Интегрированный урок по литературе и химии на тему "Встречай, Москва, мы на твоем пороге!"

Разделы: Химия, Литература


Цели урока:

  1. Содействовать формированию представления о причинно-следственных связях явлений, о познаваемости мира.

  2. Способствовать развитию монологической речи, развитию эмоций, творческих способностей; развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать; развивать дикцию, умение держаться на сцене.

  3. Акцентировать внимание школьников на возможность интеграции курсов литературы, химии и истории.

Тема урока объявляется заранее (за 10-14 дней). Ученики отбирают необходимый материал, готовят индивидуальные сообщения, иллюстрации к уроку, изготавливают газеты с интересными фактами по данной тематике.

Формируются группы:

  1. «Театральная мозаика» (металлы). Готовят сценку.

  2. «Историческое бюро». Собирают интересные факты, связанные с историей Москвы, ее памятниками, церквями, соборами.

  3. «Поэтическая карусель». Подбирают стихотворения, отрывки из прозы, посвященные Москве и металлам.
  4. «Московские новости».
  5. «Информационный рынок». Обе группы делают подборку статей посвященных московской кухне, лечению металлами.

  6. «Сила факта и аргумента». Организуют выставку изделий из различных металлов (подковы, дверные петли, старинные утюги, подсвечники, изделия из золота и серебра и т.д.).

Оборудование к уроку:

а) Доска: тема, эпиграф, зрительный ряд (изображение Царь-пушки, Царь-колокола, репродукции картин «Московский дворик» В.Д.Поленова, «Вид Московского Кремля со стороны английской набережной» П.П.Верещагина, изображения старой Москвы 18 века - М.Махаев, Ж.Делабарт, М.Казаков, Ф.Дюрфельт и другие.
б) Компьютер для демонстрации слайдов.
в) Выставка изделий из металлов.

Ход урока

…Москва!.. Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
А.С.Пушкин

…едва где сыщется столица как Москва.
А.Грибоедов

На фоне колокольного звона звучит отрывок из «Слова о погибели Русской земли».

Учитель. «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская!

Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»

Учитель. Странный мы все-таки народ - россияне. Далекие заморские страны манят и влекут нас больше, чем родное отечество. Если и отправляемся мы в путешествие или едем на море, то непременно во Францию Испанию Италию или, на худой конец, в Турцию. При отсутствие достаточного количества валюты сидим дома, забывая о том, что и Россия богата удивительными местами, уникальными памятниками. А ведь еще великий Гете советовал: прежде чем устремиться в даль, необходимо увидеть то прекрасное, что лежит совсем близко.

Следуя мудрым наставлениям классика, давайте отправимся в столицу РФ – Москву.

Возможно, со временем возникнут города на земле во сто крат многолюдней, но наша Москва не повторится никогда. Москва не просто центр нашей родины – часть души каждого из нас принадлежит Москве. «Москва как много в этом звуке для сердца русского слилось. Как много в нем отозвалось!» - писал А.С. Пушкин. Ему вторил Лермонтов: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын. Как русский – сильно, пламенно и нежно!». Москва громадная летопись, в которую уместилась вся история народа русского. Перед каждым из нас Москва открывается вновь и вновь, иногда самыми неожиданными сторонами. Москва не только город, а целый мир, его постигает каждый по-своему, в меру отпущенных сил, знаний, возможностей, зоркости.

Встречай, Москва, мы на твоем пороге!

Представителей из групп «Поэтическая карусель» и «Московские новости» мы просим вести путевой дневник и фиксировать интересные факты, а в конце урока представить отчет – творческую миниатюру.

Что известно современному человеку, увлеченному литературой и химией об истории Москвы? Необычный вопрос. Искусство и наука, казалось бы, они так далеки друг от друга. Но мы попытаемся найти точки соприкосновения, и помогут нам в этом знания, полученные на уроках литературы и химии.

Вспомните строки из произведений русских писателей и поэтов, в которых воспевается красота Москвы.

Реализация домашнего задания.

Над Москвою, как владыко,
Жаром золота облит,
Весь в лучах Иван Великий
Прямо на небо глядит!
С.Филимонов

«…Москва не есть обыкновенный большой города, каких тысячи; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке… нет! у нее есть своя душа, своя жизнь. … Как у океана, у нее есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный».

М.Ю. Лермонтов «Панорама Москвы»

Едва где сыщется столица, как Москва.
А.С.Грибоедов

Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля – богатыря?
Кто собьет златую шапку у Ивана – звонаря?
Кто Царь – колокол подымет?
Кто Царь - пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?
Ф.Глинка

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной,
Из-за дальних лесов, из-за синих гор
По тесовым кровелькам играючи,
Тучи серые разгоняючи
Заря алая подымается.
М.Ю.Лермонтов

Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать не возможно… Надо видеть, видеть… надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению!
М.Ю.Лермонтов.

Облака – вокруг! Купола – вокруг.
Надо всей Москвой – сколько хватит рук!
М.Цветаева

Учитель. Какие средства художественной выразительности использовали авторы, для того, чтобы показать величие столицы, подчеркнуть особые, присущие только ей черты?

Ответы учеников.

Обратите внимание, как часто повторяются эпитеты «златая», «златоглавая», «золотая»?

Действительно, золотые купола всегда были неотъемлемой частью Москвы. О каких химических свойствах этого металла вы можете рассказать.

Ответы учеников.

Золото – один из наиболее популярных химических элементов, который послужил процветанию этого города.

В исполнении ученика звучит песня О.Газманова «Москва! Звенят колокола!».

Инсценировка «Столицу русскую прославили металлы» (по материалам Е.П.Сергеевой «Москву прославили металлы…»).

В желтой мантии с короной на голове под бравурную музыку выходит Золото.

Золото. Добрый день, господа. Мы с вами знакомы с древних времен. Человека привлекает во мне блеск и хорошая ковкость, привлекательный цвет и устойчивость к атмосферным воздействиям. Золотые покрытия были известны многие столетия назад. К дереву, меди, а позже к железу специальными клеями, лаками прикрепляли тонкие листы золота. Так золотили купола церквей и соборов. (Демонстрируются слайды с изображением храма Христа Спасителя, храма Святителя Николая в Толмачах и др.). Москвичи любили украшать свой город церквами с золотыми куполами. Поэты и писатели не раз воспевали их в своих произведениях.

Семь холмов – как семь колоколов.
На семи колоколах – колокольни.
Всех счетом: сорок сороков –
Колокольное семихолмие.
М.Цветаева.

И башенки буравами
Взвивались по бокам,
И купола булавами
Грозили облакам!
А.А.Вознесенский.

Вот и Красное крыльцо!
Погляди с него, родная:
Златом куполов блистая,
С Воробьевскою горой
Вся Москва перед тобой
В.Филимонов

Скинув шапку на Поклонной,
Не сочтешь в Москве крестов,
Сто палат у ней огромных,
Храмов сорок сороков.
В.Филимонов

Ученик из группы «Информационный рынок». Но не только золотые купола Москвы известны во всем мире. (Слайд с изображением рубиновых звезд Кремля, Константино-Еленинская, Набатная, Царская и Спасская башни).

Рубиновые звезды Кремля вызывают восхищение у гостей и жителей столицы. Они горят на пяти башнях и по – настоящему уникальны – сделаны из особого трехслойного стекла. Цвет стеклу придает соединение золота, растворенное в нем при варке. Каркас из нержавеющей стали покрыт золотом толщиной 50 микрон. Звезды, как и сам Московский Кремль, являются символом нашей страны.

Золото. Да, меня по достоинству оценили в Москве, так как я один из самых почитаемых и уважаемых металлов. Не даром лучшие мои самородки хранятся в Алмазном фонде. Многие из них имеют причудливую форму, благодаря которой и получают название. Один из самородков называется «Заячьи уши» - на них он похож по форме. А «тянут» такие «ушки» на 3 килограмма 344 грамма! (Слайд с изображением изделия из золота, золотых слитков). А есть еще крупные самородки из-за необычности форм названные «Лошадиная голова», «Верблюд», «Сапожок», «Мефистофель». А один из крупнейших в мире золотых «булыжников» называется «Большой треугольник». Это 36 килограммов чистого золота!

Обо мне можно рассказать еще много удивительного. Творческие люди не раз обращались к моей благородной персоне, увековечивая мое имя в стихах и прозе.

Выступают учащиеся из групп «Информационный рынок» и «Поэтическая карусель», дополняя рассказ Золота.

«За всю историю человечества золота добыто 90 тысяч тонн».

«Золото очень пластичный металл. Из одного кусочка массой равной 1 грамм можно изготовит проволоку длинной 800 метров или изготовить лист в 200 раз тоньше человеческого волоса».

«Золото – один из красивейших металлов. Древние народы сравнивали его с утренней зарей. В литературе с золотом отождествляют все прекрасное, ценное, долговечное».

И тогда великий Святослав
Изронил свое золотое слово…
«Слово о полку Игореве».

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой? …
Ф.И.Тютчев

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал –
Наследье бранного востока.
М.Ю.Лермонтов

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
С.Есенин

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым,
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
С.Есенин

«Слово «золотой» используется как красочный эпитет: «золотые руки», «золотая осень», «золотое сердце».

«Золото используется как валюта, денежный эквивалент труда».

«Из золота изготавливаются зубные протезы, электроды в кардиостимуляторах» и т.д.

Золото. Но что все обо мне и обо мне! Да я царь металлов, но о своих подданных не забываю. Ведь они тоже постарались для становления и процветания Москвы. Металлы, прошу вас!

Звучит отрывок «В пещере горного короля» из музыки Э.Грига к драме Э.Ибсена «Пер Гюнт».

Выходят металлы: Железо, Медь, Натрий. Занимают места возле трона Золота.

Железо. Не хотелось бы огорчать тебя, Золото, и прерывать твою хвалебную песнь. Но самый знаменитый металл в столице – это я.

Металлургические мастерские в Москве, в которых варили сталь и получали железо из руды, существовали уже в 12 веке. Производство это было очень важно для города. Из сырья, изготавливаемого в мастерских, кузнецы делали необходимые для москвичей вещи.

- Эй, кузнецы! Где ваша былая слава?

Инсценировка песни «Во кузнице».

Один из кузнецов демонстрирует выставку изделий из металлов.

Какие только изделия не делали кузнецы. Подковы, замки, ключи, коромысла, дверные петли, инструменты, железные ограды. Некоторые из них можно увидеть на улицах Москвы.

Некоторые изделия были изготовлены не из чистого железа, а из сплавов.

Из специальной колокольной бронзы отливали колокола. В бронзу кроме меди входило олово и добавки свинца (около 2 %).

Звон колоколов – это особый язык Москвы. Вот как писал о нем М.Ю.Лермонтов: «Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей раздается согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена, в которой густой рев контрабаса, треск литавр, с пением скрыпки и флейты, образуют одно великое целое…».

Звучит колокольный звон из оперы Мусоргского «Борис Годунов» или «Пасхальная увертюра» Римского-Корсакова.

Учитель (на фоне музыки). Далеко за пределами Кремля был слышен звон колокольный, но прежде чем «вырваться» за могучие стены, «проплывал звон над куполами и крышами многочисленных кремлевских храмов и дворцов, красота и величие которых и поныне поражает воображение всех, кто оказывается на территории древнего Московского Кремля.

Каждый знает, какие сильные впечатления может производить колокольный звон при особенных обстоятельствах и душевных настроениях человека.

Ученик из группы «Историческое бюро». По народным поверьям, влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять сами нечистые силы, и шабаш их тотчас же пропадает с первым ударом колокола, равно как теряет силу всякое волшебство, всякое гадание.

Звук колокола производит иногда отрезвляющее, спасающее действие на человека, находящегося на краю нравственной и физической гибели, говоря ему о чем-то таком, что выше его страданий, что может дать новое содержание, новый смысл его жизни.

Видя в колоколе средство для прославления Бога, русский народ, особенно в прежнее время, относился к нему с благоговением и трепетом и благодаря этому связал с ним много суеверий, примет и обычаев.

Так, например, от места отливки до колокольни, на которую должен быть помещен колокол, его обязательно переносили на руках, за исключением случаев, когда отливка производилась в другом городе.

Колокола русских мастеров – литейщиков даже за границу вывозили. И поныне на ратушах и звонницах многих европейских городов разливаются малиновым звоном русские колокола.

Демонстрируется слайд с изображением старого сундука.

Учитель. Обратите внимание на этот старинный сундук. Такие сундуки, украшенные ажурными полосками из железа, изящными коваными ручками, резными накладками для замка, стояли на почетном месте в любом московском доме. В них хранилось различная домашняя утварь, одежда, собиралась девичье приданое.

Железо (указывая на сундучок, стоящий в углу). А это чье богатство? Давайте посмотрим, что здесь спрятано.

Алюминий (возмущенно). Не торопись! Не пришло еще время эту тайну открывать.

Железо. Вот новости! Так он твой, алюминий? И что же ты там скрываешь ложечки да кастрюльки алюминиевые, а может черепушки глиняные? Кому ж это интересно? Вот мои изделия всей Москве известны уж не одну сотню лет! А ты чем похвастаться можешь?

Алюминий. Придет черед, узнаешь!

Золото. Не спорьте, господа металлы. Сейчас о своих секретах нам Медь поведает.

Медь. Да, я тоже металл полезный не только ты железо можешь похвалиться своими металлургическими мастерскими. Славилась древняя Москва и мастерскими по литью цветных металлов – меди, серебра, бронзы.

Медь часто использовалась в сплавах с другими металлами. Бронза – один из таких сплавов.

В большом количестве в России изготавливались бронзовые пушки. С 1479 года в Москве существовала «пушечная изба», а с 1488 года на берегу Неглинной появился Пушечный двор. Память об этом дворе и поныне сохранилась в названии улицы Пушечной. Здесь была отлита Царь – пушка. Это настоящее чудо русского литейного искусства 16 века. Ныне она установлена в Кремле, возле церкви Двенадцати Апостолов. Эта пушка – самое большое по калибру орудие в мире. А отлил ее в 1586 году знаменитый пушечный мастер Андрей Чохов. Мастер прославился на всю страну своими пушками необычайно большого размера.

Ученик из группы «Историческое бюро». В те времена пушкам принято было давать имена – Лисица, Волк, Лев, Ахиллес, Аспид и, наконец, Царь-пушка.

Она сразу потрясла москвичей своими размерами. Ее длина 5,34 метра, калибр 890 миллиметров, а весит она 40 тонн. В ее дуле вполне на ночлег можно разместиться!

Царь-пушка поражает также красотой отделки. На правой стороне пушки изображен царь Федор Иоаннович – сын Ивана Грозного. Украшена пушка изящными узорами, пояснительными надписями.

Стрелять она должна была не большими ядрами, которые сейчас лежат возле нее – они декоративные, а картечью, или каменным дробом. Потому и называли еще Царь-пушку «Дробовиком Российским».

Почему не поучаствовала пушка в защите Москвы? Почему не стреляла? Она могла быть использована москвичами в 1591 году против хана Казы-Гирея, но не рискнул тогда хан подступить к городу, развернув войска, убрался восвояси. А в 1612 году в Москву рвались поляки и литовцы, но использовать Царь-пушку было нельзя, так как бои шли на улицах города и выстрелы из нее, наверняка ранили бы не только врагов, но и русских ратников, да и строениям был бы причинен ущерб.

Царь-пушка - самое большое орудие из известных в мире на то время, когда она была сделана.

Ученик из группы «Сила факта и аргумента». Но есть в Кремле еще одно чудо из металла, судьба которого в чем-то похожа на судьбу Царь-пушки. Это Царь-колокол, отлитый по приказу Анны Иоанновны известными литейщиками – отцом и сыном Маториными. (Демонстрация слайдов). Предназначался колокол для Ивановской колокольни. Его масса – 200 тонн, высота – 6,14 метра, диаметр – 6,6 метра.

В 1737 году в Кремле вспыхнул пожар. Колокол раскалился, и москвичи боялись, что он начнет плавиться. В панике лили они на колокол холодную воду. От этого он дал трещину, и от него отвалился огромный кусок.

Теперь гигант стал непригодным и, казалось, совсем бесполезным. На долгих 99 лет о нем просто забыли. Он так и лежал в своей яме. Лишь в 1836 году его удалось поднять на поверхность земли и поставить на постамент. Даже покалеченный пожаром он потрясает воображение своими размерами. Он столь огромен, что в нем могут разместиться несколько человек, как в шатре-палатке. Чудесен Царь-колокол тем, что он самый большой и самый … молчаливый в мире.

Звучит песня «Колокольный звон России» в исполнении учениц.

Кальций. Да, Медь, Царь-колокол никогда не звонил, а Царь-пушка никогда не стреляла.

Медь. Но они стали неотъемлемой частью нашей русской культуры. Царь-пушка уже одним своим видом внушает уважение к себе и к таланту своего создателя. Она «может по справедливости считаться первым московским чудом» - так утверждал историк, художник и археолог 19 века К.Я.Тромонин. Да и беззвучный Царь-колокол красноречиво повествует о том, какие дива дивные могли творить мастера на Руси. А вот твои дары, Кальций, остались сокрыты в глубине веков.

Кальций. Ты права, Медь. И хотя мой подарок москвичам прослужил не долго, все же он не менее знаменит.

Во второй половине 14 века князь Дмитрий Донской повелел возвести вокруг своего города новые крепостные стены из белого известняка, состоящего из карбоната кальция. Кремлю от Мячковских каменоломен потянулись телеги с белым камнем. Из него же и церкви московские возводили – белые красавицы, с золотыми куполами, стройные, словно церковные свечки. Подобно белому лебедю, над Москвой-рекой засияли белоснежные стены и башни Кремля.

Сто с лишним лет прослужил белокаменный Кремль москвичам верой и правдой, отражая набеги врагов и перенеся не один пожар. Потом стены его снесли, построили новые – уже из кирпича, но столицу по-прежнему называют белокаменной.

Над Москвой великой, златоглавой,
Над стеной кремлевской белокаменной…
М.Ю.Лермонтов

Москва белокаменная
Москва камнекрасная
Всегда была мне
Мила и прекрасна.
В.В.Маяковский

С белокаменной Москвой,
С целой русскою страной
Благоденствуй в светлой доле,
Русской славы Капитолий!
В.Филимонов

Натрий. Огромную роль сыграли вы, братья металлы, в развитии первопрестольной. Но и я сделал не меньше вашего. Жизнь москвичей со мной стала более насыщенной и более вкусной. Догадались, о чем я говорю? (Демонстрирует пачку соли). Конечно, трудился я не один, а в соединении с хлором. Но ценность моя от этого ничуть не меньше. Ведь соль в прежние времена была и важным предметом торговли, и источником для пополнения казны. Не редко увеличение налога на соль было причиной народных волнений («соляных бунтов»). Случались такие восстания и в Москве (например, в 1648 году в период царствования царя Алексея Михайловича).

Русские люди всегда славились своим хлебосольством, а какое же застолье без соли?

Ученики из группы «Московские новости». Многие произведения русских писателей и поэтов содержат описания веселых застолий. А.С.Пушкин в «Послании к Юдину» рисует нам картину обеда:

Но вот уж полдень. В светлой зале
Весельем круглый стол накрыт;
Хлеб-соль на чистом покрывале,
Дымятся щи, вино в бокале,
И щука в скатерти лежит.
Соседи шумную толпою
Взошли, прервали тишину,
Садятся; чаш внимаем звону.
Все хвалят Вакха и Помону
И с ними красную весну…

Обед для русского человека всегда был чем-то большим, чем простое насыщение. Совместная еда – не бытовая подробность, а символ единения.

Вспомните роман И.А. Гончарова «Обломов».

Обломовка! Вот уж где любили поесть сами и вкусно накормить гостей. «Главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом… Всякий предлагал свое блюдо, всякий совет принимался самостоятельно и потом принимался или отвергался по окончательному приговору хозяйки». А после обеда благодарные гости наполняли дом весельем и радостью. «Хохот разлился по всему обществу, проник до передней и до девичьей, объял весь дом… все хохочут долго, дружно, несказанно, как олимпийские боги»

Еда и в своей семье, и на миру испокон веков была у славян священнодействием, обрядом. Веселое о непринужденное общение, дружеская семейная беседа, обсуждение предстоящих дел – все происходило за столом.

Стол был сплочением семейного братства, а соль (химический элемент натрий) способствовал укреплению дружеских отношений.

Древнероссийским царедворством
Древнепрестольная полна,
Москва – старушка хлебосольством
Бывала исстари славна.
На Знаменке живал не турок, не татарин,
Не фон, залетный молодец, -
Старинный, русский, знатный барин,
Гостеприимства образец
В.Филимонов

Ученики из группы «Московские новости» раздают рецепты московской кухни.

Алюминий (держа в руках сундук). Но вот пришел и мой черед рассказать о своих секретах.

Открывает сундук, в котором сверкают драгоценные камни (елочная гирлянда).

Металлы в изумлении восклицают:

- Драгоценные камни!!!

Алюминий. Не удивляйтесь, я не случайно принес их сюда. Основа многих минералов (рубинов, сапфиров, изумрудов, гранатов, аквамарина, шпинеля) составляет оксид алюминия.

Ювелиров привлекают замечательные свойства драгоценных металлов и камней. Из них изготавливают ювелирные изделия. Лучшие из них хранятся в Алмазном фонде и в Оружейной палате. Много времени понадобится на то, чтобы подробно рассказать обо всех удивительных экспонатах и описать их великолепие. Это надо видеть! Не зря именно в Оружейную палату и в Алмазный фонд мечтаю попасть гости Москвы, ведь именно экспонаты, хранящиеся там, составляли царскую казну, о сказочном богатстве которой ходили легенды.

К диковинкам Оружейной палаты относятся золотые, украшенные драгоценными камнями венцы, короны, державы, скипетры – символы государственной власти.

Неповторимые ювелирные украшения 18-19 в.в. хранятся в Алмазном фонде. Каждая вещь – неповторима! В 20 веке сокровищница Кремля пополнилась новыми необычно крупными драгоценными камнями и оригинальными произведениями ювелиров.

Не все знают, что своей красотой драгоценные камни обязаны нам металлам. Мы придаем им разнообразные оттенки и удивительный блеск.

Мастера – ювелиры говорят, что не сразу удается увидеть всю красоту драгоценного камня, надо суметь повернуть его нужной гранью, чтобы он заиграл особым, присущим только ему светом. Вот так и древняя Москва: чтобы проникнуться ее очарованием и величием, необходимо время и умение вглядеться в ее дома и улицы, научиться видеть удивительное и чудесное рядом с собой.

Учитель. Вы подготовили увлекательный материал, посвященный Москве и прославившим ее металлам, внимательно следили за происходящим на уроке, а значит, без труда справитесь с практическими заданиями.

Работа по группам.

1. Сегодня среди металлов нет еще одного уникального элемента – калия. Он тоже важен для москвичей (и не только для них), необходим для их рациона.

Решите задачу. В ста граммах кураги содержится 2,034 грамма калия. Сколько грамм кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия. Суточная норма ионов калия – 3,5 грамма.

2. Отгадайте кроссворд.

1) На банкете у Наполеона Ш знатным людям подавали приборы из этого металла. (Алюминий)
2) Именно с помощью этого металла делают хорошие зеркала. (Серебро).
3) Какой металл, как считают современные ученые, сгубил Римскую империю? (Свинец).
4) Лет двести назад, врачи рекомендовали его в виде порошка, обсыпанного сахаром. (Железо).
5) На какую цифру поставить «Й», чтобы получилось название всем известного металла. (Натрий).
6) В середине века заметили, что если изделия из этого металла обработать горькой редькой, то они заблестят как золотые. (Медь).

3. Напишите сочинение – миниатюру «Москву прославили металлы…»

Работы учеников.

На свете есть тысячи мест удивительных и прекрасных. Но Москва не повторится никогда.

Москва - это часть души каждого человека. Я думаю, многие согласятся со мной, что процветанию Москвы послужили металлы.

Когда солнце светит над столицей, тысячи сверкающих бликов разбегаются от золотых куполов, рождается звон. Он изгоняет все нечистое лживое из сердец русских людей, вселяет надежду и веру в светлое будущее.

Мне хочется верить в то, что люди, металлы, все живое и неживое вокруг нас будет жить в гармонии, прославляя не только Москву, но всю Россию.
Дарина В.

Велик вклад Москвы в историю славянской культуры. Множество замечательных памятников расположено на московской земле, знакомство с ними расширяет наш кругозор. Но главная их ценность состоит в том, что они рождают в нашей душе чувство гордости за родное Отечество.

Человек умелый, творческий послужил процветанию Москвы, а химические элементы ему помогли. И нельзя определить, чья заслуга больше.

Золото подарило святой блеск церковных куполов, бронза - очищающий звон колоколов, кальций – белокаменный Кремль (увы, не сохранившийся). А предметы быта из железа и алюминия? Несомненно, все они прославили Москву, но нельзя забывать человека – создателя. Как говорил Н.Некрасов:

Воля и труд человека,
Дивные дивы творят!
Евгения Г.

4. Назовите произведения, в названиях которых упоминаются металлы. Укажите авторов.

5. Отгадайте кроссворд, назовите ключевое слово.

1) Определите какое изобразительное средство использует автор.

Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ…
Н.Заболоцкий.

2) Назовите синтаксическую фигуру

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай…
Н.Некрасов.

3) Назовите синтаксическую фигуру.

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
С.Есенин

4) Определите особенности фонетического строя речи.

Где он, бронзы звон или гранита грань…
С.Есенин

5) Определите средства художественной выразительности.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
И.Бунин

6) Определите средства художественной выразительности.

В сто сорок солнц закат пылал…
В.Маяковский.

                     МЕТАФОРА
          АНАФОРА
         ИНВЕРСИЯ
              ЗВУКОПИСЬ
             СРАВНЕНИЕ
ГИПЕРБОЛА

Подведение итогов, группы демонстрируют выполнение заданий.

Учитель. Москва не повторится никогда. Москва – земля, Москва – отечество, Москва – родина, Москва – мир.

Звучит песня «Московские окна» в исполнении учеников.

Каждому ученику раздается «Гематоген» (для того, чтобы восполнить ионы железа в крови) и подборка материалов о лечении с помощью металлов.

Приложение

Литература:

  1. Александров Ю. Москва заповедная. М., «Московская правда», 1987

  2. Сергеева Е.П. «Москву прославили металлы…» // Я иду на урок химии. М., «Первое сентября», 2002.

  3. Слово о погибели Русской земли. // Древнерусская литература. М., АСТ Олимп, 1998.

  4. Я познаю мир. Музеи и усадьбы Москвы: энциклопедия / О.Г.Жукова. М.. «Издательство Астрель», 2007.

  5. Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи: энцикл./ С.В.Истомин. М., «Издательство Астрель», 2007.