Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит.
Катон Старший 176,26
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.
Л.Н.Толстой
Цели урока: Обучение анализу текста; развитие навыков словесного рисования, навыков рассуждения и размышления, воспитания в учащихся чувства уважения к труду учителя.
1. Вызов
Ученики не были знакомы с этим произведением. И я начинаю с вопросов, чтобы пробудить их интерес.
Учитель : Сегодня мы познакомимся с произведением К. Г. Паустовского “Золотая латынь”.
Как вы думаете, о чем оно?
Кто является главным героем?
Что может произойти по сюжету с главным героем?_ (ОБСУЖДЕНИЕ)
Попробуем составить сюжет рассказа по опорным словам:
Надзиратель
Проказник
Данте
Латинский язык
Пламенная речь
Звенящая зловещая тишина ( 5 минут 3+2) Кто прав? Дать возможность высказаться всем. Нужны разные версии.
2. Осмысление
Рассказ поделен на отрывки. По прочтении
каждого обсуждаем текст. Первая остановка
Вывод: Первое впечатление об учителе и классе. Взаимоотношения не были враждебными.
Что произойдет дальше?
Вторая остановка
- Почему ученики так поступили?
- Что такое “зловещая, звенящая тишина”?
- Какое впечатление у нас сложилось о классе?
- Как ученики относятся к учителю?
- А о самом учителе Субоче?
- Можно ли представить внешний вид учителя?
- Обращение за помощью к надзирателю - что это?
Вывод: Впечатления о поступке. Розыгрыш? Шалость? Хулиганство? Месть? Каверза?(Оттенки)
Характеристика поведения учителя.
Что произойдет дальше?
Третья остановка
- “Варсапонт” - обидное прозвище?
- Что означает уход Субоча?
- Почему гимназисты были “встревожены” удачей психологического опыта?
- Гимназистам жалко Субоча?
- Почему гениальное удается один раз?
Вывод: Ожидание момента ,когда учитель разгадает их проделку? Дети-психологи. Сложная гамма чувств.
Что произойдет дальше?
- Ожидали ли дети наказание?
- Чем поразил их ход Субоча?
- Чем был обижен учитель?
- Имеет ли право учитель на обиду?
- Как было достигнуто примирение?
Вывод: Вырисовывается истинная картина отношений между учителем и классом.
Изменился ли учитель сегодня? Какие качества присущи учителю прошлого, а какие учителю нашего времени?
|
|
УЧИТЕЛЬ ВЧЕРА | УЧИТЕЛЬ СЕГОДНЯ |
3. Размышление
Закончен рассказ? Нет. А что будет дальше?
Неизвестно. Попробуйте закончить
рассказ по вашему усмотрению. ( 5 минут)