Авторская песня "Обыкновенное чудо" Булата Окуджавы

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Образовательние: познакомить учащихся с авторской песней на примере  творчества Б. Окуджавы.
  • Развивающие: стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся; продолжить работу над  анализом лирического стихотворения.
  • Воспитательные: использовать силу воздействия  авторской песни на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений, патриотизма

Наглядные пособия, оборудование: мультимедийный проектор, компьютерный класс .
Формы работы на уроке:

  • групповая
  • парная
  • индивидуальная

ХОД УРОКА

1.Организационная часть

– Добрый день, ребята, садитесь. В тетрадях записываем  число, классная работа .Я рада вас видеть сегодня и надеюсь, что у нас с вами получится интересный и плодотворный урок.

Каждый пишет , что  он слышит,
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…

– О ком поет автор? (О себе и о каждом из нас)
– Что необычного в  такой  манере исполнения? (Он не исполняет, не выступает, а беседует, разговаривает).
– Автор наставляет, поучает или доверительно беседует?
– Как вы считаете, что важнее в этой песне: текст, музыка или манера исполнения? (Единство)
– Как называется такая манера  исполнения , когда важны и доверительные интонации,  и текст, и музыка, и манера исполнения автора. Автор доверяет нам самое сокровенное. (Авторская)
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Появляется слайд с темой урока: «Авторская песня».

2. Цели урока

Как вы считаете, каковы цели сегодняшнего урока? Чем мы с вами будем заниматься?

3. Слово учителя. Беседа с классом

– Авторскую песню еще называют бардовской. Какие имена бардов вам знакомы? Булат Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий, Ю.Кукин, А.Городницкий, Ю.Ким, А.Галич, Н.Матвеева, Е.Клячкин, М.Ангаров, Арон Крупп, Л.Семаков…
– Случайно ли многоточие?
– Существует ли сегодня авторская песня?
– А в нашем городе? Приведите примеры.
– Кто знает, когда появилась авторская песня? Обратимся к энциклопедии КиМ. Авторская песня стала общественным  движением 50-90 годов20 века, существует она и сегодня. Но пиком  развития стали именно  годы «оттепели», когда в противовес  официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела   песни «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному  в стихотворный текст.
– Что характерно для бардовской песни? (Запись  в тетрадь) Вспомните ваши ответы  в начале урока.

  • обращенность к каждому человеку;
  • отличительная манера исполнения;
  • важность текста, где текст и музыка нераздельны, музыка является метафорой.
  • искренность;
  • правдивость;

 – И мы сегодня попробуем в этом убедиться.

4 . Входной тест по теории литературы

– Сейчас проведем небольшую тестовую работу, позволяющую проверить ваши теоретические знания, которые пригодятся вам при анализе стихотворений. На  рабочем столе найдите папку под названием «Тестер». Зарегистрируйтесь, выставьте отметку в ОЛ. (Приложение 2).

1. Идея художественного произведения –

А) главная мысль, определяющая  содержание произведения;
Б) круг вопросов, отображенных в произведении.

2. Символ –

А) усьловный знак, образ;
Б) течение в литературе конца XIX начала ХХ века.

3. Эпитет – это ...

А) художественное  определение;
Б) перенос на основе сходства.

4. Метафора – это …

А) художественное определение;
Б) скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова.

5. Лирический герой –

А) форма выявления творческой позиции автора;
Б) главный герой произведения.

6. Тема  произведения –

А) главная мысль, определяющая  содержание произведения;
Б) круг вопросов, отображенных в произведении.

–  Кто справился без ошибок?  Молодцы! У кого одна, две ошибки? Результаты не забудьте внести в ОЛ

5. Обращение к творчеству Б.Окуджавы

– Одним из наиболее ярких представителей бардовской песни стал со второй половины 50-х годов  Булат Шалвович Окуджава ( 1924–1997) , песня которого сейчас прозвучала.
– Что вы знаете о нем? Обратимся в к энциклопедии КиМ. А мне хотелось бы добавить, что Окуджаву называют Поэтом Печали, Чеховым ХХ века. Окуджаве принадлежат более 800 стихотворений, около 200. песен. Совершенно необычными звучат   слова и интонации: «часовые любви», «подлая война», «ваше величество женщина», «мне надо на кого-нибудь молиться». Но дело даже не в отдельных необычных образах, дело в том, что сами эти песни были совсем другие.

6. Групповая работа

– Насколько другие,   мы с вами сегодня и выясним, познакомившись  с ними.  Работать вы будете в группах. У каждой группы свое задание и свое стихотворение, на рабочем столе найдите файл «Карточка» (Приложение 1), откройте его, прочтите внимательно задание, обратите внимание на текстовый документ и презентации. В презентации – иллюстративный материал, в вордовском документе- тексты стихотворений.   Начинайте  работать. Время работы – 6 минут.
Хранители времени следят за временем, художники подбирают иллюстрации, ораторы выступают, секретари выставляют отметку за работу в группе. (Время выступления  – 3 мин.)

Оценочный лист  по теме «Авторская песня. «Обыкновенное чудо» Булата Окуджавы»

ФИ_____________________________________________________________________________

1 Входной тест  
2 Наиболее понравившаяся презентация.
4 Самооценка за урок  
3 Оценка группы  
4 Оценка учителя  

7. Выступления представителей групп (по 2 мин.)

– Отмечайте понравившиеся презентации. Будьте внимательны по отношению друг к другу.

8. Подведение итогов выступлений

– Каковы же темы поэзии? За что называют Поэтом Печали, Чеховым ХХ века? Чьи традиции в русской литературе продолжает?

9. Подведение итогов,  выставление отметок

10. Домашнее задание

Мини-сочинение «Какие мысли и  ощущения возникли у меня во время чтения стихов Окуджавы».

11. Рефлексия

– Какие мысли и ощущения возникли у вас во время сегодняшнего урока , выразите их, закончив предложения. Метод незаконченных предложений:

  • Мне понравилось….
  • Я понял, что…
  • Я научился…

12. Заключительное слово учителя

– Когда умирает поэт, говорят, что он уходит. Но это мы уходим. Уходим  все дальше от поэта, друг от друга. И мне кажется, что именно искренняя авторская песня поможет выжить в сегодняшние нелегкие времена