Обособление обстоятельств (на материале творчества С.А. Есенина)

Разделы: Литература


Цели урока:

  • систематизация сведений об обособленных обстоятельствах,
  • отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособленных обстоятельствах,
  • совершенствование умения использовать деепричастия и деепричастные обороты учащимися в своей речи,
  • привитие интереса к есенинской поэзии,
  • воспитание культуры поведения учащихся на уроке.

Формы:

  • Групповая работа.
  • Индивидуальная работа.
  • Парная

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Первый этап урока.

Появляется первый слайд презентации (Приложение №1) со словами, которые учитель читает на фоне музыки (Приложение № 1 можно взять у автора):

  • Как вы считаете, о каком из поэтов идет речь в воспоминаниях Романа Гуля?
  • Почему вы так решили?

Приложение

Появляется второй слайд со словами: А каков же язык произведений поэта?

3. Словарный диктант.

Сейчас мы убедимся в этом, написав словарный диктант, составленный на основе отрывков из произведений Есенина.

После написания ребята обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

Появляется третий слайд . Проверяют.

Метафоричность поэзии, грусть свою уменьшив, доверяясь призрачной мечте, шапку-месяц пригнув под кустом, динамизм изображения, свирепствуя и мучась, эмоциональный пейзаж, грустно другую любя, проживет не мучась, благодаря поэтическому дару, смотрел на нее улыбаясь; слушает, затаив дыхание; не мудрствуя лукаво, вопреки ожиданиям многих.

Выставляют отметки в контрольные листы, которые ребята заполняют в течение урока.

Оценочный лист по теме “Обособление обстоятельств”. Ф.И______________________

1 Словарный диктант ( в парах)

0 ошибок – “5”

1-2 ошибки – “4”

3 ошибки - “3”

4 ошибки и более- “2”

 
2 Входной тест  
3 Итоговый тест

10-9 баллов – “5”

8 баллов – “4”

7 баллов – “3”

6 баллов и ниже – “2”

 
4 Самооценка за урок  
5 Итоговая оценка  

4. Проблемные вопросы для определения темы и целей урока.

Посмотрите на слайд № 4. У вас выделено словосочетание. Как вы понимаете это выражение: динамизм изображения? Обратимся к толковому словарю. (Смотрят в толковом словаре). Кто готов? Пожалуйста.

  • Динамика – движение, развитие, действие.
  • С помощью чего передается действие в речи (глагол).
  • А что позволяет “дорисовать” движение, сделать поэтическую речь яркой, динамичной выразительной, емкой? (деепричастия, деепричастные обороты, существительные с предлогами).
  • Какими членами предложения они являются? (обстоятельствами).
  • А как они выделяются на письме? (знаками препинания).
  • А как называется процесс выделения на письме деепричастий и деепричастных оборотов? (обособление).

Вот мы с вами и подошли к теме нашего урока. Сформулируйте ее. (Обособление обстоятельств.). Появляется слайд № 7 с темой урока.

— Чем же мы будем заниматься на уроке?– цели урока – откройте его. Введите фамилию, имя, выберите тему для тестирования. Начните тестирование.

5. Тема урока.

  • Скажите, тема вам уже знакома?
  • Так чем же мы будем заниматься на уроке? — цели урока?

6. Входное тестирование.

Чтобы проверить первоначальный уровень ваших знаний, выполните небольшую тестовую работу. Результаты внесёте в таблицу, в третий столбик. Найдите на рабочем столе папку SuperTest, введите фамилию, имя, выберите тему для тестирования. Начните тестирование. (Приложение №2).

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги откройте его..
Прислонившись к иве
(“Вот уж вечер. Роса..”)

Где ты, где, моя тихая радость-
Все любя ничего не желать?
(“Закружилась листва золотая…”)

Плачет где-то иволга схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.
( “Выткался на озере алый свет зари…”)

До вечера она их ласкала
Причесывая языком
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
(“Песнь о собаке”)

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле склоняясь к побегам
Ходят грачи в полосе.
(“Сыплет черемуха снегом…”)

В синюю высь звонко
Глядела она скуля
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в поля.
(“Песнь о собаке”)

Позабыв людское горе
Сплю на вырублях сучья.
(“Я пастух, мои палаты…”)

Солнышко испугалось…
А старый дед
Смеясь грохотал, как гром.
(“Пропавший месяц”)

Обняв трубу сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
(“О красном вечере задумалась дорога..”)

Подошел Господь скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик протягивая руку:
“На, пожуй… маленько крепче будешь”.
(“Шел Господь пытать людей в любови…”)

7. Подведение итогов предварительного тестирования, внесение отметок в итоговый лист.

8. Работа в группах.

Работать вы будете в группах. У каждой группы свой набор предложений, на рабочем столе найдите файл “Карточка” (Приложение № 3), откройте его, прочтите внимательно задание . Начинайте работать. Время работы – 4 минуты. (Приложение можно взять у автора).

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Обособляются Не обособляются Примеры
1 группа:
  • обстоятельства, выраженные деепричастиями с зависимыми словами или одиночными
   
2 группа:
  • деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза
   
3 группа:
  • одиночные деепричастия,
  • деепричастные обороты , соединенные с помощью интонации, союзов.
   
4 группа:

обстоятельства, выраженные существительными с предлогами :

  • несмотря на;
  • благодаря,
  • согласно,
  • вопреки,
  • ввиду,
  • вследствие,
  • при наличии,
  • при отсутствии
   
 
  • одиночные деепричастия, отвечающие на вопрос: как?   каким образом? Близкие по функции к наречиям и стоящие чаще всего в конце предложения.
  • деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты
 

9. Формирование итоговой таблицы.

Выступления представителей групп. Подведение итогов работы по таблице.

10. Работа над исправлением стилистических ошибок.

Поскольку ребятам предстоит писать творческую работу, необходимо выполнить сейчас небольшой упражнение по стилистике.Спишите предложения, исправив ошибки и объяснив их. Выделите графически обособленные обстоятельства. Назовите их. Предложения на слайде.

  1. Есенин, встречаясь с Айседорой Дункан и поехав с ней за границу, вернулся в Россию раздраженным, озлобленным.
  2. Читая книгу, мне вспомнилась деревня.

11. Лирическая миниатюра.

Закройте на несколько минут глаза и представьте себе чудесную “страну березового ситца”, сохраните ассоциации, возникшие в вашем воображении ,и используйте их для своей творческой работы – лирического сочинения-миниатюры “В есенинской стране”.

2–3 работы прослушать, оценить, отметки выставить в контрольный лист. Остальные сдадут свои работы после урока и окончательную отметку за урок получат после проверки сочинений.

12. Итоговый тест.

Мы берем готовый системный продукт в рамках подготовки к ЕГЭ.

Отметки ребята выставляют в контрольный лист На рабочем столе найдите тест № 2 (Приложение № 4), откройте его, выполните.

13. Подведение итогов урока и выставление самооценки за урок.

Перед тем как подвести итоги нашего урока, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и выставьте себе отметку в контрольный лист. Листы собирают операторы, учитель выставляет итоговые отметки за урок.

14. Домашнее задание (на выбор)

  • Упражнение 241.
  • Составьте словарный диктант (35-40 слов) по теме “Обособление обстоятельств” (на примере стихотворений Н. Рубцова).
  • Составить тестовые задания по теме “Обособление обстоятельств”.
  • Создать презентацию по теме урока “Обособление обстоятельств”.

15. Заключительное слово учителя.

Сегодня мы вновь почувствовали красоту и прелесть есенинского слога, вы попытались передать в своих сочинениях собственные ощущения, которые никогда не должны теряться за самым идеальным лингвистическим анализом.

И закончить урок я хочу словами: “Когда хоронили Есенина, кто-то всхлипнул: «Прощай, моя сказка»”. А мы с вами, открывая вновь томик стихов Есенина, говорим: “Здравствуй, моя сказка!” Ибо жизнь вечна.

Приложения можно взять у автора.