Цели урока
1. Обучающая: познакомить с понятием и нормами международного гуманитарного права (МГП).
2. Развивающая: научить анализировать эпизоды в соответствии с темой урока.
3. Воспитательная: воспитывать негативное отношение к проявлению жестокости на войне; подвести учащихся к осознанию того, что человек всегда, даже во время войны, должен оставаться гуманным.
Предварительная подготовка к уроку
1. Задания по ОБЖ
- Составить таблицу по международным отличительным знакам особой защиты (Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; под общ. ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2006.- С. 89-90).
- Индивидуальные: презентации по темам: “Красный крест. Деятельность городского Красного креста”; “Нюрнбергский процесс”; сообщение “МГП. Историческая справка”.
2. Задание по литературе
Прочитать рассказ Д.А. Ушакова “Переправа” (Двина. - 2005. - № 5. - С. 11-12).
Оборудование: презентации, рабочий лист, тексты художественных произведений, портрет Анри Дюнана, плакаты, выставка книг.
Ход урока
1. Сообщение темы, цели урока, чтение эпиграфа
Приложение 1, слайд 1.
Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди… (Б. Шоу)
2. Учитель ОБЖ
Слово учителя
Издавна войны использовались как средство решения споров между государствами. Однако они приносили неисчислимые бедствия людям. И это был не только удел военнослужащих. От войн в большинстве своем страдали мирные жители, оказавшиеся заложниками ситуации.
Историческая справка
Выступление ученика об истории развития МГП.
Во все исторические эпохи предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооружёнными конфликтами. Ещё в глубокой древности многие военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчинённым казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником, однако они не носили всеобщего характера и действовали лишь во время одного сражения или одной войны.
Лишь после Крымской войны (1853–1856 гг.) началась разработка гуманитарного кодекса сухопутной войны. Первым письменным международным договором стала Женевская конвенция 1864 года, которая установила правила охраны больных и раненых воинов и определила права санитарного персонала на войне. Государства, присоединившиеся к конвенции, были обязаны её исполнять. В 1899 году на Гаагской конференции была принята конвенция “О законных и обычаях войны на суше” по правилам ведения военных действий. На основании этих соглашений в 1912 году был разработан “Наказ Русской армии о законах и обычаях сухопутной войны”, утверждённый как приложение к Уставам полевой службы.
МГП определяет и порядок ведения войн на море. Разрабатывались также, но не были ратифицированы правила ведения воздушной войны.
История показала, что в военных кампаниях умершие от ран и болезней составляли ? от общего числа погибших. Так, количество погибших среди гражданского населения во время Второй мировой войны составило 28 млн. чел., что почти равнялось количеству погибших в боях. Потрясённое этим, мировое сообщество в 1949 году принимает Женевские конвенции о защите жертв вооружённых конфликтов. В настоящее время нормы МГП воплощены более чем в 80 международных соглашениях. Почти все страны мира являются их участниками.
Самостоятельная работа
Сформулируйте определение МГП. Задание № 1 на рабочем листе (см. Приложение 3).
Промежуточный вывод учителя – понятие МГП (см. Приложение 1, слайд 2).
Характеристика Женевских и Гаагских конвенций (см. Приложение 1, слайд 3).
3. Учитель литературы
Работа с понятиями
Задание № 2 на рабочем листе (см. Приложение 3).
Беседа
- Какое из встретившихся вам слов было до этого урока малознакомым? (Комбатант).
- Обратите внимание на понятия “война” и “вооруженный конфликт”. Объясните разницу в значении этих понятий. Назовите известные вам примеры войн и военных конфликтов.
4. Учитель ОБЖ
Характеристика запрещённых средств и методов ведения войны (см. Приложение 1, слайд 4).
Правила поведения комбатантов в бою (см. Приложение 1, слайд 5).
Из задания №3 на рабочем листе (см. Приложение 3) выберите и назовите правила, не изображённые на слайде (см. Приложение 1, слайд 5).
5. Учитель литературы
Слово учителя
Полководец А.В. Суворов, давая наказ воинам Кубанского корпуса, говорил: “В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружного не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства. Не меньше оружия поражать противника человеколюбием. Обывателям ни малейшей обиды, налоги и озлобления не чинить; война не на них, а на вооруженного неприятеля. Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружных поражать”. Эти слова были сказаны в 1778 году. Великий полководец понимал, что правила поведения во время войны необходимы (см. Приложение 1, слайд 6).
Обращение к изученным произведениям и стихотворениям о Великой Отечественной войне. Учащимся предлагается прочитать тексты и выполнить задание №3 на рабочем листе (см. Приложение 3).
Для работы предложены отрывки из повести “Хаджи-Мурат”, романа “Война и мир”
Л.Н. Толстого и стихотворения о Великой Отечественной войне (из повести “Хаджи-Мурат”: отрывки о мести Хаджи-Мурата (гл. 9), о жестокости русских солдат, разрушающих чеченский аул (гл.16,17); из романа “Война и мир”: обращение М.И. Кутузова к солдатам Преображенского полка о гуманном отношении к пленным французам (т. 4, ч. 4, гл. 6), отношение русских солдат к французам Рамбалю и Морелю (т. 4, ч. 4, гл. 9), стихотворения о войне О. Бергольц, М. Джалиля, А. Яшина, И. Уткина, В. Багрицкого, А. Суркова, А. Гитоловича, С. Гудзенко, Д. Самойлова, С. Орлова, Н. Старшинова, В. Азарова).
Несколько учащихся отвечают устно.
Промежуточный вывод учителя
Л.Н. Толстой говорил: “Моя цель - добро, которое я могу сделать своими произведениями”. И вы в этом убедились. Л.Н. Толстой и поэты в своих произведениях учат ненавидеть жестокость и чувствовать ответственность за содеянные поступки, помогают нам понять, что человек всегда, даже вовремя войны, может оставаться гуманным.
Анализ рассказа “Переправа” Д.А. Ушакова, уроженца Архангельской области (региональный компонент).
- Как описывает автор русских военнопленных в рассказе?
- Каким образом переносят они своё нынешнее состояние?
- Расскажите об отношении немцев к русским. Как вы расцениваете его?
- Какое правило МГП было нарушено немецкими офицерами?
Промежуточный вывод учителя
Д.А. Ушаков реалистично изображает картину уничтожения пленных, как будто хочет воскликнуть: “Разве могут так поступать люди?” Рассказывая об этих событиях, Дмитрий Алексеевич, как и Б. Шоу, призывает нас “научиться жить на земле, как люди”.
Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин (например, В.В. Верещагина “Апофеоз войны”, В.И. Сурикова “Утро стрелецкой казни”, В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославовича с половцами”, Кукрыниксов “Таня”, И.М. Прянишникова “В 1812 году”, И.А. Пензова “Допрос Зои Рухадзе”, Д.В. Иогансона “Допрос коммунистов”, М. Самсонова “Сестрица”, Б. Неменского “Машенька”) и иллюстрации к художественным произведениям.
Задание
Назовите, нарушение или подтверждение каких правил иллюстрируют данные изображения.
6. Учитель ОБЖ
Слово учителя
МГП определяет категории лиц и объектов, имеющих специальные отличительные знаки и подлежащих особой защите.
Задание
Опираясь на таблицу, составленную дома, выполните задание №4 на рабочем листе (см. Приложение 3), используя слайд (см. Приложение 1, слайд 7).
Какой из предложенных знаков встречается вам чаще всего? (Красный Крест)
Историческая справка о создании и деятельности Красного Креста
Выступление ученика с презентацией (см. Приложение 1, слайды 8-11). Работа данной организации в мирное время рассматривается на примере городского отделения Красного Креста (региональный компонент).
Слово учителя
В случае нарушения норм и правил МГП предусмотрены следующие виды наказаний, как для физических лиц, так и для целых государств (см. Приложение 1, слайд 12).
Прослушайте выступление учащегося о Нюрнбергском процессе (см. Приложение 2) и выполните задание №5 на рабочем листе (см. Приложение 3).
7. Итог урока
О. Рюссбак утверждал: “Всё на войне противоречит понятию гуманности, и всё в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права войны заключается в том, чтобы примирить эти две крайности”.
И как говорил Б. Шоу “научиться жить на земле, как люди”.
8. Домашнее задание
- По ОБЖ. Стр. 87-91 (учебник), записи в тетради и рабочем листе.
- По литературе. Проанализировать отрывки из произведений В. Кондратьева “Сашка”, К. Воробьева “Это мы, господи!”, В. Гроссмана “Жизнь и судьба”.