ОФОРМЛЕНИЕ.
- Эпиграф: “Ужели их забуду, друзей души моей…”
- Список класса А.С. Пушкина.
- Распорядок дня в Лицее.
Звучит пьеса А. Вивальди “Гармоническое вдохновение”, ведущие зажигают свечи.
Пушкин.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен -
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Преподаватель. Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем всех отправиться совсем недалеко – всего на два столетия назад, в первые десятилетия 19 века. Мы познакомимся с историей одного класса – 30 человек, мальчишки как мальчишки, и среди них весёлый одноклассник, юный чародей, которому подвластно все – “и неба содрогание, и горний ангелов полёт”. Это он легко и просто ведет всех своих друзей в историю, в будущее.
1 ведущий. Представьте себе карету. В ней важный господин, а рядом мальчуган, его племянник со светло-русыми кудрями. Карета едет из Москвы в Петербург. Едет в Царское Село. Город Пушкин. А в пушкинские времена острили “Город Лицей на 59 градусе северной широты”.
2 ведущий. Пушкинский выпуск, пушкинский лицей. Вот о каком классе будет идти рассказ. Их дела, их дружба, их печаль, их мысли, может быть, станут нашими...
1 ведущий. Это было 19 сентября 1811 года. Открывалось новое, особое учебное заведение “для детей из хороших дворянских семей”. В документе о создании Лицея, подписанном Александром 1, было сказано: “Учреждение Лицея имеет целию образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной. Лицей в правах и преимуществах своих равняется с российским университетом”. Для Лицея был отведен огромный четырёхэтажный флигель. Вот классная комната с партами-столиками. Пушкин сидел здесь часто на “галерке”, среди “проштрафившихся”.
2 ведущий. В верхнем этаже – спальни. В каждой комнатке – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке – чернильница и подсвечник со щипцами. На чёрных дверях надписи: № 13 – Иван Пущин, № 14 – Александр Пушкин. Комнатки рядом, можно переговариваться через перегородку.
1 ведущий. Здесь воспитанники должны были прожить вместе все шесть лет безвыездно. Запрещался даже отпуск на каникулы. Родным дозволялось посещение только по праздникам. Этот замкнутый мирок имел особое значение для братского сплочения лицеистов, которые и образовали скоро “лицейскую республику” под боком у монарха. Познакомимся поближе с пушкинским классом. 30 человек и Пушкин Александр Сергеевич – “Француз”, “Егоза”. Называли его так потому, что он прекрасно знал французский язык, был очень подвижным и веселым. Без прозвища не оставался почти никто.
2 ведущий. Самыми близкими друзьями для Пушкина были Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер. С ними юного Пушкина связывало единство вольнолюбивых мыслей, страсть к поэзии, предчувствие, что за стенами Лицея их ждут грозные времена, грозные судьбы.
(Встают поочередно друзья).
Иван Пущин. Иван Пущин, “Большой Жанно”, “Иван великий”, впоследствии декабрист, осужден на каторжные работы на 20 лет. Пушкин так писал о своем друге:
Мой первый друг, мой друг бесценный,
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый
Твой колокольчик огласил.
…Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил…
Кюхельбекер. Вильгельм Кюхельбекер, “Кюхля”. Декабрист, 10 лет провёл в тюрьмах. Будет сочинять стихи, пересылать их Пушкину.
Прости! Где б ни был я:
В огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
Дельвиг. Антон Дельвиг, “Тося”. Один из лучших российских издателей, поэт.
Любовью, дружеством и ленью
Укрытый от забот и бед,
Живи под их надежной сенью;
В уединении ты счастлив, ты поэт.
1 ведущий. Пушкинский выпуск дал России славные имена, а понятие “лицейский дух” стало символом бунтарства и вольнолюбия, приведшего к восстанию декабристов.
2 ведущий. А что же представляли собой преподаватели Лицея?
Пушкин.
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию – и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
1 ведущий. Преподаватель словесности Кошанский.
Пущин. Как сейчас вижу Кошанского, когда, окончив лекцию, профессор сказал: “Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами”.
Наши стихи вообще не клеились. А Пушкин мигом прочитал два четверостишья, которые всех восхитили.
(Пушкин читает стихотворение “Роза”).
2 ведущий. Надо сказать: все профессора смотрели с благоговеньем на растущий талант Пушкина. В Лицее он почувствовал себя поэтом, его стихи начали печатать с 13-летнего возраста…
1 ведущий. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго писал какие-то формулы. Карцов спросил его, наконец: “Что же вышло? Чему равняется икс”? Пушкин, улыбаясь, ответил: “Нулю”. “Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на место и пишите стихи”. Спасибо Карцову, что он не вел войну с поэзией.
2 ведущий. Охотнее всего Пушкин занимался в классе профессора Куницына, который преподавал логику, психологию, право, финансы.
1 ведущий. Именно Куницыну послал Пушкин впоследствии свою “историю пугачевского бунта” с благодарственным посвящением.
Пушкин.
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
2 ведущий. Александр Петрович Куницын, самый вольнодумный, самый образованный, смелый из лицейских педагогов, как всегда подобранный, подтянутый, звучным голосом вел урок.
Сцена 1.
Куницын. Господа, я проходил по коридору и стал свидетелем безобразной сцены! Один из вас позволил себе ударить старого служащего! Господин Мясоедов, я вас имел в виду. Встаньте! Наш Лицей – привилегированное учебное заведение, в котором отменены телесные наказания. Но вы заставили меня пожалеть об этом. Господин Пушкин, встаньте.
1 ведущий. Пушкин с удивлением встал со своего места.
Куницын. Господин Пушкин, вам принадлежит прекрасное стихотворение на латинскую тему, обращенное к Лицинию. Соблаговолите прочитать эти строки: “О Рим! О гордый край разврата…” Прочитайте, это весьма поучительно.
Пушкин.
О, Рим! О гордый край разврата, злодеянья,
Придет ужасный день – день мщенья, наказанья;
Предвижу гордого величия конец,
Падет, падет во прах вселенная венец!
Исчезнет Рим, его покроет мрак глубокий,
И путник, устремив на груды камней око,
Речёт, задумавшись, в мечтанья углублён:
“Свободой Рим возрос, а рабством погублён”.
Куницын. Садитесь, господин Пушкин. Вы не числитесь у меня в классе среди первых. Но я знаю: вы лучше других усвоили суть того, чему я учу.
Сцена 2.
2 ведущий. Кроме классных журналов каждый профессор и гувернер вел свою ведомость “О дарованиях, прилежании и успехах воспитанников”. Хранились эти ведомости в шкафу, лицеисты называли их “Книгами Веды”. Однажды Гурьев под предлогом нездоровья не пошел к обедне. Когда товарищи вернулись, он с лукавой улыбкой позвал Пушкина, Дельвига и Горчакова.
Все. Да что у тебя здесь?
Гурьев. А чудо чудное, диво дивное! “Книги Веды”.
Горчаков. Да кто тебе позволил, Гурьев?
Гурьев. А разве на запретные плоды спрашивают позволенье? Не хочешь ли взглянуть, что о тебе пишут?
Дельвиг. Вот видишь, Гурьев, что они говорят про тебя: “Нерадивый, лживый, лицемерный”, то же, что мы с Пушкиным говорили не раз.
Гурьев. Хороши и вы оба с Пушкиным! Лентяи! Себя я не защищаю, но Пушкин – другое дело. Вот смотри, что о нем думает Кайданов: “При малом прилежании оказывает хорошие успехи…в поведении резв”…
Горчаков. А вот мнение Кошанского: “Больше имеет понятливости, нежели памяти, больше вкуса к изящному, нежели прилежания к основательному. Успехи в латинском довольно хороши, в русском - не столько тверды, сколько блистательны”.
Гурьев. А другие честят его еще не так! Вот хоть Чириков: “Легкомыслен, ветрен, неопрятен, нерадив, впрочем, добродушен, усерден, имеет особенную страсть к поэзии”.
Пушкин. Что я ветрен – не отрекаюсь, неопрятен же в том, что тетради в кляксах, а пальцы в чернилах…
(Незаметно появился сам директор Малиновский, все шарахнулись в разные стороны, а Гурьев попытался ускользнуть, но директор поймал его за шиворот).
Директор. Вы куда? Откуда у вас эти ведомости?
Гурьев. Не знаю-с, кто-нибудь без меня принес и положил…
Директор. Стало быть, не вы?
Гурьев. Ей-богу, не я!
Директор. Так кто же из вас, господа?
(По недовольным взглядам на Гурьева они выдали директору настоящего преступника).
Директор. Так это вы, Гурьев, вы солгали мне. Вы что ж взломали шкаф?
Гурьев. Боже меня упаси! Шкаф был открыт…
Директор. Это опять неправда: я сам его запираю на ключ.
Пушкин. Мы все в этом немножко виноваты, Василий Фёдорович. Нам тоже хотелось узнать, что думает о нас начальство…
Директор. Ну что ж, Пушкин, вы узнали, какого мнения о вас начальство? И нисколько не желали бы изменить этого мнения? У вас, Пушкин (что таить), есть признаки гения. Но вы гоняетесь за мыльным пузырем – поэзией.
Дельвиг. Да ведь у поэзии-то, Василий Фёдорович, и корень сладок!
Гурьев. А плоды горьки. Пушкин съел на днях такой гриб…
Директор. От которого вы поперхнетесь, извольте-ка идти за мной, господа!
(Все уходят).
2 ведущий. В Лицее Пушкин пережил Отечественную войну 1812 года. История со страниц учебников сама явилась на лицейский порог…Россия готовилась к решительной схватке с неприятелем.
Пушкин. (Читает отрывок из стихотворения “Была пора: наш праздник молодой”).
1 ведущий. В тиши аллей Царского Села мужал, набирая силу, пушкинский гений. Когда стало известно о приезде в Лицей Державина, учитель словесности Галич уговорил Пушкина написать стихи, достойные прочтения перед великим стариком. Этот момент запечатлён на картине Ильи Репина “Пушкин на лицейском акте”.
2 ведущий. Пушкинское приветствие было названо необычно – “Воспоминания в Царском Селе”. Послушайте отрывок из этого стихотворения.
1 ведущий. Молва о таланте юного лицеиста всколыхнула общество. В Лицее его навещает прославленный поэт Василий Андреевич Жуковский, вместе с ним приезжают знаменитые гости, чтобы познакомиться с необыкновенным поэтом. Пройдет несколько месяцев, и Жуковский пришлет свои стихотворения с надписью “Победителю-ученику от побежденного учителя”.
2 ведущий. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми был столь щедро наделён Пушкин, есть один особый талант – талант дружбы. Друзья, озарённые пушкинской славой, остаются прекрасным образцом человеческих отношений, верности, преданности и постоянства. Это им Пушкин посвящает строки признания:
Промчались годы заточенья,
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кровь уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
1 ведущий. И вот последний лицейский день. Церемония выпуска первых лицейских воспитанников.
Звучит прощальная лицейская клятва: “И последний лицеист будет праздновать 19 октября”. День 19 октября станет подлинным торжеством человечности, преодолевшей все барьеры.
2 ведущий. Тридцать мальчишек: вместе, в общей сумме, они прожили около полутора тысяч лет. В том числе – неполных тридцать восемь пушкинских: меньше “одного процента”. Но как же без них, без остальных, развился бы не лучший ученик в первейшего поэта? Без их дружбы разве Пушкин стал бы Пушкиным?…
(Звучит пьеса А.Вивальди. Ведущие гасят свечи.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Лотман Ю. Александр Сергеевич Пушкин. – Л., 1983
- Эйдельман Н. “Прекрасен наш союз”. – М., 1979
- Авенариус В. Отроческие годы Пушкина. – М., ИТП “Новелла”, 1993
- Фрушкина А. Пушкинские встречи. – М., 1985
- Календарь “Круг чтения”. 1989
- Скатов Я. Пушкин. – Л., 1991
- Меркин Г. Путь к сотворчеству. – М., 1991
- Пущин И. Записки о Пушкине. – М., 1984
- Волков Г. “Тебя, как первую любовь…” – М., 1980