Открытый урок по детской литературе с практикумом по выразительному чтению по теме "Литература первой половины XIX века. И.А. Крылов"

Разделы: Литература


Цели:

  • Познакомить с художественным своеобразием басен, проверить знание студентами басен через анализ программ “Школа-2100”, “Школа России”, “Развивающая программа Л.В. Занкова”.
  • Развивать у студентов умения работать со словарем литературоведческих терминов, с учебной и дополнительной литературой, навыки анализа басни.
  • Воспитывать интерес к предмету, к творчеству И.А. Крылова.

Оборудование: портрет баснописца И.А. Крылова, выставка книг, эпиграф на доске, магниты.

Литература:

  1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”; Высшая школа, 2001. – С. 80-84.
  2. Безносов Э.Л. Большой справочник. Литература для школьников и поступающих в Вузы. И.А. Крылов. – М.: “Академия”, 1999. – С. 22-24.
  3. Дановский А.В. Детская литература. Хрестоматия. – М., Просвещение, 1978. – 411 с.
  4. Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведения. Учебное пособие. – 2-е изд. – “Академия”, 1997. – 640 с.
  5. Хрестоматия по детской литературе: Учебное пособие/Сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А. Николаева. – М.: “Академия”, 1997. – 544 с.
  6. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. В океане света: Книга для чтения в 4-м классе. В 2-х ч. Ч.1. – 3-е изд., перераб. – М.: Баллас, 2003. - 240 с. – С. 96-98. Слон и Моська. Квартет. Свинья под дубом.
  7. Родная речь. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.1./Сост. Л.Ф. Климанова и др.). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 223 с. – С. 102-106. Лебедь, Рак и Щука. Стрекоза и Муравей.
  8. Родная речь. Учебник для уч-ся нач. шк. В 3 кн. Кн.1. Ч.1./Книга 1. Сост. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 224 с. – С. 79-82. Лебедь, Щука и Рак. Чиж и голубь. Стрекоза и муравей.
  9. Родная речь. Учебник для учащихся нач. классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/Сост. М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 1993. – 240 с. – С. 114-117.
  10. Чуракова Н.А. Литературное чтение. Часть 1. Учебник для 3 класса (1-4). – Самара: Корп. “Федоров”, 2001. – 192 с. – С. 56-60. Эзоп., С. 61-64. Крылов.

 Ход занятия

На доске:

Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой,
Народ его и Родина его.
М.В. Исаковский.

I. Организационный момент.

II. Биографическая справка о писателе (с элементами беседы).

В Санкт-Петербурге (Ленинграде), в Летнем парке есть памятник:

Звери: лев, лиса, волк, слон, Моська. Животные подняли И.А. Крылова на высоту славы.

Кто они? (Герои его произведений).

Автором памятника является скульптор Клодт, построен монумент на пожертвования, на народные средства в 1855 году. Почему такой памятник?

Крылов являлся свидетелем исторических событий тех времен, когда родились, жили и погибли Пушкин, Лермонтов, Грибоедов (казнен). Он был современником Рылеева. Он прожил удивительную жизнь: являлся современником Рылеева. Он прожил удивительную жизнь: являлся современником восстания Пугачева, Отечественной войны 1812 года, восстания декабристов (1825 г.), эпохи реакции. Он был современником Гоголя, Белинского, Тургенева.

Что вы знаете о Крылове?

Откройте учебник Арзамасцевой И.Н., Николаевой С.А. на с. 80-81, законспектируйте то, о чем мы еще не успели поговорить (7 минут на работу).

Зачитайте, что у вас получилось?

Басни Крылова появились в 1806 году. Первая его басня – “Дуб и трость”. Первые 23 басни появились в 1809 году. “Этот род понятен каждому, его читают и слуги, и дети”, - писал В.Г. Белинский. Вскоре стали один за другим выходить небольшие сборники. И с тех пор басни Крылова прочно утвердились в чтении детей. Очень рано Крылов начал чиновничью службу, еще в родном городе Твери, и затем продолжал ее в Петербурге. В 15 лет они приступил к “изобличению пороков”, написав комическую оперу “Кофейница”, а в 1789 г., в 20 лет, стал издавать свой журнал – “Почта духов”. Я дополню ваш конспект:

Всего при жизни Крылова было выпущено 6 книг басен, около 140 басен. Еще до басен К. писал комические оперы, комедии, трагедии. Он не только баснописец, но и открыватель первой публичной библиотеки в Петербурге.

В начале 19 века на сцене русских театров ставились его пьесы: “Модная лавка”, “Урок дочкам”. Но славу К. принесли басни. Пушкин высоко ценил басни К. за их веселое лукавство, насмешливость, живописный способ выражаться.

III. Работа со словарем литературоведческих терминов (определение басни).

А теперь в словаре литературоведческих терминов найдем определение басни (1 студент).

Басня – небольшое произведение аллегорического (иносказательного) характера, написанное с обличительными и нравоучительными целями. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Обычно басня представляет собой маленькую сценку, в которой изображается какое-либо событие или развертывает спор между действующими лицами. В начале или конце басни содержится краткая “мораль”. В России наиболее известны басни И.А. Крылова (“Ворона и лисица”, “Свинья под дубом”). Басня относится к роду литературы – эпосу. Басня выступает как жанр эпоса.

Немаловажной является история басен. Первые басни появились в Индии (“Калила и Димна”), басни Эзопа (греч.), Федр (Рим), Лафонтен (Франция).

Русские баснописцы: Кантемир, Тредиаковский, Сумароков, Хемницер, Дмитриев, Измайлов, Крылов…

IV. Викторина.

Исправьте, если нужно, ошибки в названиях басен.

  • “Ларец” (“Ларчик”).
  • “Обезьяна и очки” (“Мартышка и очки”, “Зеркало и обезьяна”).
  • “Любознательный” (“Любопытный”).
  • “Жужутка и Барбос” (“Две собаки”).
  • “Жемчужное зерно” (“Петух и жемчужное зерно”).
  • “Тришкина рубаха” (“Тришкин кафтан”).

Вставьте недостающие слова, напишите название басни.

  • Ай, Моська! Знать, …,
  • Что лает…
  • Когда в товарищах …. нет,
  • На лад их дело…
  • Ну, братец, виноват:
  • … я и не приметил.
  • За что же, не боясь греха,
  • Кукушка хвалит Петуха?
  • За то, …

Ответы:

  • она сильна, на Слона (“Слон и Моська”);
  • согласья, не пойдет (“Лебедь, Щука и Рак”);
  • слона-то (“Любопытный”);
  • что хвалит он Кукушку (“Кукушка и Петух”).

V. Исследовательская работа.

Какова же тематика басен И.А. Крылова? (Путем исследования научно-методической литературы, студенты приходят к формулировке основных пяти тем, которым посвящены басни).

1) Исторические события:

“Волк на псарне” - Наполеон занял Москву, запросил мира, Кутузов ответил отказом. “Обоз” - Александр 2. “Ворона и курица” - в щи к французам. Некоторые дворяне думали, что они приверженцы, но их мнения разорили.

“Квартет” - история государственного совета.

2) Положение народа: “Листы и корни”, “Волк и ягненок”, “Рыбья пляска”.

3) Царский суд: “И щуку бросили в реку” и др.

4) Цензура: “Тришкин кафтан”.

5) Моральные качества людей: “Ворона и Лисица”, “Свинья под дубом”, “Слон и Моська” и др.

VI. Самостоятельная работа.

Какие басни изучаются в начальных классах? Чему они посвящены? (Анализ учебников для начальных классов).

VII. Анализ басни.

На примере одной из басен рассмотрим их художественное своеобразие: (“Ворона и Лисица”).

  • Реализм (бытовая сценка из жизни).
  • Народность (постановка проблемы общенародного значения, освещение с позиций народа и интересов народа).
  • Народный язык басен (язык басен Крылова есть прототип “Горе от ума”, с. 51. Хрестоматия Дановского).
  • Аллегория (иносказание) “Звери и птицы сами за меня говорят” И.А. Крылов.
  • Конфликтность ситуации (внутренний конфликт или внешний).
  • Моральная сентенция (нравоучение). Где находится мораль?
  • Многие моральные фразы стали крылатыми.
  • Живой разговорный язык.
  • Юмор.

VIII. Домашнее задание:

По схеме письменно на листочках проанализировать басню “Стрекоза и Муравей”.

Выучить любую басню И.А. Крылова наизусть.

Прочитать “Мороз Иванович” В.Ф. Одоевского.

Специальные вопросы:

  1. Антоний Погорельский “Черная курица, или Подземные жители” - обзор творчества на 5 минут.
  2. Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке” - обзор творчества на 5 минут.
  3. Слово о В.А. Жуковском и его сказках.