Оборудование урока.
- Портрет В. Солоухина.
- Рассказ В. Солоухина «Мститель».
- Карточки с отрывком из стихотворения А. Ахматовой «Тайны ремесла»
- Рисунки учащихся.
- Плакаты с лексическим значением слов: месть, коварство, гуманизм.
- Кроссворд для проверки знаний учащихся по теме урока. (Приложение1)
Тайны ремесла
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Наш век на земле быстротечен,
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен –
Поэта неведомый друг.
Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.
Коварство – намерение совершить зло, прикрытое добром.
Гуманизм – любовь к людям, человеколюбие.
Цели урока.
- Образовательные цели:
- Формирование следующих специальных умений и навыков:
- определять тему и идею произведения,
- раскрывать смысл названия произведения,
- характеризовать героев художественного произведения,
- делать иллюстрации к художественному тексту.
- Закрепление следующих общих учебных умений и навыков:
- работать с текстом (акцентное вычитывание, нахождение ответов на вопросы, выразительное чтение),
- раскрывать лексическое значение слов.
- Развивающие цели:
- Формирование умений:
- анализировать,
- сравнивать,
- обобщать.
- Развитие речи учащихся.
- Формирование умений:
- Воспитательные цели:
- Формирование гуманистической позиции.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Работа с текстом В. Солоухина «Мститель».
- Работа над смыслом названия произведения.
- Закрепление материала.
- Работа с кроссвордом (Приложение1).
- Работа с лексическим значением слова ГУМАНИЗМ.
- Обобщение и выводы.
- Домашнее задание.
– Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу В. Солоухина «Мститель». В. Солоухин – один из писателей, который очень много писал для детей. Дома вы прочитали один из его рассказов. Но начать нашу работу я бы хотела с отрывка стихотворения А. Ахматовой «Тайны ремесла», текст которого перед вами (чтение учителем стихотворения).
– О чем это стихотворение? (О неразрывной связи читателя и писателя).
– О каком читателе мечтает автор? (О читателе - друге, который сможет открыть тайны, скрытые в тексте).
Каждый урок литература является для нас открытием тайн ремесла писателя, что помогает нам стать настоящими читателями. И сегодняшний урок по рассказу В. Солоухина будет еще одной ступенькой к постижению тайны текста.
– О чем рассказ В. Солоухина «Мститель»? (Об обиде, злости, о желании отомстить)
– Правильно, но мне еще кажется, что о любви. Удивлены? Кто же прав. Решить нашу проблему поможет текст.
– Сколько героев в тексте? (Два: герой-рассказчик, Витька Агафонов)
– Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, кроме того, он участник всех событий в произведении)
– С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)
– Какое настроение у героя-рассказчика? Докажите текстом. (Радостное: «дурачились как могли», «копать картошку - чудесное занятие», «Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым... »
– Что за происшествие случилось на школьном участке? (Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика)
– Работа над лексическим значением слова КАТЫШ.
– Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом. («… наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости...»)
– Что порождает обида и злость? (Месть).
– Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексическим значением слова).
– Какой план мести созрел у героя? («Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.»)
– Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).
– Что испытывает герой, осуществляя план мести? (Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали»).
– Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).
– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).
– Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексическим значением слова).
– Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток...» Герой искусственно разжигает в себе обиду).
– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).
– А теперь, ребята, обратимся к вашим рисункам, на которых вы изобразили Витьку Агафонова. Почему вы изобразили его именно таким? («улыбка от уха до уха», «глазища по чайному блюдечку», «оттопыренные уши», «соломенные волосенки»).
– Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).
– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).
– Следовательно, почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «... очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»).
– Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).
– К какому выводу о Витьке приходит герой-рассказчик? («... Витька, в сущности, не плохой мальчишка - вечно он что-нибудь придумает»).
– А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте? (Другом. «И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели»).
– Ребята, как вы считаете, почему рассказ называется «Мститель»? (Потому что герой хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т.к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному «злодейскому замыслу». В названии содержится мягкая авторская ирония).
– А теперь вернемся к началу нашего урока, где мы размышляли, о чем этот рассказ. Какую любовь я имела в виду? (Дружескую, любовь к людям, к ближнему).
– Я согласна и с вами, когда вы говорите, что этот рассказ о мести. Но после вдумчивой работы с текстом, мы с вами смогли открыть одну из тайн текста - авторскую идею человеколюбия, умения прощать.
– А теперь, ребята, подумайте, почему В. Солоухин, будучи взрослым, обращается именно к этому эпизоду из детства? (Поучительная история, которая учит главному: умению прощать друг друга, быть добрее в взаимоотношениях с товарищами, уметь видеть хорошее в своих друзьях).
Прочитать к следующему уроку внеклассного чтения отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая» в пособии «Вокруг тебя – мир», стр. 63-66.
Ответить на вопрос, что побудило главную героиню отказаться от мести.