Урок проводится после изучения трёх литературных течений Серебряного века. Он способствует проверке усвоения материала учениками. Работа проводится в виде ролевой игры между группами.
Оборудование:
1. Портреты представителей литературных течений.
2. Выставка книг.
1. Организационный момент.
Ученики делятся на 3 группы: “Символисты”, “Акмеисты”, “Футуристы” (деление на группы по итогам обучающих уроков).
2. Слово учителя.
Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Понятие “серебряный век” связано прежде всего с модернистскими течениями, т.е с новыми явлениями в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого. Цель модернизма – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали, как вам известно, символизм, акмеизм, футуризм. И сегодня мы с вами окунёмся в эпоху Серебряного века, эпоху преобразования поэзии, эпоху поэтических гостиных и поэтических боёв. Среди нас сегодня есть символисты, акмеисты и футуристы, и представителям течений предстоит показать свои знания по теории и практике своего поэтического направления, попытаться “отстоять” своё литературное течение.
3. Знание теории материала.
Задание №1. Дайте определение вашему литературному течению.
(Символизм – условный знак, символ. Акмеизм – высшая точка, остриё. Футуризм – будущее).
Задание №2. Из представленных портретов выберите представителей вашего течения, рассказать об одном из них.
(Представители: Брюсов, Бальмонт, Белый – символисты, Гумилёв, Ахматова – акмеисты, Хлебников, Северянин – футуристы.)
Задание №3. Составьте свою литературную программу по плану:
1. Цель течения
2. Основные темы
3. Основные художественные средства, их назначение.
4. Названия статей-программ и их авторы.
5. Значение, смысл существования течения.
Программа символистов:
1. Цель: интуитивное постижение мирового единства через символы.
2. Темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.
3. Основные художественные средства: аллитерация, ассонансы для передачи музыкальности стиха, олицетворения.
4. Программа обозначена в статье Мережковского “О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы”
5. Течение способствует созданию новой философской культуры, нового мировоззрения, отношению к искусству, как объединяющему людей началу, утончению, изощренности поэтических средств для лучшего выражения сложного мира современника.
Программа акмеистов:
1. Цель: конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, отвержение туманности символизма.
2. Экзотические темы, любовь, природа, душевные переживания человека.
3 Основные художественные средства: метафоры, оксюморон для яркого, мажорного изображения реальности и придания более ёмкого смысла детали.
4. Программа опубликована в статье Гумилёва “Наследие символизма и акмеизм”
5. Течение направлено на возрождение у человека жажды жизни, возвращение ощущения её красоты.
Программа футуристов:
1. Цель: преображение мира средствами искусства.
2. Темы социальные, гражданские, тема города, прогресса.
3. Основные художественные средства: консонансы, разноударные рифмы, авторские неологизмы как выражение эстетического бунтарства против стремительно меняющегося, теряющего опоры мира.
4. Программа объявлена в статье “Пощёчина общественному вкусу”. Авторы: Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Хлебников.
5. Течение способствовало раздвижению границ поэзии, постановке вопроса о новых функциях искусства (искусство – сфера не потребления, а сотворчества читателя), смелым экспериментам со словом).
4. Блицтурнир.
- Течение, ставшее основой для образования всех последующих (символизм)
- “Центрифуга”, - какому литературному течению принадлежал этот “механизм”? (футуризм)
- Что считали символисты объектом поклонения (Вечную Женственность)
- Какое течение условно принято считать возрождением “золотого” века Пушкина и Баратынского (акмеизм)
- “Искусство для масс” - чей это лозунг? (футуристов)
- Кому принадлежал лозунг “Искусство для искусства”? (символистам)
- Кем было “тщательно протёрто затуманенное стекло поэзии”? (акмеистами)
- Каким рабочим название было названо объединение акмеистов, возглавляемое Гумилёвым? (“Цех поэтов”)
- Какие группы выделялись в символизме, руководители? (старшие – Мережковский, Брюсов; “младосимволисты” - А. Белый)
- “Музыка прежде всего”. Кто подобно Полю Вернеру считал музыку высшей формой творчества? (символисты)
- Кем понималась поэзия как “волшебство” (символисты, Бальмонт)
- Кто придавал большое значение визуальному воздействию текста? (футуристы)
- Кто критиковал символистов за мистицизм, за увлечение “областью неведомого” (акмеисты).
- Представителям какого литературного направления свойственен образ поэта-хулигана? (футуристам)
- Течение, просуществовавшее всего около 2х лет, с 1913 по 1914 г.? (акмеизм).
- Кто предлагал сбросить с Парохода Современности Пушкина, Достоевского, Толстого? (футуристы)
- Кто воспринимал мир как макрокосмос, а человека как микрокосмос в макрокосмосе (футуристы).
- Значимость обыденной детали представлена кем? (акмеистами)
- Чей стих назван “сладкозвучным”? (символистов)
- Кто не церемонился со словом, дробил и переиначивал его? (футуристы)
5. Практическая работа.
Задание №1. Определите принадлежность произведения литературному течению (выбрать произведение, характерное своему направлению и попробовать объяснить выбор)
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блёстки,
При лазоревой луне…
Приметы, позволяющие отнести произведение к символизму: музыкальность стиха, его напевность, ассонансы а, о, е; аллитерация с, плавного л; туманность, непонятность образов, отсутствие стройного сюжета.
Подушка уже горяча
С обеих сторон.
Вот и вторая свеча
Гаснет, и крик ворон
Становится всё слышней.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне…
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
Здравствуй!
Приметы, позволяющие отнести произведение к акмеизму: использование говорящей детали (подушка горяча – волнение, не позволяющее спать), тема – психологическое состояние героини.
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй – пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то сотворений
Вне протяжения жило лицо.
Приметы, позволяющие отнести произведение к футуризму: авторские неологизмы, консонансы (взоры-брови, губы-облик).
Задание №2. Прочитать наизусть стихотворение представителя своего литературного течения.
6. Заключительное слово учителя, подведение итогов.
Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь новой культуры, делали ставку на предвосхищение грядущего и даже на преображение мира средствами искусства. Многие их утверждения остались спорными. Бесспорно одно: различные литературные течения периода Серебряного века выражали настроения эпохи, искали новых путей в искусстве, представили разнообразие творческих индивидуальностей, пытались привлечь читателей к сотворчеству. Стремление выразить настроение, нерв, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века.