Цели:
- Познакомить с художественным своеобразием басен, проверить знание студентами басен через анализ программ “Школа-2100”, “Школа России”, “Развивающая программа Л.В. Занкова”.
- Развивать у студентов умения работать со словарем литературоведческих терминов, с учебной и дополнительной литературой, навыки анализа басни.
- Воспитывать интерес к предмету, к творчеству И.А. Крылова.
Оборудование: портрет баснописца И.А. Крылова, выставка книг, эпиграф на доске, магниты.
Литература:
- Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”; Высшая школа, 2001. – С. 80-84.
- Безносов Э.Л. Большой справочник. Литература для школьников и поступающих в Вузы. И.А. Крылов. – М.: “Академия”, 1999. – С. 22-24.
- Дановский А.В. Детская литература. Хрестоматия. – М., Просвещение, 1978. – 411 с.
- Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведения. Учебное пособие. – 2-е изд. – “Академия”, 1997. – 640 с.
- Хрестоматия по детской литературе: Учебное пособие/Сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А. Николаева. – М.: “Академия”, 1997. – 544 с.
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. В океане света: Книга для чтения в 4-м классе. В 2-х ч. Ч.1. – 3-е изд., перераб. – М.: Баллас, 2003. - 240 с. – С. 96-98. Слон и Моська. Квартет. Свинья под дубом.
- Родная речь. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.1./Сост. Л.Ф. Климанова и др.). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 223 с. – С. 102-106. Лебедь, Рак и Щука. Стрекоза и Муравей.
- Родная речь. Учебник для уч-ся нач. шк. В 3 кн. Кн.1. Ч.1./Книга 1. Сост. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 224 с. – С. 79-82. Лебедь, Щука и Рак. Чиж и голубь. Стрекоза и муравей.
- Родная речь. Учебник для учащихся нач. классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/Сост. М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 1993. – 240 с. – С. 114-117.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. Часть 1. Учебник для 3 класса (1-4). – Самара: Корп. “Федоров”, 2001. – 192 с. – С. 56-60. Эзоп., С. 61-64. Крылов.
Ход занятия
На доске:
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой,
Народ его и Родина его.
М.В. Исаковский.
I. Организационный момент.
II. Биографическая справка о писателе (с элементами беседы).
В Санкт-Петербурге (Ленинграде), в Летнем парке есть памятник:
Звери: лев, лиса, волк, слон, Моська. Животные подняли И.А. Крылова на высоту славы.
Кто они? (Герои его произведений).
Автором памятника является скульптор Клодт, построен монумент на пожертвования, на народные средства в 1855 году. Почему такой памятник?
Крылов являлся свидетелем исторических событий тех времен, когда родились, жили и погибли Пушкин, Лермонтов, Грибоедов (казнен). Он был современником Рылеева. Он прожил удивительную жизнь: являлся современником Рылеева. Он прожил удивительную жизнь: являлся современником восстания Пугачева, Отечественной войны 1812 года, восстания декабристов (1825 г.), эпохи реакции. Он был современником Гоголя, Белинского, Тургенева.
Что вы знаете о Крылове?
Откройте учебник Арзамасцевой И.Н., Николаевой С.А. на с. 80-81, законспектируйте то, о чем мы еще не успели поговорить (7 минут на работу).
Зачитайте, что у вас получилось?
Басни Крылова появились в 1806 году. Первая его басня – “Дуб и трость”. Первые 23 басни появились в 1809 году. “Этот род понятен каждому, его читают и слуги, и дети”, - писал В.Г. Белинский. Вскоре стали один за другим выходить небольшие сборники. И с тех пор басни Крылова прочно утвердились в чтении детей. Очень рано Крылов начал чиновничью службу, еще в родном городе Твери, и затем продолжал ее в Петербурге. В 15 лет они приступил к “изобличению пороков”, написав комическую оперу “Кофейница”, а в 1789 г., в 20 лет, стал издавать свой журнал – “Почта духов”. Я дополню ваш конспект:
Всего при жизни Крылова было выпущено 6 книг басен, около 140 басен. Еще до басен К. писал комические оперы, комедии, трагедии. Он не только баснописец, но и открыватель первой публичной библиотеки в Петербурге.
В начале 19 века на сцене русских театров ставились его пьесы: “Модная лавка”, “Урок дочкам”. Но славу К. принесли басни. Пушкин высоко ценил басни К. за их веселое лукавство, насмешливость, живописный способ выражаться.
III. Работа со словарем литературоведческих терминов (определение басни).
А теперь в словаре литературоведческих терминов найдем определение басни (1 студент).
Басня – небольшое произведение аллегорического (иносказательного) характера, написанное с обличительными и нравоучительными целями. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Обычно басня представляет собой маленькую сценку, в которой изображается какое-либо событие или развертывает спор между действующими лицами. В начале или конце басни содержится краткая “мораль”. В России наиболее известны басни И.А. Крылова (“Ворона и лисица”, “Свинья под дубом”). Басня относится к роду литературы – эпосу. Басня выступает как жанр эпоса.
Немаловажной является история басен. Первые басни появились в Индии (“Калила и Димна”), басни Эзопа (греч.), Федр (Рим), Лафонтен (Франция).
Русские баснописцы: Кантемир, Тредиаковский, Сумароков, Хемницер, Дмитриев, Измайлов, Крылов…
IV. Викторина.
Исправьте, если нужно, ошибки в названиях басен.
- “Ларец” (“Ларчик”).
- “Обезьяна и очки” (“Мартышка и очки”, “Зеркало и обезьяна”).
- “Любознательный” (“Любопытный”).
- “Жужутка и Барбос” (“Две собаки”).
- “Жемчужное зерно” (“Петух и жемчужное зерно”).
- “Тришкина рубаха” (“Тришкин кафтан”).
Вставьте недостающие слова, напишите название басни.
- Ай, Моська! Знать, …,
- Что лает…
- Когда в товарищах …. нет,
- На лад их дело…
- Ну, братец, виноват:
- … я и не приметил.
- За что же, не боясь греха,
- Кукушка хвалит Петуха?
- За то, …
Ответы:
- она сильна, на Слона (“Слон и Моська”);
- согласья, не пойдет (“Лебедь, Щука и Рак”);
- слона-то (“Любопытный”);
- что хвалит он Кукушку (“Кукушка и Петух”).
V. Исследовательская работа.
Какова же тематика басен И.А. Крылова? (Путем исследования научно-методической литературы, студенты приходят к формулировке основных пяти тем, которым посвящены басни).
1) Исторические события:
“Волк на псарне” - Наполеон занял Москву, запросил мира, Кутузов ответил отказом. “Обоз” - Александр 2. “Ворона и курица” - в щи к французам. Некоторые дворяне думали, что они приверженцы, но их мнения разорили.
“Квартет” - история государственного совета.
2) Положение народа: “Листы и корни”, “Волк и ягненок”, “Рыбья пляска”.
3) Царский суд: “И щуку бросили в реку” и др.
4) Цензура: “Тришкин кафтан”.
5) Моральные качества людей: “Ворона и Лисица”, “Свинья под дубом”, “Слон и Моська” и др.
VI. Самостоятельная работа.
Какие басни изучаются в начальных классах? Чему они посвящены? (Анализ учебников для начальных классов).
VII. Анализ басни.
На примере одной из басен рассмотрим их художественное своеобразие: (“Ворона и Лисица”).
- Реализм (бытовая сценка из жизни).
- Народность (постановка проблемы общенародного значения, освещение с позиций народа и интересов народа).
- Народный язык басен (язык басен Крылова есть прототип “Горе от ума”, с. 51. Хрестоматия Дановского).
- Аллегория (иносказание) “Звери и птицы сами за меня говорят” И.А. Крылов.
- Конфликтность ситуации (внутренний конфликт или внешний).
- Моральная сентенция (нравоучение). Где находится мораль?
- Многие моральные фразы стали крылатыми.
- Живой разговорный язык.
- Юмор.
VIII. Домашнее задание:
По схеме письменно на листочках проанализировать басню “Стрекоза и Муравей”.
Выучить любую басню И.А. Крылова наизусть.
Прочитать “Мороз Иванович” В.Ф. Одоевского.
Специальные вопросы:
- Антоний Погорельский “Черная курица, или Подземные жители” - обзор творчества на 5 минут.
- Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке” - обзор творчества на 5 минут.
- Слово о В.А. Жуковском и его сказках.