонны, не аркады,
А правда чувств в строке и за строкой.
И между строк просветы и пробелы
Как между звёзд, как в сонмище планет,
Откуда говорят со мной поэты
Не отошедших, а грядущих лет.
Открываем наш устный журнал «Поэты пушкинской поры».
1 страница. КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ БАТЮШКОВ.
В сознании наших современников имя Батюшкова возникает всегда рядом с именем А.С. Пушкина. Батюшков был в числе поэтов старшего поколения, кто подготовил явление Пушкина, кто был одним из первых непосредственных его учителей. Батюшков одним из первых сумел предугадать гениальность поэтического дара Пушкина.
Родился К. Н. Батюшков 18 мая 1787 года в дворянской семье. Воспитывался в Петербурге, в частных пансионах, где хорошо изучил иностранные языки, основательно познакомился с литературой и сам начал писать стихи.
Инсценирование эпизода. ( Случай, произошедший на службе с девятнадцатилетним Батюшковым при составлении сметы в Московский университет).
«Послание к стихам моим» - первое стихотворение Батюшкова, напечатанное в журнале «Новости русской литературы». (Чтение стихотворения или отрывка из этого стихотворения).
По воспоминаниям современников, облик Батюшкова точно отвечал представлениям людей начала 19в. о том, каким должен быть поэт. Бледное лицо, голубые глаза, задумчивый взгляд. Он читал стихи негромким, мягким голосом, в глазах его светилось вдохновение.
Ещё в начальную пору своего творчества Батюшков прославился как певец дружбы, веселья и любви. Его поэзия была овеяна духом земной радости светлых надежд. (Чтение стихотворения «Весёлый час»). В молодости Батюшков был глубоко увлечён Анной Фурман, девушкой- сиротой, воспитывавшейся в доме президента Академии художеств Оленина. Эта увлечённость принесла ему боль. Однако в стихах, отразивших неразделённую любовь, поэт славит и возлюбленную, и с упоением рисует внешний мир, в котором надеется обрести своё счастье. Стихотворение «Таврида» навеяно воспоминаниями об Анне Фурман. (Чтение стихотворения «Таврида»).
Стихотворение «Мой гений» «по чувству, по гармонии, по искусству стихосложения, по роскоши воображения» Пушкин назвал «лучшей элегией Батюшкова». (Чтение стиха).
Батюшков не стремился к военной карьере. Он ненавидел войну и в стихах воспевал мирную жизнь. Войну же считал злом и бедствием для народов. Но в 1807г., когда шла война с Наполеоном и возникла необходимость встать на защиту границ Отечества, Батюшков сделал это без колебаний.
В Пруссии в одном из сражений Батюшков был тяжело ранен и эвакуирован в Ригу на излечение. Раненый поэт находился в доме рижского купца Мюгеля и был окружён здесь теплотой и заботой. Батюшков был влюблён в дочь Мюгеля Эмилию. Стихотворение «Выздоровление» вдохновлено любовью Батюшкова к Эмили. (Чтение стиха).
В1810 г. Батюшков вышел в отставку. А когда вспыхнула Отечественная война 1812г., Батюшков из-за болезни (у него была лихорадка) не мог принять участие в ней. Но ему довелось увидеть сожжённую и оставленную Наполеоном Москву. Это его потрясло. О своих впечатлениях он пишет в послании «К Дашкову». Это стихотворение – одно из сильнейших поэтических произведений Отечественной войны 1812 года. (Чтение отрывка из стихотворения).
Зимой 1813г. Батюшков всё же добился, чтобы его зачислили в армию. Он принимал участие в крупнейших заграничных сражениях. Был награждён орденом святой Анны II степени, с армией дошёл до Парижа, стал свидетелем его капитуляции и отъезда Наполеона на остров Эльбу. Через два месяца Батюшков выехал в Россию. В это время поэт переживает большой творческий подъём: за 1 год он пишет 12 стихотворений и 8 произведений в прозе.
Послевоенного Батюшкова трудно охарактеризовать лучше, чем сделал это Жуковский:
С ним дружен бог войны, с ним дружен Апполон.
По дарованию достоин славы он.
Певец любви, отважный воин.
По сердцу – счастия достоин.
Но судьба Батюшкова складывалась крайне печально. Он заболел, здоровье его год от года ухудшалось. В1821г. он написал последние стихи. В 1822г. его постигла тяжёлая душевная болезнь. Четыре года он находился в больнице для душевнобольных, а затем его перевезли к родственникам в Вологду, где он прожил ещё почти 30 лет и умер от тифа 7 июля 1855года.
Творчество Батюшкова многожанрово. Но неизменно во всех жанрах одно – музыка стиха, пленяющая душу читателя. Определённость и ясность - вот главные свойства его поэзии.
Восторженно отзывался о стихах Батюшкова А.С. Пушкин: «Прелесть! Прелесть и совершенство – какая гармония! Что за чудотворец этот Батюшков».
Высокую оценку творчеству Батюшкова дал Белинский: «Батюшкову немного недоставало, чтобы он мог переступить черту, разделяющую талант от гениальности».
Батюшков во многом способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением.
К.Н. Батюшкову посвятил стихи Осип Мандельштам.
Словно гуляка с волшебною тростью,
Батюшков нежный со мною живёт,
Он тополями шагает в замостье,
Нюхает розу и Дафну поёт.
Ни на минуту не веря в разлуку,
Кажется, я поклонился ему,
В светлой перчатке холодную руку
Я с лихорадочной завистью жму.Он усмехнулся. Я молвил: «Спасибо»,-
И не нашёл от смущения слов:
Ни у кого – этих звуков изгибы…
И никогда – этот говор волов!
Наше мученье и наше богатство
Смело с собой он принёс -
Шум стихотворства и колокол братства,
И гармонический проливень слёз.
Батюшков во многом опередил свою эпоху, своё время. Стихи его удивительно созвучны переживаниям человека нашего времени. Россия свято чтит память поэта. В Вологде, на родине Батюшкова, установлен памятник поэту с надписью: «Батюшкову от благодарных потомков».
2 страница. АНТОН АНТОНОВИЧ ДЕЛЬВИГ.
Д. Самойлов. Стихи о Дельвиге.
Дельвиг… Лень…Младая дева… Утро… Слабая метель…
Выплывает из напева детской ёлки канитель.
И к чему на самом деле нам тревожить дух времён!
Белокурые метели… Дельвиг… Дева… Сладкий сон… …
Нет – нет, не зря хранится идеал, принадлежащий поколенью!..
О Дельвиг, ты достиг такого ленью, чего трудом не каждый достигал!
Мемуары, письма, стихотворения донесли до нас облик Дельвига - ленивца, сонливого и беспечного. Пушкин в дружеском стихотворении «Пирующие студенты» писал:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.
Однако леность Дельвига – особенная. Это не леность ума или воображения, а черта характера, граничащая с удивительной сосредоточенностью, с исключительной погружённостью в размышления над самым заветным и дорогим.
Родился Антон Дельвиг 6 августа 1798 года в Москве. Он происходил по отцу из старинного, но обедневшего рода прибалтийских баронов.
Учился Дельвиг сначала в частном пансионе, а затем в Царско - Сельском лицее, где ближайшим товарищем его был А. С. Пушкин.
Дельвиг был очень начитан в русской литературе, рано проявил свои поэтические способности и с юных лет выбрал для себя путь литературной деятельности. Хотя он по окончании учёбы и служил в разных министерствах, но служба была для него всегда не главным и, по существу, посторонним делом.
Ещё в лицее Дельвиг усвоил гуманное представление о смысле жизни и высокое понятие о предназначении человека. Для него было очевидным, что жизнь должна быть весёлой и творческой, счастливой и простой. Между людьми не должно быть никаких других чувств, кроме дружбы и любви. (Чтение стихов «К друзьям», «Застольная песня»).
Но в жизни Дельвиг видел и несправедливость, и коварство, и ложь, и разобщённость между людьми. Поэзия Дельвига запечатлела мир страданий простых людей в песнях. Содержание этих песен всегда грустное. В них русский человек жалуется на судьбу. (Чтение стихотворения «Русская песня» или прослушивание музыкального произведения).
Хотя Дельвиг находился в тесном общении с людьми передовых убеждений, он был далёк от вопросов общественно-политической борьбы своего времени и после восстания декабристов он замкнулся в кругу чисто литературных интересов. Наибольшего творческого успеха поэт достиг в жанре элегии, романса, «русской песни», многие из которых положены на музыку. (Чтение стихотворения «Романс» или прослушивание музыкального произведения).
С легендарной ленью поэта никак не вяжется и его кипучая деятельность по изданию альманахов «Северные цветы» и «Подснежник», «Литературной газеты», служившей издательским органом писателей пушкинской группы.
Дельвиг не смог избежать столкновений с правительством. Враги «Литературной газеты» писали на него доносы в цензуру и в полицию. Ему пришлось выдержать оскорбительное для него объяснение с начальником полиции Бенкендорфом, угрожавшим ему и Пушкину ссылкой в Сибирь. Газету закрыли. Эти события сильно подействовали на Дельвига и, как полагали некоторые современники, сыграли роковую роль в его скоропостижной смерти, наступившей 14 декабря 1831 года. Тяжело переживал эту смерть Пушкин. «Никто на свете не был мне ближе Дельвига, - писал он.– Изо всех связей детства он один остался на виду - около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели».
Дельвигу по праву принадлежит почётное место среди звёзд пушкинской плеяды. Он, разрабатывая жанр романса, элегии, сонета, внёс свой вклад в развитие национальной литературы. Некоторые его произведения положены композиторами Глинкой и Алябьевым на музыку и исполняются до сих пор. Всё творчество Дельвига окрашено душевностью, настоящим культом дружбы и светлым жизнелюбием.
3 страница. ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ.
Имя этого поэта принадлежит к числу почётных имён нашей литературы и занимает одно из первых мест в пушкинской плеяде поэтов. «Читая стихи Баратынского, не можешь отказать ему в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно жил, как не всем дано жить»,- писал о Баратынском Белинский.
Е. А. Баратынский родился 19 февраля 1800 года в Тамбовской губернии, в дворянской семье. В 5 лет мальчик выучился русской грамоте, а в 6 лет хорошо говорил по-французски и по-итальянски. Позже продолжил обучение в Петербурге сначала в частном пансионе, а затем в Пажеском корпусе. Он долго не мог привыкнуть к петербургской жизни. В корпусе у него не было товарищей, которые бы любили литературу. Сам он много читал, рано начал писать стихи. Преподавание в корпусе носило поверхностный и беспорядочный характер, мало внимания уделялось на нравственное воспитание.
Попав под дурное влияние, Баратынский в 1816г. совершил тяжкий проступок – принял участие в краже. Дело дошло до царя. За «негодное поведение» Баратынский был исключён из корпуса без права поступления на какую-либо службу, кроме как рядовым в армию. Это была катастрофа. Три года Баратынский провёл без дела, живя надеждой на прощение. И только в 1818г. он вступил в военную службу рядовым.
В это время судьба свела Баратынского с Дельвигом, который морально поддержал его, познакомил с Пушкиным, ввёл в писательские кружки. Баратынский был очень признателен Дельвигу за это. Свои искренние чувства он отразил в стихотворении «Дельвигу». (Чтение).
Скоро стихи Баратынского появляются в печати. Через два года он был произведён в унтер-офицеры и продолжил службу в Финляндии. Годы, проведённые в Финляндии, были для Баратынского творчески весьма плодотворными. Писательская известность его росла. Восторгаясь стихами Баратынского, Пушкин писал: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Гармония его стихов должна поразить каждого». Стихи Баратынского очень мелодичны. Читаешь их – как будто музыку слушаешь. (Чтение стихотворения «Весна»).
Через пять лет в 1825г. Баратынский вышел в отставку и поселился в Москве. Здесь он женился на дочери генерал-майора Энгельгардта Анастасии Львовне. Ей он посвятил стихи, полные чувства любви и нежности. (Чтение стихов «Поцелуй», «О, верь: ты, нежная…»).
А стихотворение «Когда, дитя, и страсти и сомненья…» тоже посвящено жене Анастасии Львовне, но написано оно после 18 лет супружества. (Чтение стихотворения).
По-настоящему новый и самостоятельный путь Баратынский нашёл в 30-е годы в философской лирике. «Осень» - одна из наиболее известных философских элегий Баратынского, в которой отразились раздумья поэта о жизни. (Чтение стихотворения).
К концу 30-х годов углубляются пессимистические настроения Баратынского, вызванные разгромом декабристов, усилением правительственной реакции, гибелью Пушкина.
Осенью 1843г. Баратынский с семьёй отправляется в путешествие за границу. Незадолго до путешествия Баратынский написал стихотворение о подмосковном имении Мураново, где он жил последние годы до путешествия. (Чтение стихотворения «Есть милая страна»).
Во время путешествия Баратынский жил в Германии, Франции, а затем отправился в Италию, в Неаполь. Но по прибытии в Неаполь в1844 г. Баратынский скоропостижно скончался. Тело его, первоначально погребённое в Неаполе, в1845 г. было перевезено в Россию.
Баратынский – поэт, страстно ищущий истины. Он с полным правом мог сказать о себе: «И как нашёл я друга в поколенье, читателя найду в потомстве я». И поэт не ошибся. Имя его известно современному читателю, издаются книги его стихов. В подмосковной усадьбе Мураново открыт государственный музей.
Подведение итогов. Слово учителя.
Вот и закрыта последняя страница устного журнала «Поэты пушкинской поры». Сегодня мы говорили о поэтах, которым по праву принадлежит почётное место среди звёзд пушкинской плеяды. Своим творчеством они способствовали развитию национальной литературы. Во-первых, они усовершенствовали стихосложение, внесли много новых тем – социальных, исторических, личных -, приблизили поэзию к народу. Но главная их заслуга в том, что они чутко откликались на нужды и интересы своего народа, пропагандировали идеи патриотизма, выступали в защиту прав и достоинства человека. И стихи их близки нам сегодня искренностью своих чувств.
Учащиеся обмениваются впечатлениями об устном журнале.
Слово учителя. В одном из номеров газеты «Неделя» была опубликована статья Евгения Типикина «Ностальгия по настоящему», в которой автор размышляет о проблемах современной жизни. А заканчивает статью стихотворением поэта пушкинской поры М. А. Дмитриева, которое было написано в феврале 1863 года. Послушайте его.
«Нынче время переходное!»
Просветители твердят.
Мне уж это слово модное
Надоело, виноват.– В слове мало утешения,
Слово – звук, вопрос не в том!
Пусть их просто, без зазрения,
Скажут вслух: куда идём? …Вот как будем с переходами
Мы без хлеба – что тогда?
Перед умными народами
Будет стыдно, господа!
Что тут добавить? Сказано, как о сегодняшнем дне. Будто и нет расстояния во времени почти в полтора столетия. Почему же стихи, написанные так давно, продолжают нас волновать и сегодня, почему мы вновь и вновь перечитываем их? Ответ прост. Вопросы, которые волновали поэтов пушкинской поры: любовь, красота природы, интересы народа, война, права и достоинства человека, - продолжают волновать и нас, жителей 21 века. Эти вопросы будут актуальны всегда, сколько бы времени ни прошло.
В своём последнем спектакле «Поминальная панихида» прекрасный актёр Евгений Леонов, так рано ушедший от нас, но сумевший своим творчеством подарить нам тепло, свет, радость жизни, сказал замечательные слова, которыми мне хочется закончить наш урок: «Нет поколений бывших и настоящих, мы все современники».