Изучение лирики С.А. Есенина в 11-м классе якутской школы

Разделы: Литература


Реалии сегодняшнего дня указывают на необходимость поиска новых путей изучения литературы в национальной школе. Литература как часть культуры именно тот предмет, который помогает осознать общечеловеческие ценности. В центре внимания оказываются русская и родная литературы, изучаемые синхронно. Их объединяет идея гуманизма, человеческой общности, духовности, нравственно-эстетических установок.

Республика Саха (Якутия) как регион совместного проживания многих наций и народностей предполагает полиэтнический характер литературного образования, что нашло отражение в Концепции обновления и развития национальной школы.

В XI классе якутской школы изучение творчества С.А.Есенина можно проводить в сопоставлении с поэзией А.И.Софронова. Софронов испытал наиболее сильное влияние Есенина. Его лирическая поэзия близка к есенинской по тематике, по ритмическому строю. Стихи А.Софронова отличаются есенинской искренностью, интимностью. Но при этом обладают неповторимым национальным своеобразием.

Сопоставительный анализ русской и якутской лирики способствует включению якутских учащихся в образно-эстетический мир неродной литературы. Материал, свидетельствующий об общности поэзии Есенина и Софронова, психологически и эмоционально подготавливает якутских учащихся к изучению произведений русской литературы.

Среди целей и задач современного литературного образования выдвигаются формирование любви к Родине. Уважение к родному краю, гордость за нее формирует такие ценные качества личности, как гуманность, добродетель, бережливое отношение ко всему окружающему, ответственность. При изучении лирических произведений С.Есенина и якутского поэта А. Софронова, учащиеся понимают как высоко ценили великие люди свою Родину, свой народ, культуру своей нации, несмотря на те трудности, падения, испытания, которым они подверглись начале XX века.

На изучении творчества С.Есенина я отвожу 4 урока, из них 2 урока по теме “Тема Родины в творчестве Сергея Есенина”.

Тема третьего урока “Тема Родины в творчестве С.Есенина”. ранний период творчества (1910-1917 гг.).

Урок начинается с мотивации учебной деятельности: роль поэзии в жизни человека. Слово учителя.

Дальше идет прослушивание грамзаписи стихотворений Есенина (создание эмоционального настроения): “Береза”, “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, “Не жалею, не зову, не плачу…”.

После прослушивания грамзаписи стихотворений приступаем к основной части урока – сопоставительному анализу стихотворений С.Есенина и А.Софронова. в начале анализируем стихотворение “Гой ты, Русь моя родная…”. Учитель: К раннему периоду творчества С.Есенина относятся стихотворения, написанные до 1917г. Назовите стихотворения из раннего творчества поэта. Каково содержание этих произведений?

Уже в ранних стихах Есенина звучат признание в любви к России. Мир Руси для поэта – это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, “деревня в ухабинах”, где радость коротка, а печаль бесконечна. “Грустная песня, ты русская боль”. Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года – начло войны, деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающий от него вестей с поля битвы. Для поэта родная деревня в России – это нечто единое, Родина для него, особенно в раннем творчестве.

Включаем грамзапись песни “Гой ты, Русь, моя родная…”

Учитель: Как вы думаете, почему многие из стихотворений Есенина были положены на музыку? Назовите самые известные из романсов на стихи поэта. Поют песни на стихи поэта и современные популярные певцы (Малинин, Юлиан)

Учащиеся указывают на близость стихотворений Есенина к русскому устному народному творчеству.

Ответы на эти вопросы подтверждают мысль о том, что только великие люди могут оставить после себя произведения, которые бессмертны, а кроме того, еще и звучат актуально в наши дни.

- Вернемся к стихотворению “Гой ты, Русь, моя родная…”. Стихотворение написано в 1914 году. Ученик читает наизусть стихотворение.

- Какое чувство выразил поэт в стихотворении? (Любовь к России)

- С какими картинами русской природы связан образ Родины у Сергея Есенина?

- Какие образы, ассоциации вызывает слово Родина в вашем сознании?

Мы узнали с вами, что тема Родины – вечная тема и о ней пишут все. О Родине писали и пишут и наши соотечественники. И одним из них был – зачинатель якутской литературы А.И.Софронов – Алампа. Учащиеся вкратце рассказывают о жизни и творчестве А.И.Софронова и читают выразительно стихотворение “Родина моя”.

- О чем пишет поэт? (о родной земле, потрясающе нарисована картина угнетенного положения Якутии, находившейся под тяжестью оков, напоминавшей труп, лежавший под землей, или пленного могучего богатыря небес).

Задание классу: сделать в тетрадях таблицу слов, составляющих национальный колорит (Таблица 1). После того как ученики справятся с заданием, учитель предлагает сравнить их таблицы со своей таблицей.

Словарно-фразеологическая работа. Объяснение следующих слов: риза, богомолец, околица, стежка, Леха, корогод, спас.

Письменное задание. Составить таблицу слов, создающие образ Родины у Есенина и у Софронова (Таблица 2).

- Укажите близкие по смыслу слова у поэтов, связанные с образом Родины (хата – якутская юрта, тополя – лес, луга, поля – лед, снег).

- С чем ассоциируются эти слова? (у Есенина Родина – это прежде всего родной дом. Софронов изображает пейзаж, якутский быт, присущий только его народу. Таким образом, поэты создают образ Родины, вкладывая в произведение колоритные картины, близкие духу и восприятию своего народа).

- Охарактеризуйте лирических героев стихотворений Алампа и С.Есенина. какое у них настроение?

Лирический герой стихотворения С.Есенина сравнивает себя с богомольцем, напоминающего толстовского прохожего – проповедника. Поэт не заставляет читателя, говоря пушкинскими словами, “мыслить и страдать”. Он рассказывает читателям о них самих, о их простых, естественных чувствах. Не философствуя, поэт живет радуясь самой жизнью.

Лирическому герою Алампа невмоготу на них счастливых берегах, где людей тянет к бесконечному веселью. Он скорбит о невероятно тяжкой доле, “простых людей”, о тех несчастных, которым грозит голодная смерть в ветхих якутских юртах.

Работа по карточкам. Характеристика лирических героев Есенина и Алампа. Это задание способствует обогащению словарного запаса учащихся, активизирует внимание к художественному тексту, слову.

Задание: выбрать из перечня черт характера, соответствующие лирическому герою поэмы Алампа и лирическому герою стихотворения С.Есенина и записать в тетрадях.

Учащиеся, называя черты характера лирических героев произведений, объясняют, почему, по их мнению, именно эти черта характера соответствуют лирическому герою того или иного поэта. Например, лирический герой Есенина – беспечный, жизнерадостный, подвижный, искренний, сострадательный…, потому что он весь во власти красоты природы, все ему нравится – и “звонко” чахнущие тополя, низенькая околица.

Лирический герой А. Софронова – искренний, решительный, сострадательный, терпеливый, упорный…, так как его волнует больше всего угнетенное состояние, в котором находятся его Родина сородичи. Он взывает к освобождению и возвращению родины, призывает к действиям во имя лучшего будущего. Героя тяготит колониальное положение Якутии; этот мотив и составляет идейную суть поэмы Алампа, оправдывает и тягостную тоску героя.

- Что же роднит двух великих поэтов? (Любовь к Отечеству, боль, вера в ее силы).

- Как создают образ Родины Есенин и Алампа? (Каждый поэт создает по-своему, ориентируясь на национальную норму художественности и эстетику мышления).

Определите художественные средства, с помощью которых поэты создают образ Родины в стихотворениях “Гой ты, Русь, моя родная…” и “Родина моя”. Есенин в анализируемом стихотворении использует различные художественные средства: олицетворение (“Синь сосет глаза”), метафорические сравнения (“Хаты – в ризах образа”, девичий смех звенит, как сережки), оксюморон (“звонко чахнут тополя”) и другие.

Софронов для передачи образно-эстетической традиции якутской народной поэзии использует уподобление (родной край уподобляется прикованному богатырю), аллегорию (лед, стужа, снег вызывает представление об угнетенности, безысходности, о состоянии многострадального северного края в начале ХХ в.), сравнения (Мин билгэлиибин: Былыт Быыhыттан кун тыгарын курдук конул олох костуо!)

- Какую функцию выполняют изобразительные средства в поэтической речи? (придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный пояти осязаемый характер)

- Какие цветовые эпитеты используют Есенин и Софронов в стихотворениях? Какую функцию они выполняют? Есенин – синий, зеленый. Софронов – белый, черный.

Ранний Есенин очень любит цветовые эпитеты. Особенно части сочетания синего, красного, золотого и серебряного. Синий, красный, золотой – главные цвета орнамента русских рукописей. Заглавные буквы в древнерусских рукописях писались киноварно, украшались золотом, серебром, разными красками, узорами и цветами. Стремясь передать этот красочный колорит, Есенин повторяет основные : красный, синий, золотой.

Якутские поэты в начале ХХв. Часто использовали белый и черный цвет для изображения общественных событий. Белый цвет символизирует у Софронова долгожданную свободу, счастье. Древние якуты украшали Верховное божество (Айыы) постоянным эпитетом – урун (белый). Белым цветом древние якуты наделяли только божественное (Урун Айыы Тойон), чистое, прекрасное (“Урун кун” - белое солнце, “Урун Айыы Тойон” - Белый творец, “Урун Комус” - серебро). Черный цвет, как и в олонхо, у Софронова символизирует тягость, препятствия, зло. Черное облако в олонхо – появление чего-то недоброго. Белоствольная береза для якутов дерево божественное, она связана с духами айыы.

Таким образом, цветовые эпитеты для раннего Есенина – средства главным образом изобразительные, рассчитанные на зрительное восприятие:

Я надену красное монисто,
Сарафан запетлю синей рюшкой.

У А. Софронова цветовые эпитеты: черный, белый – строятся на антитезе как символы зла и добра.

Обобщение.

- Главные мотивы лирики Есенина раннего периода?

- Какой образ родины он создает в своих ранних стихотворениях?

- Что сближает русского и якутского поэтов? А в чем они отличаются при создании образа Родины?

- С помощью каких художественных средств поэты создают неповторимый, национально-специфический для каждого из них образ родного края?

Вывод:

- Как вы относитесь к родному краю?

- Как вы думаете, патриотизм – устаревшая ценность? Почему?

Эти вопросы вызывают у учащихся спор. Некоторые говорят, что патриотизм – свойство социализма, в наше время оно ничего не значит. Но большинство учащихся указывают на него как на непроходящую ценность для человечества. Патриотизм делает человека высоконравственным, ответственным перед другими, гуманным.

Домашнее задание:

Познакомиться с поэзией Есенина, начиная с 1917 года до 1925 года.

Прочитать стихотворение С.Есенина “Русь советская” (1925г.) и стихотворение А. Софронова “Дорообо, дойдум!” (Здравствуй, Родина!) (1930 г.). Подготовиться к сопоставительному анализу этих стихотворений.

На следующем уроке рассматриваем творчество Есенина в послереволюционное время в сопоставлении с поэзией Софронова.

Перед учителем стоит задача показать учащимся противоречивое отношение поэта к Советской власти. Сегодняшнего старшеклассника не интересует тема революции, советской власти. Они могут с легкой усмешкой, иронией прочитать заглавие поэмы. Поэтому учитель должен быть готов и к негативному восприятию учащимися произведения С. Есенина “Русь Советская”. Данный урок должен изменить поверхностное отношение старшеклассников к поэме. Сравнительный анализ есенинской поэмы с поэмой А. Софронова “Здравствуй, Родина!” поможет учащимся глубже проникнуть в мироощущение, мировосприятие Есенина в послереволюционное время.

На уроке используются сравнительные таблицы С. Есенина и А. Софронова. Синхронное сопоставление и творческое осмысление исторических событий, биографических фактов приведет учащихся к пониманию того, что творческие судьбы писателей – это звенья цепи единого исторического и литературного процесса.

Проведенные уроки по сопоставительному анализу лирических произведений С.А. Есенина и А.И. Софронова подтвердили эффективность обучения русской литературы во взаимосвязи с родной литературой. Связь русской литературы с родной литературой вносит свой неоценимый вклад в формирование целостного взгляда на мир, нравственно-эстетическое воспитание личности школьника. Знание русской и якутской поэзии служит источником эстетического освоения действительности, помогает понимать красоту мира, человеческих взаимоотношений.

Сравнительное изучение двух литератур предполагает активное использование принципа отбора произведений с учетом возрастных особенностей. Старшеклассники должны научиться на уроках литературы постигать национальный колорит произведения.

При уместном сопоставлении русской и родной литератур гораздо эффективнее решаются задачи литературного образования учащихся, углубляются знания, как по родной, так и по русской литературе. Учащиеся начинают яснее понимать факты общности в литературах, родная литература начинает осознаваться не как нечто обособленное, а как часть единого литературного процесса, совершенствуются умения анализировать художественный текст, учащиеся приобщаются к тайнам художественного слова.