Урок-размышление по литературе по теме: "Трагедия жизни Печерина и его поколения" (М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени", повесть "Фаталист")

Разделы: Литература


 

Тема: Трагедия жизни Печорина и его поколения.

Эпиграф:  «В … напрасной борьбе я истощил, и жар души, и постоянство воли…»

Цели  урока:

  • Помочь учащимся понять причину трагической обреченности Печорина и его поколения; выявить авторское отношение к герою в целом, осмыслить сюжетно-композиционную роль повести «Фаталист».
  • На материале повести «Фаталист» содействовать формированию у учащихся  умения разбираться в психологии личности (на примере образа Печорина); познакомить с понятием терминов фаталист, фатальный, душа, предопределение.
  • Воспитывать взаимопонимание и умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • Доска с записями.
  • Иллюстрации к повести «Фаталист».
  • Рисунки учащихся.
  • Плакат с эпиграфом.
  • Выставка книг.
  • Тексты, игральные карты, «пистолеты».

Ход урока.

I. Сегодня мы работаем над завершающей роман «Герой нашего времени» повестью «Фаталист». Этой повестью завершается «история души» человека, с историей жизни которого мы знакомились с первой главы.
Трагедия Печорина  - это трагедия личности, волей исторических обстоятельств отчужденной от своего народа, томящегося в крепостной неволе, лишенного приобщиться к культуре. Темы судьбы – одна из постоянных тем в раздумьях Печорина, введенных в контекст повести «Княжна Мери»: «Неужели мое единственное назначение на земле – разрушать чужые надежды?».
В новелле «Фаталист» она становится центральной и на сегодняшнем уроке нам предстоит ответить на вопросы:
- Почему Печорин не нашел счастья в жизни?
- В чем его трагическая обреченность?
- Как решается проблема смысла жизни в новелле?

II. Начнем работу с сопоставления портретных характеристик героя в повестях «Княжна Мери» и «Максим Максимыч» (чтение учащимися составленных характеристик героя).

Портретная характеристика героя № 1.

Печорин – человек вполне определенного времени, положения, социально-культурной среды. Он дворянин-интеллигент Николаевской эпохи, его душа «испорчена светом». Я считаю, что по натуре Печорин – деятель, но так как он сын своего времени, то деятельность его пуста и бесплодна, а поступки мелки.
Он ставит перед собой вопрос о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Например, в ночь перед дуэлью с Грушницким он размышляет, спрашивая себя: «Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, и верно было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…».
Печорин так и не нашел главной цели в жизни, в этом трагизм его судьбы. Но все же цель постижения природы и возможностей человека у него есть. Поэтому у него в жизни много психологических и нравственно-философских экспериментов над собой и другими (Бэла, Мери).
Печорину свойственен индивидуализм. Портретное описание помогает понять противоречивость характера Печорина, его раздвоенность. Например «его карие глаза…не смеялись, когда он смеялся». Это признак или злого нрава, или глубокой обиды постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц, они сияли каким – то фосфорическим блеском. То не было отражение жара душевного или играющего воображения, то был блеск, подобной гладкой стали, ослепительной, но холодной. Описание глаз показывает нам, что он серьезно разочарован в жизни. Печорин сам признается, что в нем два человека: один живет, другой мыслит и судит; один стремиться к высоким идеалам, другой скептик. Сам Печорин видит, чувствует, что душа его испорчена.
В «Княжне Мери» Печорин в родной среде, но здесь видна пустота этой искусственной жизни. Здесь он проверяет идею практикой. Идея – возможность вернуться в среду, связанную с тем светским обществом, которое его породило, и обрести душевный покой, счастье. Но он отдает себе отчет в том, что это счастье не для него. Он говорит: «Я не ужился бы с этой долею! Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце…». По его воле разбито сердце Мери, оскорблено самолюбие девушки. Герой не вписывается в эту среду, он отчужден ото всех.  

Портретная характеристика героя № 2.

Главный герой романа - Григорий Александрович Печорин. Печорин – деятель не только по натуре, но и по убеждению. Поступки Печорина мелки, кипучая деятельность его пуста и бесплодна. Время поставило его, по мнению Белинского, перед альтернативой: «или решительное бездействие, или пустая деятельность». Герой полон действительно бунтарского неприятия всех устоев общества, в котором вынужден жить.  Он нигде не пытается показать себя в выгодном свете, откровенно рассказывает о мотивах своих поступков, и обо всех тайных движениях своей судьбы. Ему присущи самокритичность и дух самоанализа.
Печорин слишком глубокая и самобытная натура, чтобы стать  только рефлектирующим дворянским интеллигентом. Он отличается силой ума и независимостью характера. Ему невыносимы пошлость и рутина. Он ничего не домогается – ни чинов, ни званий, ни выгод – и он ничего не делает, чтобы добиться успеха. Он стоит выше своего окружения. Но счастливым Печорин не кажется нигде. Ни одно из его действий, ни одно из проявлений его воли не имеет цели. Его активность бесплодна. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми его случайно столкнула судьба (погибает Бэла, разбито сердце Мери, погибает Грушницкий, оскорблен Максим Максимыч, остался без крова слепой мальчик). Силы богатой натуры героя не находят настоящего применения.
Процесс опустошения богатой человеческой личности совершился. Всем укладом  российской жизни 30-х годов Печорин был обречен на бездействие, судьба его в значительной мере оказалась предопределенной обстоятельствами.               

Какие черты характера прослеживаются в составленных характеристиках героя (на основе этих двух глав), а каких мы не видим?

Присутствующие черты

Нет черт характера

В главе «Максим Максимыч»

  • Равнодушие к жизни.
  • Холодность.
  • Безнадежность.
  • Опустошенность.

В главе «Княжна Мери»

  • Бесцельность жизни.
  • Разрушительность.
  • Неудовлетворенность.
  • Целеустремленность.
  • Дисциплинированность.
  • Искренность.
  • Благородство.
  • Лицемерие.
  • Индивидуализм.
  • Эгоизм.

 

Повесть «Фаталист» мы читаем когда, в сущности, уже поняли характер героя и нашли определенное объяснение его судьбы – трагической судьбы человека безвременья. Зачем же в конце романа мысль о судьбе заостряется уже самим названием повести «Фаталист»? Вопрос о предопределении – вопрос философский. Но в 30-40-е годы XIX века в связи со сложными условиями исторической жизни общества он утратил отвлеченный характер и приобрел особый интерес. В самом начале повести мы присутствуем при разговоре у майора С., где высказаны три позиции в отношении судьбы, рока, предопределения: одни верят в него, другие сомневаются, а третьи просто отрицают. Дальше мы становимся свидетелями трех событий: первое - пари у Вулича, второе - на что рассчитывал, Вулич приставив пистолет к своему виску, и на что рассчитывал Печорин, бросаясь на вооруженного пьяного казака, третье - каких личных качеств требовало испытание судьбы от Вулича и каких от Печорина.

Для работы нам нужно выяснить значение слов: судьба, рок, предопределение, душа, фаталист, фатальный (объяснение значения слов учащимися).

Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории, философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый, в идеализме с особой нематериальной субстанцией. В представлении первобытных людей душа рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание). В религии под душой понимается некое бестелесная, бессмертная, нематериальная сила, имеющая самостоятельное независимое от тела существование в «потустороннем» мире. (Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова).

Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Судьба – участь, доля, жизненный путь. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Рок – судьба. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Фатальный – роковым образом случающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

Фаталист – человек, верящий в фатум, склонный к фатализму. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Фатум – неотвратимая судьба, рок, неизбежное. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).

III. Инсценирование отрывка «Пари Вулича» учащимися.

IV. Беседа по новелле «Фаталист»

  1. Что вы можете сказать о Вуличе? / Он убежденный фаталист, судьбу испытывает сознательно и хладнокровно. А ведь ставка в этом испытании – жизнь. Очевидно, раз Вулич рискует ею, то он человек бесстрашный и даже мужественный/.
  2. Рождает ли вера в судьбу у Вулича активность или он пассивен? / Вулич активен, он как бы торопит судьбу. Риск его ничем не оправдан и необъясним. Никому из присутствующих его выстрел был не нужен, все подавлены, все встревожены. Его поступок подтверждает, что вера в судьбу может сделать даже мужественного и бесстрашного человека безразличным к действительности/.
  3. Как решается вопрос, который возник в споре – есть ли предопределение? / В эпизоде с Вуличем решается положительно. Случайность его гибели, как будто подтверждает существование судьбы, от которой не уйдешь/.
  4. Как ко всему происходящему относится Печорин? / Заключая пари, он утверждал, что провидения нет. После выстрела он как бы поверил в существование судьбы/.
  5. Как вы думаете, может быть и Печорин, поверив в предопределение, перестанет сомневаться, и окажется счастливее, чем был прежде? / Он заявляет, что в тот вечер твердо верил в судьбу, но тут же начинает иронизировать над собой. Для Печорина важен, в конце концов, не фатализм, а те выводы, которые должны определять поведение человека/.

Здесь важным оказывается заключительный эпизод «Фаталиста». Печорин сам решил испытать судьбу. Похож ли Печорин на Вулича в своем испытании судьбы?

  1. Какими обстоятельствами был вызван риск Вулича, и какими риск Печорина? / У Вулича никаких внешних мотивов для выстрела не было. Печорин же: «Между тем надо было на что-либо решиться и схватить преступника», значит, в риске Печорина была необходимость/.
  2. На что рассчитывал Вулич, приставив пистолет к своему виску, и на что рассчитывает Печорин, бросаясь на вооруженного пьяного казака? / Вулич полагается исключительно на судьбу, на игру случая. Печорин же действует вовсе не слепо, а трезво и обдуманно. Печорин действует как бы по пословице: «На Бога надейся, а сам не плошай»/.
  3. Каких личных качеств требовало испытание судьбы от Вулича, и каких от Печорина? /Вулич рисковал своей жизнью, но противника у него не было. Ему нужны были хладнокровие и мужество. А Печорину нужно было: а) оценить обстановку; б) воля; в) действовать быстро; г) план/.

Вывод. Здесь Печорин показан не приносящим несчастья, а необходимым людям.

  • А как же с верой в судьбу? Решен ли вопрос о предопределении? / Печорин отвечает уклончиво: «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает, наверное, убежден ли он в чем или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. /.

 Вывод. Своим поступком Печорин доказывает, есть судьба или нет, человек должен действовать смело, идти ей навстречу, не переставая подвергать все сомнению и самостоятельному критическому пересмотру. В финальной части он говорит: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера, напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится, а смерти не минуешь!».

  • Почему Печорин не нашел счастья в жизни? В чем его трагическая обреченность?
  1. Ни одно из его действий, ни одно из проявлений его воли не имеет цели.
  2. Его активность бесплодна. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми его случайно столкнула судьба.
  3. Основные свойства его натуры и отразившаяся в нем «болезнь века» – рефлексия (раздвоение характера, постоянный самоанализ) и скептицизм.
  4. Индивидуализм и эгоизм как жизненные принципы, принятые на себя Печориным опустошили его (он «истощил жар души»). Лермонтов показывает, как постепенно утрачивает Печорин все лучшее в своем характере.
  5. Трагическая обреченность в том, что Печорин не видит смысла жизни, не может применить свои недюжинные способности для пользы и вянет без борьбы.
  6. Там, где он появляется, он несет смерть страдания, разрушения. Это была не история одного Печорина, а всего поколения Николаевской России.
  7. Лермонтов в стихотворении «Дума» говорит:

    Печально я гляжу на наше поколенье.
    Его грядущее иль пусто, иль темно.
    Меж тем под бременем познанья и сомненья
    В бездействии состарится оно.
    …Толпой угрюмою и скоро позабытой
    Над миром мы пройдем без шума и следа
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.

Вывод. Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, оттого, что не может найти применение и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Но вывод из этого сделал не мрачный не пессимистический, а привел к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбою.

V. Комментирование оценок за урок.

VI. Домашнее задание.

  1. Почему В. Г. Белинский назвал роман Лермонтова «грустной думой о нашем времени»?
  2. Прочитать и составить конспект статьи В. Г. Белинского «Герой нашего  времени».