Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта.
И.-В. Гёте.
Цели урока:
- познакомить учащихся с разнообразной тематикой произведений М.Ю. Лермонтова;
- выявить основной мотив в лирике М.Ю. Лермонтова;
- стимулировать самостоятельное мышление учащихся; умение конспектировать;
- способствовать развитию интереса учащихся к творчеству поэта и его личности.
План урока:
Содержание этапов урока: | Методы и формы работы: |
1. Оргмомент. | Методы:
|
2. Организация групповой и индивидуальной работы. | Формы:
|
3. Подведение итогов семинара. | Виды читательской деятельности: |
|
|
Виды речевой деятельности: | |
|
Подготовка к уроку: учащиеся за две недели до урока получают задания (Приложение 1): составление и оформление докладов (сообщений), которые предварительно просматриваются учителем; подготовка ответов на заранее составленные вопросы (класс разделён на группы, в каждой группе есть ученик-консультант).
Оформление:
- на доске записаны тема урока, эпиграф;
- портреты М.Ю. Лермонтова, его родителей, В. Лопухиной.
Ход урока
1. Оргмомент (приветствие). Мотивационное начало урока. Сообщение темы, целеполагание.
- Сегодня мы с вами проводим урок-семинар по теме “Мотив одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова”. Вам предстоит вспомнить уже изученные ранее произведения поэта и познакомиться с новыми. Вы должны уметь высказывать собственное обоснованное суждение по заданной теме, выражать своё личностное восприятие произведений. Попутно мы закрепляем навыки анализа лирического произведения и выразительного чтения, а также совершенствуем навык конспектирования.
Во время выступления групп по заданной проблеме, остальные делают записи у себя в тетрадях, отмечают самое основное, на ваш взгляд, по этой теме.
Открываем тетради, записываем тему урока.
2. Вступительное слово учителя. Семинар.
Творчество М.Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нём отражён важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Мотив одиночества отражает именно состояние русской общественной мысли периода реакции и об этом выступление первой группы (Приложение 2, Приложение 3).
Выступление учащихся.
Учитель.
- Тема разрушения Дома – также одна из главных философских проблем и романа “Герой нашего времени”. Печорин разрушает и дом “честных контрабандистов”, и дом Бэлы, и дом княжны Мери, и возможный дом Грушницкого – чтобы самому погибнуть в скитании, “где-то на пути в Персию”. Мотив одиночества у Лермонтова приобретает философский характер и об этом выступление 2-й группы (Приложение 4, Приложение 9).
Выступление учащихся.
Учитель.
- Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальным нарушением взаимосвязей. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находятся вне человека, но внутри него, в его душе. И нельзя, совершенствуя окружающий мир, ожидать, что он, изменившись к лучшему, изменит людей. Поэтому все внимание поэта сконцентрировано на духовном пути героя, который всегда стремится к гармонии с миром. Об этом выступление 3-ей группы (Приложение 5).
Выступление учащихся.
Учитель.
- В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение.
Ни в обществе, ни в поколении своём, ни даже в любви Лермонтов не мог найти опоры своим идеалам. Об этом выступление 4-й группы (Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8).
Выступление учащихся.
Учитель.
- Идеальный мир в лирике Лермонтова, в который лирический герой уносится мечтой, памятью или воображением, воссоздаётся через образы природы. Природа одухотворена в произведениях Лермонтова. Об этом выступление 5-й группы (Приложение 10).
Выступление учащихся.
3. Обобщение по теме.
Учитель.
- На ваше внимание представлены сведения из Лермонтовской энциклопедии. Не представит особого труда определить, какие из мотивов лирики Лермонтова доминируют.
Слова, которые встречаются на страницах произведений М.Ю.Лермонтова:
“один” – 1472 раза, “нет” – 1006 раз, “любовь” – 605 раз, “бог” – 589 раз, “небо” – 415 раз, “земля” – 385 раз, “казаться” – 336 раз, “минута” – 333 раз, “ночь” – 328 раз, “сон” – 277 раз, “смерть” – 273 раза, “надежда” – 263 раза, “играть” – 183 раза, “скала” – 164 раза, “страдание” – 149 раз, “могила” – 144 раза, “камень” – 142 раза, “зло” – 136 раз, “напрасно” – 134 раза, “обмануть” – 129 раз, “рай” – 127 раз, “ночной” – 122 раза, “миг” – 121 раз, “небесный” – 95 раз, “злодей” – 92 раза, “крест” – 92 раза, “грозный” – 85 раз, “страдать” – 81 раз, “воспоминание” – 72 раза, “гроза” – 65 раз, “волшебный” – 64 раза, “ложь” – 60 раз.
Задание: составить из данных слов тематические ряды; озаглавить ряд.
4. Анализ стихотворений “Монолог”, “Дума”.
5. Вывод урока-семинара.
Учитель.
Всё творчество поэта – это его размышления о смысле жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Тема одиночества представлена в лирике Лермонтова широко и многогранно. Он осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворённость самим собой, судьбой, политической обстановкой, обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной безнадёжности.
Несомненно, Лермонтова можно назвать народным поэтом. Он вошёл в историю русской литературы как достойный преемник А.С. Пушкина.
6. Домашнее задание: письменный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Гляжу на будущность с боязнью”.