Цели урока:
- Образовательние: познакомить учащихся с авторской песней на примере творчества Б. Окуджавы.
- Развивающие: стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся; продолжить работу над анализом лирического стихотворения.
- Воспитательные: использовать силу воздействия авторской песни на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений, патриотизма
Наглядные пособия, оборудование:
мультимедийный проектор, компьютерный класс .
Формы работы на уроке:
- групповая
- парная
- индивидуальная
ХОД УРОКА
1.Организационная часть
– Добрый день, ребята, садитесь. В тетрадях записываем число, классная работа .Я рада вас видеть сегодня и надеюсь, что у нас с вами получится интересный и плодотворный урок.
Каждый пишет , что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…
– О ком поет автор? (О себе и о каждом из нас)
– Что необычного в такой манере
исполнения? (Он не исполняет, не выступает, а
беседует, разговаривает).
– Автор наставляет, поучает или доверительно
беседует?
– Как вы считаете, что важнее в этой песне: текст,
музыка или манера исполнения? (Единство)
– Как называется такая манера исполнения ,
когда важны и доверительные интонации, и
текст, и музыка, и манера исполнения автора. Автор
доверяет нам самое сокровенное. (Авторская)
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Появляется слайд с темой урока: «Авторская песня».
2. Цели урока
Как вы считаете, каковы цели сегодняшнего урока? Чем мы с вами будем заниматься?
3. Слово учителя. Беседа с классом
– Авторскую песню еще называют бардовской.
Какие имена бардов вам знакомы? Булат
Окуджава, Ю.Визбор, В.Высоцкий, Ю.Кукин,
А.Городницкий, Ю.Ким, А.Галич, Н.Матвеева,
Е.Клячкин, М.Ангаров, Арон Крупп, Л.Семаков…
– Случайно ли многоточие?
– Существует ли сегодня авторская песня?
– А в нашем городе? Приведите примеры.
– Кто знает, когда появилась авторская песня?
Обратимся к энциклопедии КиМ. Авторская песня
стала общественным движением 50-90 годов20 века,
существует она и сегодня. Но пиком развития
стали именно годы «оттепели», когда в
противовес официальной советской песне чуть
не вся страна слушала и пела песни
«неофициальные», соответствующие духу времени,
духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно
простые по мелодии и глубокие по смыслу,
заложенному в стихотворный текст.
– Что характерно для бардовской песни? (Запись
в тетрадь) Вспомните ваши ответы в начале
урока.
- обращенность к каждому человеку;
- отличительная манера исполнения;
- важность текста, где текст и музыка нераздельны, музыка является метафорой.
- искренность;
- правдивость;
– И мы сегодня попробуем в этом убедиться.
4 . Входной тест по теории литературы
– Сейчас проведем небольшую тестовую работу, позволяющую проверить ваши теоретические знания, которые пригодятся вам при анализе стихотворений. На рабочем столе найдите папку под названием «Тестер». Зарегистрируйтесь, выставьте отметку в ОЛ. (Приложение 2).
1. Идея художественного произведения –
А) главная мысль, определяющая содержание произведения;
Б) круг вопросов, отображенных в произведении.
2. Символ –
А) усьловный знак, образ;
Б) течение в литературе конца XIX начала ХХ века.
3. Эпитет – это ...
А) художественное определение;
Б) перенос на основе сходства.
4. Метафора – это …
А) художественное определение;
Б) скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова.
5. Лирический герой –
А) форма выявления творческой позиции автора;
Б) главный герой произведения.
6. Тема произведения –
А) главная мысль, определяющая содержание произведения;
Б) круг вопросов, отображенных в произведении.
– Кто справился без ошибок? Молодцы! У кого одна, две ошибки? Результаты не забудьте внести в ОЛ
5. Обращение к творчеству Б.Окуджавы
– Одним из наиболее ярких представителей
бардовской песни стал со второй половины 50-х
годов Булат Шалвович Окуджава ( 1924–1997) , песня
которого сейчас прозвучала.
– Что вы знаете о нем? Обратимся в к энциклопедии
КиМ. А мне хотелось бы добавить, что Окуджаву
называют Поэтом Печали, Чеховым ХХ века. Окуджаве
принадлежат более 800 стихотворений, около 200.
песен. Совершенно необычными звучат слова
и интонации: «часовые любви», «подлая война»,
«ваше величество женщина», «мне надо на
кого-нибудь молиться». Но дело даже не в
отдельных необычных образах, дело в том, что сами
эти песни были совсем другие.
6. Групповая работа
– Насколько другие, мы с вами сегодня и
выясним, познакомившись с ними. Работать
вы будете в группах. У каждой группы свое задание
и свое стихотворение, на рабочем столе найдите
файл «Карточка» (Приложение
1), откройте его, прочтите внимательно
задание, обратите внимание на текстовый документ
и презентации. В презентации – иллюстративный
материал, в вордовском документе- тексты
стихотворений. Начинайте работать.
Время работы – 6 минут.
Хранители времени следят за временем, художники
подбирают иллюстрации, ораторы выступают,
секретари выставляют отметку за работу в группе. (Время
выступления – 3 мин.)
Оценочный лист по теме «Авторская песня. «Обыкновенное чудо» Булата Окуджавы»
ФИ_____________________________________________________________________________
1 | Входной тест | |
2 | Наиболее понравившаяся презентация. | № |
4 | Самооценка за урок | |
3 | Оценка группы | |
4 | Оценка учителя |
7. Выступления представителей групп (по 2 мин.)
– Отмечайте понравившиеся презентации. Будьте внимательны по отношению друг к другу.
8. Подведение итогов выступлений
– Каковы же темы поэзии? За что называют Поэтом Печали, Чеховым ХХ века? Чьи традиции в русской литературе продолжает?
9. Подведение итогов, выставление отметок
10. Домашнее задание
Мини-сочинение «Какие мысли и ощущения возникли у меня во время чтения стихов Окуджавы».
11. Рефлексия
– Какие мысли и ощущения возникли у вас во время сегодняшнего урока , выразите их, закончив предложения. Метод незаконченных предложений:
- Мне понравилось….
- Я понял, что…
- Я научился…
12. Заключительное слово учителя
– Когда умирает поэт, говорят, что он уходит. Но это мы уходим. Уходим все дальше от поэта, друг от друга. И мне кажется, что именно искренняя авторская песня поможет выжить в сегодняшние нелегкие времена