Литература
-
Урок литературы в 6-м классе по теме: "Своеобразие произведений Н.В. Гоголя на примере повести "Майская ночь, или Утопленница" 2006
Урок литературы в 6-м классе с целью познакомить учащихся с биографией Н.В. Гоголя и своеобразием его произведений. На примере повести "Майская ночь, или Утопленница" учащиеся, анализируя текст, знакомятся с определением жанровых особенностей и своеобразием повести, с ролью пейзажа. Таким образом достигается цель научить ребят работать с текстом, развивать умение анализировать литературное произведение, а также воспитываются наблюдательность и трудолюбие.
-
Конспект открытого урока в 11-м классе по теме: "Не устану воспевать вас, звёзды!" (по лирике И.Бунина и В.Маяковского) 2006
Конспект открытого урока в 11-м классе, являющегося интегрированным уроком литературы и астрономии. Сопоставление стихотворений И.Бунина и В.Маяковского на одну тему способствует развитию умений читать, воспринимать и интерпретировать поэтические произведения, учит более глубокому анализу лирических текстов и пониманию мировоззренческой позиции писателя.
-
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе на тему: "Путешествие по Петербургу". 10-й класс 2006
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера.
-
Взаимодействие заглавия и текста в "Донских рассказах" М.А.Шолохова 2006
Каждый рассказ – это не просто повествование о событиях, происходящих на Дону, но и трагедия каждого человека, трагедия донского казачества, трагедия всего народа России, пережившего страшные годы гражданской войны. Для восприятия смыслового содержания заглавия, а в конечном итоге – и всего произведения, для верного понимания авторской мысли необходимо учитывать связь заглавия с другими компонентами художественного произведения. Если вдуматься в заглавие цикла М.Шолохова "Донские рассказы", проследить внутреннюю связь каждого рассказа, вырисовывается картина эпохи Гражданской войны; жизнь мирных жителей, противостояние красных и белых, борьба нового со старым.
-
Тесты на знание содержания рассказов И.Бунина 2006
Начиная работу над произведением, я на первом уроке обязательно проверяю знание содержания заданного художественного текста. Тест – один из видов такой проверки в начале урока. Если дальнейшую работу начать с ответов на тест, а затем анализировать произведение, то это даёт возможность быстро настроиться на рассуждения о прочитанном. Предлагаю тесты на знание содержания рассказов Бунина "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник", "Лёгкое дыхание". Тесты составлены для 11-го класса и даются перед изучением произведений, так как проверяют, насколько внимательно учащиеся прочитали заданное.
-
Литературная игра "Умники и умницы" по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" для учащихся 8–11-х классов 2006
Проверить, как усвоен материал того или иного литературного произведения учащимися, можно с помощью игры или викторины. Предлагаю вашему вниманию литературную игру по повести М.Булгакова "Собачье сердце".
-
Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "подлинная" и "неподлинная" жизнь в рассказе А.П. Чехова "О любви" 2006
Урок, выстроенный по технологии «Критическое мышление» с использованием приемов технологии: «верные/неверные утверждения», «работа с пропущенными словами текста», «закончить фразу», «составление кластера». На занятии учитель проводит творческий эксперимент: подбор музыкального сопровождения к отрывкам из художественного произведения.
-
Урок по мотивам творчества Ф. Абрамова "Между нами полвека" (из опыта работы факультативного курса) 2006
<p>Данная программа апробирована и успешно применяется мною в течение 10 лет. Время вносит коррективы, но цели и задачи курса не меняются.<br> Идея создания программы: наши бабушки и дедушки являются свидетелями великих исторических событий. У нас есть счастливая возможность «увидеть» прошлое глазами очевидцев, взять лучшее, избежать ошибок в будущем благодаря опыту и мудрости стариков.<br> Предлагаемый вариант урока – пример личностного осмысления времени. В данном случае попытка социально-психологической характеристики образа Дарьи Леонидовны помогает учащимся понять замысел произведения и соотнести его с собственным мировоззрением.<br> С помощью индивидуальных информационно-исследовательских листов отрабатываются навыки краткого оформления и отслеживания «прироста» знаний, а через выбор дифференцированных заданий развиваются способности к самооценке.<br> Лексическая работа с текстом произведения не только помогает понять замысел писателя, но и формирует у учащихся навыки личностного осмысления прочитанного, а также художественный вкус.<br> Прилагаемый список произведений Абрамова носит рекомендательный характер и способствует осуществлению идеи – возобновить традиции семейного чтения.
-
Система уроков по творчеству М.И. Цветаевой в 5–9-х классах 2006
<p>Мною сделана попытка ввести знакомство с творчеством М.И. Цветаевой с 5-го класса. На мой взгляд, мало часов отводится на знакомство в 11-м классе. Имя Цветаевой может затеряться в созвездии поэтов Серебряного века. Хочется, чтобы ее произведения стали любимыми наряду со стихами А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой.<br> С 5-го по 9-й классы мною разработана система уроков по творчеству Цветаевой. <br> Такая система дает полное представление о судьбе, личности и творчестве М.И. Цветаевой, ее месте в литературном процессе.<br> Работая над системой уроков, я, во-первых, старалась найти точки соприкосновения с нравственным опытом учеников так, чтобы разговор о лирическом герое стихов стал разговором о них самих; во-вторых, это уроки развития творческих способностей: здесь и конкурс рисунков, выпуск стенгазет, журналов, конкурс на лучшего чтеца, написание сочинений-размышлений; в-третьих, эта тема дает возможность показать взаимопроникновение литературы и музыки, поскольку известно, что сама М. Цветаева была музыкальна и стих ее музыкален, и, наконец, ученики смогут увидеть место поэта в литературном процессе.
-
Урок внеклассного чтения: "Сказочники мира так прекрасно разны!" 2006
Урок разработан в форме телевизионной игры "Счастливый случай" и даёт возможность проверить знания с учащимися произведений русских и зарубежных сказочников XIX века. От конкурса к конкурсу ребята раскрывают свои творческие способности, учатся работать в команде, расширяют кругозор, узнают много интересного за страницами школьного учебника.
-
Открытый урок по литературе на тему: "Листая страницы книг" 2006
Вследствие изменения функций современной семьи – поиск средств существования – функция обучения в сложном мире взаимоотношений полностью перешла к образовательным учреждениям. Литература как предмет является тем миром, в котором, не нанося вред и ущерб окружающим, можно экспериментировать в решении таких вопросов. Данный урок является одним из вариантов творческих лабораторий, в котором с помощью анализа и синтеза методом проб и ошибок студенты постигают такие понятия, как поступок и проступок, виновность, справедливость, гуманность и бесчеловечность.
-
Внеклассное мероприятие по литературе на тему: "Белая береза – русская душа" 2006
В связи с возрождением национальных традиций является актуальной проблема формирования ценностного отношения к миру. Ребятам дана возможность по-особому ощутить чувство Родины и стать достойным звеном в цепи поколений и продолжателем национальных традиций; они получат сведения из истории, увидят танцевальную композицию, узнают об орфографических нормах, этимологии слова, о многообразии видов берез; о культуре России.
-
Уроки развития речи по литературе 2006
Предложенные уроки, по моему мнению, развивают творческий потенциал учащихся, помогают усвоению материала по литературе второй половины XIX века и способствуют снятию негатива по отношению к предмету.
-
Урок литературы в 8-м классе по произведению "Маленький принц" 2006
Произведение Антуана де Сент-Экзюпери изучается в 8-м классе. Этот урок знакомит учеников с философской сказкой "Маленький принц". Необходимо донести до учеников, что надо научиться отвечать за жизнь на Земле, любить и доверять своему сердцу. На уроке ребята знакомятся с биографией Антуана де Сент-Экзюпери, читают и анализируют сказку "Маленький принц", исполняют песню "Маленький принц", читают стихи.
-
Внеклассное мероприятие по литературе: игра "Что? Где? Когда?" по сказке А.Погорельского "Черная курица" 2006
Cказка “Черная курица” написана очень давно: впервые она была напечатана в 1829 году. Не было тогда автомобилей, трамваев. Вряд ли вы увидите сейчас извозчика в Петербурге. И школы сейчас не такие, и учатся совсем не так, и одеваются люди по-другому, и разговаривают иначе. Почему же теперь, спустя столько лет, мы читаем эту сказочную повесть с таким увлечением, с каким читали ее наши прабабушки и прадедушки? Наверное, каждый в этой сказке находит что-то свое. Посмотрите маленький эпизод из этой сказки.
-
Урок литературы "Пока не стало поздно" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма", проведенный по технологии встречных усилий 2006
Урок по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" был представлен на районном конкурсе "Учитель года". Цели урока: знакомство учащихся с произведением К.Г. Паустовского, развитие читательского мастерства, воспитание бережного и благодарного отношения к своим родителям.
-
Открытый урок по литературе в 6-м классе на тему: "Где же ваша Синяя птица?" (по феерии М. Метерлинка "Синяя птица") 2006
Это произведение – благодатная почва для разговора с подростками о незыблемом. Дети невольно приходят к мысли о добре, о необходимости стремиться к человеческим ценностям – к домашнему очагу; о любви к родителям, о справедливости, о гармонии, о том, что значит – быть счастливым. А счастье человека – в бесконечности познания жизни. Каждое новое поколение будет вновь и вновь упорно искать и открывать для себя что-то непознанное – искать своё счастье!
-
Теория литературы и современный урок литературы 2006
Как органично включить знания по теории литературы в творческий процесс (а любое сочинение, рецензия, анализ лирического произведения – процесс творческий)? В каком направлении необходимо двигаться учителю, чтобы научить ребёнка видеть художественные средства выразительности, понимать, почему именно эти тропы использует автор при создании того или иного характера, при изображении пейзажа или явления жизни? Ответы на эти вопросы в практической части статьи – уроке литературы.
-
Проблемы жанра и литературного направления в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2006
Данная работа представляет собой подробную разработку урока по теме «Проблемы жанра и литературного направления комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"». Урок проводится в классе гуманитарно-филологического профиля. Целями этого занятия являются знакомство с художественным своеобразием жанра комедии (комическое в речи героев, юмор характеров и положений), выделение черт трёх литературных направлений в комедии "Горе от ума" (принципы классицизма и отклонения от них, роль романтических мотивов, реализм Грибоедова), актуализирование содержания литературоведческих терминов: "гипербола", "алогизм", "пародия", продолжение формирования умений работы с текстом художественного произведения.
-
Внеклассное мероприятие: "Лишь коснешься обложки несмелой рукой" 2006
Внеклассное мероприятие является итоговым в цикле занятий "Развивайте дар слова", который направлен на развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста и воспитание любви к книге как источнику знаний, интеллекта и культуры.
-
Счастливая судьба (о творчестве Л. Ошанина) 2006
30 мая 2007 года исполняется 95 лет со дня рождения поэта-песенника Л.И. Ошанина, несправедливо забытого в наше время. Л. Ошанин – это классика, это – история. На его произведениях можно и должно воспитывать и патриотизм, и чувство слова, и красоту, и доброту, и нравственность. Простота и глубокий смысл, общечеловеческие идеалы и возвышенность чувств, необыкновенная мелодичность и естественность – вот что отличает поэзию Льва Ошанина.
-
Сценарий урока – мастерской ценностных ориентаций в 5-м классе по теме: "Нравственные истины и традиции эвенкийского народа в поэме З.Я. Яхнина "Легенда о Ховеко" 2006
Многообразны пути открытия Сибири как духовной сокровищницы, значение которой в жизни каждого сибиряка предстоит еще осмыслить на уроках по изучению литературы Красноярского края. Урок – мастерская ценностных ориентаций и построения знаний представляет собой еще одну ступень открытия учащимися своего родного края. Цели и задачи урока по изучению поэмы "Легенда о Ховеко" были реализованы в рамках компетентностного подхода. На уроке были использованы интегративные проектные формы работы, представлены инсценировки, проведена работа по составлению словаря "Легенды о Ховеко" с компьютерной презентацией "Центр Земли". Урок-мастерская – это 12 учебных ситуаций. В каждой из них учитель обращается к социальному опыту учащихся, предоставляет им возможность самореализации, продолжает формирование их духовного опыта.
-
Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс 2006
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "В.И. Белов – "поэт жизни действительной". Нравственный потенциал романа "Кануны" 2006
Первый урок (из двух предполагаемых) по творчеству В.Белова завершает изучение творчества представителей "деревенской прозы" В.Распутина, В.Шукшина, В.Астафьева, Ф.Абрамова, Б.Можаева. Используемые формы и методы призваны развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, умение анализировать эпизоды текста и давать оценку поступкам героев, воспитывать высокие нравственные чувства в учащихся.
-
Литературный вечер "Диалоги о В.М. Шукшине" 2006
На литературном вечере идет спор о тех вопросах, которые поставил В.М. Шукшин и решать которые завещал нам. Речь идет об уроках В.М. Шукшина, о способе жить в искусстве, о позиции художника. На вечере прозвучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки из статей, стихи и песни.
-
Урок литературы по теме: "Мифы Древней Греции". Тесты 2006
Предлагаю вашему вниманию тест-викторину к заключительному уроку "Мифы Древней Греции". Вопросы и тест составила сама.
-
Индивидуально ориентированная система обучения на уроках литературы (из опыта работы) 2006
Традиционная система обучения ограничивает свободу ученика: её целью являются знания, умения и навыки (ЗУНы). В индивидуально ориентированной системе обучения (ИОСО) ЗУНы – средство развития. Моя задача – создать условия для развития каждого ученика, который должен получить "практику успешности" в любой деятельности и вне её через уроки литературы по технологии ИОСО.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Использование выразительных возможностей цвета для передачи лирического настроения в творчестве Сергея Есенина" 2006
Задачи урока: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; углубить представления о есенинской поэтике в одном из её важнейших аспектов; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение и навыки выразительного чтения; продолжить формирование навыков исследовательской работы; показать глубокое чувство родной природы и Родины в лирике Сергея Есенина; воспитывать интерес к чтению.
-
Игра-путешествие "Сказочное царство Пушкина" 2006
Сказки А.С. Пушкина – настоящий кладезь для нравственного и эстетического воспитания, воспитания читательской культуры, знакомства с секретами поэтического мастерства и художественными средствами литературы. Отличное знание пятиклассниками сказок А.С. Пушкина дает возможность сделать игру занимательной и применять различные формы работы: литературную игру – путешествие по сказочному царству, рассчитанную на повторение сказок А.С. Пушкина и развитие внимания учащихся к слову поэта (для игры используются карта сказочного царства и подорожная грамота); инсценирование эпизодов сказок (по выбору учащихся).
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Вильям Шекспир "Гамлет". Центральный конфликт трагедии. Гамлет как носитель основной идеи произведения" 2006
Изучение трагедии В.Шекспира "Гамлет" входит в курс литературы 9-го класса. Как правило, педагогами уделяется недостаточно внимания произведениям зарубежной литературы, что связано с нехваткой времени для их изучения, недостаточным количеством часов для более подробного ознакомления с шедеврами мировой классики. В связи с этим предлагаемый урок – это одна из возможностей расширить представления учащихся о литературном контексте, в котором развивалась русская литература, и вместе с этим это попытка углубить их знания о мировой литературе. Цели данного урока – формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, приобщение учащихся к богатствам мировой литературы, использование воспитательного потенциала зарубежной классики, формирование эстетического вкуса, развитие литературных способностей.