Многоликость Добра и Зла (урок литературы по повести К.Льюиса "Племянник Чародея")

Разделы: Литература


Цели:

  • пробудить интерес к творчеству английского писателя Клайва Льюиса;
  • помочь семиклассникам на материале повести “Племянник Чародея” разобраться в истинной сущности таких категорий, как Добро и Зло, Благородство и Корысть, Самопожертвование во имя других и Эгоизм.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации самих учащихся к прочитанной повести “Племянник Чародея”.

 Волшебная сказка – самый подходящий жанр, чтобы выразить то, что я хотел сказать. (Клайв Льюис)

I. Слово о писателе.

Писатель и учёный, мыслитель и проповедник… Каждое из этих определений подходит к Клайву Льюису, классику английской литературы.

Клайв Стейплз Льюис (1898-1963) родился в Белфасте на севере Ирландии, принадлежавшей Британской короне. Лишившись в возрасте 10 лет горячо любимой матери, он вскоре расстался и с родным домом. Отец, не умевший и не любивший возиться с детьми, предпочёл отправить Клайва в отдалённую школу, где мальчик был одинок.

Лишь в 16 лет судьба свела Льюиса с подлинным учителем. Два года он брал уроки языка и литературы у профессора Кёркпатрика (прообраз профессора Дигори Керка). Он стал, пожалуй, первым, кто действительно попытался проникнуть во внутренний мир юноши. Именно благодаря Кёркпатрику Льюис избрал для себя стезю филолога, специалиста по античной и средневековой литературе.

В 1950 г. он начинает работу над “Хрониками Нарнии”, которая длится 6 лет, до 1956 года. Сегодня мы знакомимся с самой первой повестью этого цикла.

II. Беседа по повести К. Льюиса “Племянник чародея”.

Вопросы на выявление знания текста, вхождение в мир повести.

– Кто такие Полли и Дигори? Где они живут? Как познакомились?

– Как дети попали в заветную комнату – рабочий кабинет дяди Дигори, Эндрю Кеттерли?

– Кто он, дядя Дигори? Какое открытие он сделал? А зачем Эндрю нужны дети?

– Ваша оценка этого поступка Эндрю Кеттерли.

– В чём необычность зелёных и жёлтых колец? Куда с помощью них попадают дети?

– Какое впечатление произвёл на вас Лес-между-мирами?

– Сразу ли дети возвращаются в Лондон? Куда же они попали?

– Что произошло в Чарне? Какое впечатление он произвёл на детей? На вас?

“Оценочные” вопросы, связанные с анализом поступков героев.

– Итак, дети попали в мёртвый город Чарн. Зло разрушило его. В чём виноват Дигори? Оцените его поступок.

(- Любопытство, безответственность, легкомысленность Дигори привели к трагическим последствиям.)

– Какое впечатление произвела на вас королева Джедис?

(– Она красивая.

– Да, она красивая, но злая, бессердечная.)

– Итак, Зло внешне может выглядеть очень красиво. Тем оно страшнее: его труднее распознать.

– Что поразило Дигори в рассказе королевы о событиях в Чарне? Найдите эти слова в тексте, прокомментируйте их.

(– Королева абсолютно равнодушно рассказывает о гибели по её вине сотен людей.

“ – А как же народ? – не поняла королева.

– Ну, всё те простые люди, которые жили здесь, - ответила Полли, - они ведь не причинили вам никакого зла. Все те женщины, дети, звери.

– Что за чушь? – спросила в свою очередь королева, обращаясь по-прежнему к Дигори. – Я – королева. Они были моими поданными. Что им ещё оставалось делать, как только не исполнять мою волю? <…> Ты должен запомнить, детка, то, что несправедливо для тебя или для других простых людей, позволительно и справедливо для такой великой Королевы, как я”).

– Кого вам напоминает королева Джедис? Чем?

(– Героя сказочного романа Фр. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” короля Пикроколя.

Цель обоих правителей – завоевать любой ценой весь мир. Они эгоистичны и жестоки.)

– Почему в Лесу-между-мирами королева теряет силу?

(– Лес нейтрализует Зло, ослабляет его.

– Здесь царит гармония человека и природы, поэтому нет места Злу.)

– И всё-таки королева попала в Лондон. Почему Дигори решает во что бы то ни стало удалить королеву отсюда? Из-за своей мамы?

(– Не только. Он понял, что виноват в том, что Зло проникло в Англию, грозит жизням многих людей.

– Дигори ощутил чуть ли не взрослую ответственность за своё легкомыслие и решил во что бы то ни стало это исправить.)

– Стремясь скорее увести королеву из Лондона, дети спешат и путают пруды, попадая в Нарнию. Чем необычна эта страна?

(– Нарния рождается у нас на глазах из мрака и пустоты, из песни Льва Алана.

– Добрый Лев не может петь плохо, значит, и мир, созданный им, не знаком со злом.)

– В чём необычность мелодии, созданной Львом Асланом? Прокомментируйте это.

(– Песню Аслана слышат только добрые люди, так же как и только они понимают язык зверей.

– Зло, бессердечие, эгоизм не готовы к чуду, не понимают истинного смысла того, что происходит в Нарнии.)

– Кого Лев назначает королём и королевой Нарнии? Чем он при этом руководствуется? Какой наказ даёт новоявленным правителям. Согласны ли вы с этим?

(“Кэбмен разинул рот, жена его покраснела.

– Вы будете править этими созданиями и дадите им имена. Будьте к ним справедливы и защищайте их от врагов.

– Можешь ли ты возделывать землю? Можешь ли ты быть честным и милосердным? Можешь ты помнить, что звери не рабы, как их бессловесные собратья в твоём мире?

– Ты можешь воспитать твоих детей так, чтобы и они их не обижали?

– Ты можешь не делить ни детей, ни зверей на любимых и нелюбимых?

– О чём разговор! – вскричал Фрэнк (голос его становился всё мягче и звонче, наверное, так, как сейчас, он говорил в юности, когда ещё не перенял хрипловатой городской скороговорки.)

– А если на твою страну нападут враги (а они у вас будут) и случится война, ты сможешь быть первым в наступлении и последним при отступлении?

– Да, сэр, – ответил Фрэнк медленно”.

Вывод: Для идеального правителя важнее моральные, нравственные качества: добро, милосердие, умение, не задумываясь, пожертвовать собой ради своих подданных.)

– Как может искупить свою вину за любопытство, необдуманность за свои поступки Дигори? Готов ли он к этому?

– Другой мальчик, в другом времени, в другой стране, ровесник Дигори, тоже оказавшись в сложной ситуации, будет размышлять: “Если мне когда-нибудь станет страшно, я не отступлю. Смелость – это когда человек боится и всё-таки не сворачивает с дороги”. Кому принадлежат эти слова? Что объединяет этих героев?

(– Слова принадлежат герою повести В. Крапивина “Мальчик со шпагой” Серёже Каховскому.

– Да, Дигори страшно. Но, как и Серёжа, он преодолевает свой страх, потому что обязан принести яблоко. Дигори виноват, он должен всё исправить.)

– А в чём вообще необычность этого эпизода? Что этой деталью – яблоко – хотел сказать Льюис?

(– То самое яблоко, из-за которого в своё время был изгнан из Рая род людской, здесь берёт в руки мальчик и пытается исправить совершённые ошибки, тем самым помогая другим.)

– Дигори в чудесном саду тоже, как и Адам, проходит через своеобразное искушение – испытание. Сложен ли этот выбор? Почему?

(– Выбор очень сложен, искушение велико. Ведь то, что предлагает коварная Джедис (украсть яблоко для спасения мамы), действительно, ставит Дигори перед выбором: с одной стороны – честь, данное слово; с другой – самый близкий и дорогой человек, мама.

– Но Дигори понимает, что мама никогда бы не одобрила бы трусости, не приняла бы чудесного яблока, добытого столь подлым и низким путём.)

– Дигори приносит яблоко. Просит ли он награды?

(– Нет. Для него важнее сдержанное слово, осознание того, что он искупил свою вину.)

– Итак, Нарния защищена. Но тем не менее Лев очень обеспокоен. Чем? О чём он предупреждает детей? Прокомментируйте эти слова.

(Лучше дать подстрочный перевод, так как он точнее.)

(– Эти слова – своеобразное пророчество, предупреждение о том, что будет, если люди забудут о том, что от поступка каждого человека зависит судьба всего общества, рода людского.

– Эти слова должны быть записаны на первой странице рабочего блокнота каждого политика, каждого правителя государства.)

– Какой след в душе Полли и Дигори оставила встреча со Львом Асланом в Нарнии?

(– “Память об этом… осталась с ними навсегда, и, пока они были вместе, одна мысль об этом золотом блаженстве, испытанном ими, смывала страх, раздражение или горечь”.)

– И всё-таки что же победит в мире, по мнению Льюиса, Добро или Зло?

(– Зло многолико. Оно может быть красивым внешне, как Джедис. Сразу не распознаешь, что помыслы, стремления таких людей жестоки, черны, эгоистичны.

– Но в противовес Злу есть на свете честь, благородство, стремление бескорыстно творить Добро. И за этими категориями всегда победа.)

– Как вы поняли слова Льва о том, что на свете есть что-то страшнее смерти?

(– Бесчестие, предательство, жизнь за счёт других – это страшнее.)

– Наш классик А.П. Чехов был уверен в том, что необходимо, “чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал стуком, что есть несчастные”. Прав ли он?

(– Счастливый человек не имеет морального права быть “слепым” и “глухим” к чужому горю: ведь счастье эгоиста, подлеца, жестокого человека ненастоящее. Об этом писали Ф.М. Достоевский в рассказе “ Мальчик у Христа на ёлке” и М. Метерлинк в “Синей птице”.

– Счастье предполагает добро, а Добро без милосердия, без желания помочь другим невозможно, так как это уже не настоящее счастье.)

– Обратимся к эпиграфу урока. Какой же смысл заложен в этих словах Льюиса?

(– Сказки Льюиса очень похожи на жизнь смыслом и структурой, но заметит это далеко не каждый.

III. Заключительное слово учителя.

В эпитафии своему учителю и предшественнику, английскому писателю Честертону Льюис написал:

… Тот, кто в столетие чудес, принесших
                                        столько худа,
Поветриям наперерез посмел
                                        поверить в чудо.

Эти слова с полным правом можно отнести к самому Льюису.

Д/з: творческая работа – размышление “О чём заставила меня задуматься повесть К. Льюиса “Племянник Чародея”?”