Цели и задачи:
- Закрепить пройденный материал, проверить качество полученных знаний и кругозор учащихся.
- Способствовать поднятию интереса к детальному изучению художественных текстов.
- Научить ребят работать в команде.
Класс делится на две команды. Выбирается жюри. Структура баллов определяется индивидуально.
1 конкурс.
Разминка.
(общий для обеих команд).
- В каком году была написана комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”? (В 1842 году)
- Какой эпиграф Н. В. Гоголь предпослал комедии “Ревизор”? ( На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)
- Что является кульминацией пьесы? (Сцена чтения письма Хлестакова)
- Кто подал Гоголю первую мысль о “Ревизоре”? ( А. С. Пушкин)
- Гоголь, отвечая на упрёки, что в пьесе нет ни
одного положительного лица, писал:
“ Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе...Это честное, благородное лицо был-...” (Смех) - В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя “Ревизор”? Кто играл роль городничего? Кто Хлестакова? (В Петербурге, 19 апреля 1836 года в Александрийском театре, роль Городничего исполнял актёр И. И. Сосницкий, Хлестакова - Н. О. Дюр)
- Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления “Ревизора”: “Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!”? (Слова принадлежат Николаю 1)
- Где находится город, в котором происходят события пьесы “Ревизор”? (Город находится где-то между Пензой и Саратовом. Хлестаков проигрался в Пензе и ехал в Саратовскую губернию)
- В каком году происходит действие пьесы “Ревизор”? (В 1831 году. В первом действии Ляпкин-Тяпкин говорит о том, что 15 лет сидит в судейском кресле, а в четвёртом – рапортует Хлестакову, что избран в 1816 году. Получается 1831.)
- О ком это?
а) Человек “без царя в голове”. (О Хлестакове)
б) “Не любит много говорить и молча плут”. (Об
Осипе)
в) “Человек, прочитавший пять или шесть книг, и
потому несколько вольнодумен”. (О
Ляпкине-Тяпкине)
г) “ Простодушный до наивности человек”. (О
почтмейстере)
2 конкурс.
Продолжи фразу.
Вопросы первой команде.
- Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам _ _ _ _ _/...пренеприятное известие: к нам едет ревизор/.
- Все, как мухи _ _ _ _ _/...выздоравливают/.
- Как прохожу через департамент – просто_ _ _ _ _/...землетрясенье, всё дрожит и трясётся, как лист/.
- Ты человек умный и не любишь пропускать того_ _ _ _ _/...что плывёт в руки/.
- Я могу от любви_ _ _ _ _/...свихнуть с ума/.
- Сегодня мне всю ночь снились какие-то_ _ _ _ _/...две необыкновенные крысы/.
- Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того забора_ _ _ _ _/...навалено на сорок телег всякой дряни/.
- Мне больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а_ _ _ _ _/...не то чтобы из интереса/.
Вопросы второй команде.
- У меня лёгкость _ _ _ _ _/...необыкновенная в мыслях/.
- Я с Пушкиным _ _ _ _ _/...на дружеской ноге/.
- Чему смеётесь? _ _ _ _ _/...Над собою смеётесь!/.
- Человек простой: если умрёт, то и _ _ _ _ _/...так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет/.
- Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? _ _ _ _ _/...Борзыми щенками/.
- Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же _ _ _ _ _/...стулья ломать? от этого убыток казне/.
- Городничий – глуп, как _ _ _ _ _/...сивый мерин/.
- Да отсюда, хоть три года скачи, _ _ _ _ _/...ни до какого государства не доедешь/.
3 конкурс.
Слова, слова, слова...
Вопросы первой команде.
- Инкогнито -... (тайно, скрывая свой чин, звание, служебное положение, свою фамилию под вымышленной)
- Амбре - ... (благоухание)
- Лабардан - ... (свежепросоленная треска)
- Палевое (платье) - ... (бледно-жёлтое)
- Шантрет -... (искажённое слово “шатен”)
Вопросы второй команде.
- Щелкопёр - ... ( презрительное название писателя)
- Арапник - ... (длинный теменной кнут, прикреплённый к короткой палке)
- Партикулярное платье - ... (штатское, неформенное)
- Моветон - ... (Гоголь, перенеся французское выражение, обозначающее “дурной тон”, на человека невоспитанного, не умеющего держать себя в обществе, создал новое словечко.)
- Елистратишка - ... (искажённое слово “регистратор”. Коллежский регистратор-чиновник самого низшего, четырнадцатого класса)
4 конкурс.
Кому принадлежат эти высказывания?
Вопросы первой команде.
- “Я люблю поесть. Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия”. (Хлестакову)
- “Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, ещё даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь”. (Городничему)
- “ Знаю, знаю. Этому не учите, это я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: Смерть люблю узнать, что есть нового на свете”. (Почтмейстеру)
- “А как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда”. (Ляпкину-Тяпкину)
- ”А попробуй прекословить, наведёт к тебе в дом целый полк на постой”. (Купцам)
Вопросы второй команде.
- “Не приведи бог служить по учебной части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек”. (Луке Лукичу Хлопову)
- “Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щёлочку - та, в дверь этак посмотреть, как у него эти поступки...” (Бобчинскому)
- “О! Я шутить не люблю. Я или всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится”. (Хлестакову)
- “Нейдёт, я что угодно даю, нейдёт: для этого нужно ,чтобы глаза были совсем тёмные”. (Марье Антоновне)
- ”Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов” (Городничему)
5 конкурс.
Блиц-опрос.
Вопросы первой команде.
- Как зовут смотрителя училища Хлопова? (Лука Лукич)
- Фамилия слесарши. (Пошлёпкина)
- Кто говорит, “ как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют”? (Ляпкин-Тяпкин)
- Какое средство против запаха вина, исходящего от заседания, рекомендует городничий? (“можно ему посоветовать есть лук, или чеснок, или что-нибудь другое”)
- Каким искажённым словом называет Осип театр? (кеятр)
- Кто написал произведение “Юрий Милославский”? (Загоскин)
- Что у купцов лежит лет по 7 в бочке? (чернослив)
Вопросы второй команде.
- Имя и отчество Хлестакова. (Иван Александрович)
- Фамилия купца. (Абдулин)
- “Толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут”. Кто это? (Земляника)
- Кто такой квартальный? (полицейский, надзиравший за порядком в определённом квартале города)
- Что такое Щукин двор? (рынок в Петербурге)
- Кто такая Маврушка? (кухарка Хлестакова)
- Кому пишет письмо Хлестаков? (другу Тряпичкину)
6 конкурс.
Собери фразу.
Учащимся предлагаются карточки с отдельными словами. Нужно собрать фразу, принадлежащую Н. В. Гоголю и поясняющую, по его словам, “происхождение “Ревизора”. Баллы присуждаются команде, которая быстрее справилась с заданием.
Слова для карточек:
посмеяться
дурное
знал
разом
решился
какое
над всем
я, собрать
за одним
только
Я, всё, и.
(“Я решился собрать всё дурное, какое я только знал, и за одним разом над всем посмеяться”)
Подведение итогов, выставление оценок наиболее активным учащимся.