Урок внеклассного чтения в 6-м классе по рассказу В.Солоухина "Мститель"

Разделы: Литература


Оборудование урока.

  1. Портрет В. Солоухина.
  2. Рассказ В. Солоухина «Мститель».
  3. Карточки с отрывком из стихотворения А. Ахматовой «Тайны ремесла»
  4. Тайны ремесла

    А каждый читатель как тайна,
    Как в землю закопанный клад,
    Пусть самый последний, случайный,
    Всю жизнь промолчавший подряд.
    Наш век на земле быстротечен,
    И тесен назначенный круг,
    А он неизменен и вечен –
    Поэта неведомый друг.

  5. Рисунки учащихся.
  6. Плакаты с лексическим значением слов: месть, коварство, гуманизм.
  7. Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.

    Коварство – намерение совершить зло, прикрытое добром.

    Гуманизм – любовь к людям, человеколюбие.

  8. Кроссворд для проверки знаний учащихся по теме урока. (Приложение1)

Цели урока.

  1. Образовательные цели:
    1. Формирование следующих специальных умений и навыков:
      • определять тему и идею произведения,
      • раскрывать смысл названия произведения,
      • характеризовать героев художественного произведения,
      • делать иллюстрации к художественному тексту.
    2. Закрепление следующих общих учебных умений и навыков:
      • работать с текстом (акцентное вычитывание, нахождение ответов на вопросы, выразительное чтение),
      • раскрывать лексическое значение слов.
  2. Развивающие цели:
    1. Формирование умений:
      • анализировать,
      • сравнивать,
      • обобщать.
    2. Развитие речи учащихся.
  3. Воспитательные цели:
    1. Формирование гуманистической позиции.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.
  3. – Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу В. Солоухина «Мститель». В. Солоухин – один из писателей, который очень много писал для детей. Дома вы прочитали один из его рассказов. Но начать нашу работу я бы хотела с отрывка стихотворения А. Ахматовой «Тайны ремесла», текст которого перед вами (чтение учителем стихотворения).

    – О чем это стихотворение? (О неразрывной связи читателя и писателя).

    – О каком читателе мечтает автор? (О читателе - друге, который сможет открыть тайны, скрытые в тексте).

    ­ Каждый урок литература является для нас открытием тайн ремесла писателя, что помогает нам стать настоящими читателями. И сегодняшний урок по рассказу В. Солоухина будет еще одной ступенькой к постижению тайны текста.

  4. Работа с текстом В. Солоухина «Мститель».
  5. – О чем рассказ В. Солоухина «Мститель»? (Об обиде, злости, о желании отомстить)

    – Правильно, но мне еще кажется, что о любви. Удивлены? Кто же прав. Решить нашу проблему поможет текст.

    Сколько героев в тексте? (Два: герой-рассказчик, Витька Агафонов)

    – Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, кроме того, он участник всех событий в произведении)

    С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)

    – Какое настроение у героя-рассказчика? Докажите текстом. (Радостное: «дурачились как могли», «копать картошку - чудесное занятие», «Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым... »

    Что за происшествие случилось на школьном участке? (Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика)

    – Работа над лексическим значением слова КАТЫШ.

    Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом. («… наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости...»)

    – Что порождает обида и злость? (Месть).

    – Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексическим значением слова).

    – Какой план мести созрел у героя? («Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.»)

    – Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).

    – Что испытывает герой, осуществляя план мести? (Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали»).

    – Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).

    – Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).

    Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексическим значением слова).

    – Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток...» Герой искусственно разжигает в себе обиду).

    – Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).

    А теперь, ребята, обратимся к вашим рисункам, на которых вы изобразили Витьку Агафонова. Почему вы изобразили его именно таким? («улыбка от уха до уха», «глазища по чайному блюдечку», «оттопыренные уши», «соломенные волосенки»).

    – Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).

    – А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).

    – Следовательно, почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «... очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»).

    – Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).

    – К какому выводу о Витьке приходит герой-рассказчик? («... Витька, в сущности, не плохой мальчишка - вечно он что-нибудь придумает»).

    – А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте? (Другом. «И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели»).

  6. Работа над смыслом названия произведения.
  7. – Ребята, как вы считаете, почему рассказ называется «Мститель»? (Потому что герой хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т.к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному «злодейскому замыслу». В названии содержится мягкая авторская ирония).

  8. Закрепление материала.

    1. Работа с кроссвордом (Приложение1).
    2. Работа с лексическим значением слова ГУМАНИЗМ.

  9. Обобщение и выводы.
  10. – А теперь вернемся к началу нашего урока, где мы размышляли, о чем этот рассказ. Какую любовь я имела в виду? (Дружескую, любовь к людям, к ближнему).

    – Я согласна и с вами, когда вы говорите, что этот рассказ о мести. Но после вдумчивой работы с текстом, мы с вами смогли открыть одну из тайн текста - авторскую идею человеколюбия, умения прощать.

    – А теперь, ребята, подумайте, почему В. Солоухин, будучи взрослым, обращается именно к этому эпизоду из детства? (Поучительная история, которая учит главному: умению прощать друг друга, быть добрее в взаимоотношениях с товарищами, уметь видеть хорошее в своих друзьях).

  11. Домашнее задание.
  12. Прочитать к следующему уроку внеклассного чтения отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая» в пособии «Вокруг тебя – мир», стр. 63-66.

    Ответить на вопрос, что побудило главную героиню отказаться от мести.