План-конспект урока по теме "Рассказ Е.Замятина «Дракон» как обращение новой действительности и «нового человека»"

Разделы: Литература


 

Цель урока:

Путем анализа рассказа Е. Замятина "Дракон" определить взгляд писателя на новую историческую действительность и на образ "нового человека".

Рабочие цели:

- Закрепление навыков анализа произведения малой формы.
- Развитие умения устанавливать единые общие признаки и свойства целого путём сопоставления знаний, умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы.
- Формирование нравственно-эстетических взглядов учащихся.

Организация работы:

1. Оформление:

Портрет Е. Замятина.

Тексты рассказа Е. Замятина "Дракон".

Иллюстрации картин художников-экспрессионистов:

Т. Владова "Игра в гуся"
А. Бродский "Шейх"
В. Козлов "Синегория"

2. Музыкальное оформление:

А. Скрябин. Симфония № 1 ми мажор, соч. 26.

Оформление доски:

Тема: " Рассказ Е. Замятина "Дракон" как отражение новой действительности и "нового" человека".

Эпиграф к уроку:

- Вот – Любовь
Того вампирственного века,
Который превратил в калек
Достойных званья человека!
А. Блок
("Возмездие")

 Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Произведения о революции и гражданской войне поражают своим драматизмом. В них сколько описаний горя, страданий, мучений, смерти. Авторы этих произведений не боялись смотреть правде в глаза и сумели показать, из какого повседневного "черного" труда складывалось строи­тельство "нового мира" и образ "нового" человека, созданного стихией революции и гражданской войны. В основе этого образа – двойственность человеческой натуры, где, как отмечает Е. Замятин, "гордый хомо еректус становится на четвереньки, обрастает клыками и шерстью, в человеке побеждает зверь. Возвращается дикое средневековье, стремительно падает цена человеческой жизни". Революция совершалась вместе с насилием, которое развязывало самые низменные инстинкты в человеке, поэтому многие авторы (А. Блок, М. Шолохов, Б. Пильняк, Е. Замятин…) задаются вопросом: "Что победит в человеке: духовное, гуманистическое — или звериное, утробное?" Ответ на этот вопрос мы попробуем найти в рассказе Е. Замятина "Дракон", с помощью анализа которого постараемся определить взгляд писателя на новую историческую действительность и на образ "нового человека". Давайте познакомимся с текстом рассказа.

2. Художественное чтение рассказа.

(Текст читает ученик, заранее подготовленный, чтение сопровождается музыкой А. Скрябина. Симфония № 1 ми мажор, соч. 26, часть 2. Allegro dramatico).

Вопрос: (ученику)
Что ты хотел выделить, подчеркнуть, передать интонационно в рассказе во время чтения?

(В первую очередь, хотелось выделить драматизм ситуации, подчеркнуть особенности образа героя рассказа, передать обостренно эмоциональный характер всего произведения).

3. Обсуждение в форме эвристической беседы.

- Ваше впечатление от рассказа? (вопрос классу).
Необычный, непонятный, очень эмоциональный рассказ.

- Какую роль, по-вашему, сыграл прозвучавший фрагмент симфонии А. Скрябина?
Музыка помогла усилить восприятие рассказа, отразить его экспрессию, передать особенности той действительности, в которой происходят события, создать определенный настрой для понимания произведения).

- Как, на ваш взгляд, связываются слова А. Блока, вынесенные в эпиграф к уроку, и рассказ?
Можно сказать, что слова Блока из поэмы "Возмездие" отражают основную мысль рассказа о том, как действительность влияет на формирование человеческой личности, когда меняются местами "высокое" и "низкое", когда человек проходит идеологическое и нравственное испытания. Эпитет в определении века "вампирственный" очень хорошо подчеркивает весь драматизм ситуации, в которой из человека, в первую очередь, "высасывались" нравственные основы, обнажая его первобытную сущность. Отсюда и сравнение с калеками – моральными калеками, утратившими духовное, нравственное начало. Кстати, сам А. Блок это хорошо показал в своей поэме "Двенадцать" в образе отряда красногвардейцев.

- Значит, тема рассказа Замятина характерна для русской литературы данного периода?
Да, к этой теме, пытаясь осмыслить новую действительность и человека, рожденного ею, обращаются М.Булгаков в романе "Белая гвардия", повестях "Собачье сердце", "Роковые яйца", М. Зощенко в своих рассказах, И. Бабель в "Конармии", Б. Пильняк в романе "Голый год".

4. Анализ рассказа ( работа с текстом по предложенным вопросам).

- Чем же выделяется из этих произведений рассказ "Дракон" Е. Замятина?
Рассказ "Дракон" может показаться беглой зарисовкой, но автор сумел поднять её на высоту почти символической картины, осмысливая которую, Замятин дает свой взгляд нановую действительность и "нового" человека.

- Давайте остановимся подробнее на его особенностях. Первое, что привлекает внимание читателя, это название "Дракон"? Почему дракон?

(Зачитывается справка из толкового словаря: дракон – сказочное чудовище в виде крылатого огнедышащего змея, пожирающее людей и животных).

Скорее всего, название имеет двойственное значение: передать внешнее сходство людей с образом дракона ("драконо-люди изрыгали туман", напоминая огнедышащего змея), также отразить внутреннюю (звериную) сущность персонажа, спокойно "пожирающего" человека только потому, что у него "морда интеллигентная – просто глядеть противно". Необычно то, что этот же дракон спасает от замерзания воробья - согревает его. Это уже человеческое, нравственное пробуждается в персонаже. Наверное, в проявлении этих двух начал и формируется конфликт рассказа. А закладывается это уже в самом названии.

- Что же заставляет обозначить конфликт?

Окружающая действительность, тот мир, в котором формируется драконо-человек. Он тоже двойствен. Замятин показывает мир, разделенный на двое: один – "бредовый, туманный, неизвестный", другой – "земной, человечий, человеческий". Двоемирье новой действительности отражает двойственную сущность "нового" человека, рожденного этим миром. Связывают эти миры несущиеся "в неизвестное вон из земного мира трамваи".
Мир "неизвестный" – это то будущее, к которому стремятся, но какое оно будет – не знают. Изображая его, автор использует развернутые метафоры ("невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди") и сравнения ("изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки", "солнце в тумане – слева, справа, вверху, внизу – голубь над загоревшимся домом"). С помощью оксюморона (" горячечное, небывалое, ледяное солнце", " Люто замороженный, Петербург горел и бредил") Замятин усиливает "бредовость" этого мира, показывая, что в этом мире все безумно и, в первую очередь, безумен человек, оказавшийся там.

- Но дракон, существующий "на трамвайной площадке, действует вполне осознанно.
Да, потому что его драконье начало сформировано идейным началом новой действительности. В данный момент, он – представитель новой власти, и символом этого становится винтовка (деталь, подчеркивающая значительность дракона), ведь все остальные атрибуты власти только снижают значимость образа ("Картуз налезал на нос и, конечно, поглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху – пустые.")

- Мы уже говорили, что одной из особенностей творческого стиля Е. Замятина становится отражение в нем особенностей эстетики экспрессионизма. По иллюстрациям картин Т. Владовой "Игра в гуся", А. Бродского "Шейх", В. Козлова "Синегория" видно, что художники-экспрессионисты предпочитали воплощать внутренние движения души, а не явления внешнего мира, тем самым как бы выражая мысль о несовершенстве мира и неблагополучии человека в нем. Как это отражено в рассказе Замятина "Дракон"?
Как и художники-экспрессионисты, Замятин не дает подробного изображения, а лишь намечает контуры, выделяя в описываемом объекте самое впечатляющее, существенное. Это отражено, в первую очередь, в образе драконо-человека.

- Что необычно в создании образа драконо-человека?
Нет конкретизации образа, он формируется с помощью сопоставления портретных деталей, что также отражает двойственность персонажа. Рот – "дыра в тумане", руки – "красные драконьи лапы", "два глаза – две щёлочки". Единственная конкретная деталь – оттопыренные уши, на которых "картуз засел", что подчеркивает физическую мелкость данного персонажа. Возможно, одежда не по размеру должна подчеркнуть то, что человек находится не на своем месте.
Это отражает и речевая характеристика. По словам ("морда", "стервь", "воробьеныш", "трепыхнулся") и речевым оборотам ("Ну скажи ты на милость", "ей-бо…", "мать ты моя!") видно, что это малограмотный, скорее всего деревенский мужичок, захваченный историческим водоворотом. Причем, одним словом "стервь" он называет и интеллигента, которого конвоирует, и воробья, которого согреет. Меняется только интонация, с которой он это произносит: раздраженная (" И еще разговаривает, стервь, а?") и умилительно-радостная ("Стервь этакая; будто трепыхнулся, а?"). Надо отметить, что прием синтаксического параллелизма в данных предложениях также используется для подчеркивания двойственности образа человеко-дракона.
Скорее всего, герой не понимает всего происходящего, но, следуя идее, рьяно её защищает, в первую очередь, выступая против тех, кто превосходит его интеллектуально и имеет иные жизненные принципы. Его раздражает интеллигент, который не боится представителя новой власти ("и ещё разговаривает"), поэтому дракон с идейной легкостью отправляет его " без пересадки – в Царствие Небесное. Штыком".
Но то, что не относится к идеологии, заставляет проявиться гуманному человеческому началу, отсюда жалость к воробышку и спасение его.
Интересно то, что эта двойственность отражена в портретных деталях. Так, когда происходит убийство, в образе дракона исчезает всё человеческое – остается только одежда ("Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель"). Только герой замечает птичку, как образ меняется ("из глубины – выросли красные, драконьи лапы"), появились " два глаза – две щёлочки из бредового в человечий мир", обозначились эмоции ("Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть"). И что ещё больше подчеркивает человечность образа – винтовка, символ власти, которая в этот момент "валялась на полу".
Но птичка улетела – и "бредовость" возвращается ("Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку").

- Какие бы мотивы вы выделили в рассказе?
Мотив безумия (бреда), от непонимания происходящего - абсурдность действий.
Мотив движения (образ трамвая, причем, связывая два мира, трамвай движется целенаправленно, так как не может сойти с рельс - он становится символом движения вперед, в будущее.)
Именно образом трамвая как символа движения и завершается рассказ. Финал остается открытым, так как трамвай "скрежетал зубами и нёсся в неизвестное, вон из человеческого мира", унося с собой драконо-человека.

- 1918г. Время создания рассказа. Эта дата как-то помогает понять идею произведения?
Становится понятным, что Е. Замятин, как и А. Блок в своей поэме "Двенадцать", изобразил в рассказе окружающую его действительность, то, свидетелем чего он стал и, в данный момент, оценивать происходящее не может. Он фиксирует то, что отметил его объективный и субъективный взгляд, чтобы в дальнейшем все это осмыслить и оценить. Как писал А.П.Чехов: " Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди".

Вывод:

- А как сейчас можно оценить значимость этого рассказа, смогли ли мы найти в нем ответ на вопрос, прозвучавший в начале урока: "Что победит в человеке: духовное, гуманистическое — или звериное, утробное?"
Автор не дает нам прямого ответа, но образом драконо-человека он как бы показывает – каждый человек двойствен, в каждом есть и "высокое" и "низкое". Каждому предстоит выбор одного из двух начал, и от того, каков будет этот выбор, что победит: духовное, гуманистическое — или звериное, утробное – и зависит будущее, от выбора личности зависит путь развития общества. Своим рассказом "Дракон" Е. Замятин заставляет нас задуматься об ответственности за тот выбор, который сделает каждый из нас, так как именно этим мы определяем не только свою судьбу, но и судьбы будущих поколений.

Д/З: Прочитать рассказ Е. Замятина "Пещера", определить его идейно-художественные особенности, подготовить аргументированный ответ на вопрос: "В чем видит писатель причины трагизма человеческого бытия? (По рассказам Е. Замятина "Дракон" и "Пещера").

Литература.

  1. Е. Замятин. Избранное. М. ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРАВДА", 1989.
  2. Русская литература XX века, ч.1 (под ред. В. В. Агеносова). М. "Дрофа", 1997.
  3. Н. Векшин. Энциклопедия афоризмов. М. Столетие, 1997.
  4. Литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М. "Дрофа", 1999.
  5. В. Г. Воздвиженский. Е.И.Замятин. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. (Под ред. Ф. Ф. Кузнецова). М. "Просвещение", 1994.

Примечание: анализ данного произведения формирует у учащихся начальное понимание взглядов Замятина на новую действительность и "нового" человека". Это поможет увидеть развитие взглядов в других произведениях и более глубоко понять идейно-художественное своеобразие романа Е. Замятина "Мы".